1949
год. Каир. Египет. Археолог и священник отец Мерин встречается с миллионером
Семельером, который интересуется античным артефактом, датированным пятым
веком до нашей эры. Он был недавно обнаружен в христианской церкви в восточной
Африке. Мерин потерял веру в Бога во время Второй мировой войны, когда
он вынужден был выбрать десять жертв для нацистского офицера и согласился
работать на фашистов. Вместе с католиком отцом Франсисом, посланным Ватиканом
в Африку расследовать, как церковь могла быть построена за 1500 лет до
появления первых упоминаний о религии, отец Мерин отправляется исследовать
найденный артефакт. Там они встречаются с доктором Сарой, которая во время
Второй мировой войны подверглась насилию со стороны фашистов за то, что
устроила госпиталь. Постепенно священники начинают осознавать, что церковь
была построена, чтобы защитить людей от злых сил, которые были выпущены
на волю во время раскопок. Отец Мерин решает возвратиться к вере, чтобы
противостоять могущественному злу…
Проект анонсировался еще в 1997 году под режиссурой Том Маклафлина. Режиссер
Джон Франкенхаймер отказался от режиссуры за месяц до своей смерти. Студия
«Morgan Creek Productions» уволила Пола Шредера после того, как он предоставил
им уже готовый фильм. Но продюсеры хотели видеть кровавый фильм ужасов,
а получили психологическую драму. На его место был приглашен режиссер
Ренни Харлин, который переснял 90% фильма своего предшественника. В итоге
одновременно вышло в прокат два фильма: Харлина и Шредера, причем версия
Шредера была на 20 минут длиннее. Актер Стеллан Скарсгаард играет персонажа
Макса Фон Сюдова из первого
фильма в молодости, хотя он почти на 10 лет старше Фон Сюдова образца
1973 года. Этот многострадальный фильм номинировался на анти-приз «Razzie»
за худшую режиссуру (обоих режиссеров: Ренни Харлина и Пола Шредера),
а также как худшее продолжение. На роль отца Мерина первоначально планировался
Лайам Нисон. Райан Филипп и Керр Смит рассматривались на роль отца Франсиса.
При бюджете в 50 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала
почти 80 миллионов. Продюсеры даже хотели вернуть Уилльяма Фридкина в
режиссерское кресло. Линда Блэйр
была шокирована, когда увидела, что студия «Warner» использовала ее образ
и голос для продвижения этого фильма без ее согласия. В начале пересъемочного
периода Ренни Харлин попал в автомобильную аварию и сломал ногу. Так что
все время он проходил с спицами в ноге. Габриэль Манн не мог участвовать
в пересъемках из-за работы в другом проекте, поэтому его роль отошла Джеймсу
Д’Арси.