Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Томми Дорси (1905-1956)-американский джазовый тромбонист, композитор
и руководитель биг-бэнда. Томас Фрэнсис Дорси родился 19 ноября 1905 года
в Шенандоа, штат Пенсильвания и был вторым из четырех детей Томаса Фрэнсиса
Дорси-старшего и Терезы Лэнгтон. Он и его старший брат Джимми позднее станут
известными как «Dorsey Brothers». В семье также были младшие дети-Мария
и Эдвард (умер молодым). В возрасте 15 лет Джимми был рекомендован Томми
в качестве замены для Раса Моргана в местный ансамбль 1920-х годов «The
Scranton Sirens». Позже Томми и Джимми работали в нескольких оркестрах,
которыми руководили Таль Генри, Руди Вэлли, Винсент Лопес, Натаниэль Шилкрет.
С этими составами Томми Дорси добился определенной популярности в кругах
любителей джазовой музыки. Он приобрел также опыт работы в самом знаменитом
эстрадном коллективе той поры, оркестре Пола Уайтмена, исполнявшем джазовую,
симфоническую и танцевальную музыку. Дорси выдвинулся в число ведущих солистов
этого ансамбля. В 1929 году Дорси записал со своим братом кларнетистом и
саксофонистом Джимми Дорси свой первый хит «Coquette» (на лейбле Okeh).
На этикетке пластинки оба значатся руководителями биг-бэнда. Это был студийный
состав, окончательно сформировавшийся к 1934 году как концертный и гастролирующий
на регулярной основе свинговый оркестр, один из первых в своем роде. Создать
постоянный коллектив помог Гленн Миллер, который стал также первым музыкальным
руководителем оркестра. Однако уже на следующий год, в результате разногласий
между братьями, коллектив прекратил существование. Трения и растущая раздражительность,
царившие в отношениях Томми и Джимми, подтолкнула младшего брата к уходу
из биг-бэнда. Резкий по характеру Томми являлся фактическим лидером оркестра,
а Джимми, менее взрывной, был вынужден подчиняться его представлениям о
темпо-ритмических и прочих музыкальных вопросах. На одном из выступлений
Джимми не вытерпел: «Не слишком ли быстро ты считаешь этот такт?»-сказал
он брату. Ничего не ответив и забрав свой тромбон, Томми удалился со сцены.
Братья не разговаривали и не общались 11 лет. Джимми остался работать с
прежним коллективом, а Томми собрал в 1935 году новый состав, который получил
известность сразу же после заключения контракта с RCA Victor. Уже первые
из четырех хитов-«On Treasure Island» и «Every Little Moment» продемонстрировали
стремление Дорси к исполнению «горячего» джаза. По национальному радио транслировались
выступления биг-бэнда: в 1936 году из Далласа, а затем из Лос-Анджелеса.
В 1937 году Томми Дорси и его коллектив пригласили на радио-шоу комика Джека
Перла. Большую популярность Дорси принесла запись свинговой версии «Песни
Индийского гостя» Н. А. Римского-Корсакова (из оперы «Садко»). В составе
оркестра Томми Дорси начали свою карьеру многие музыканты-инструменталисты
и вокалисты, впоследствии ставшие известными, например, барабанщик Бадди
Рич, перешедший к Дорси в 1939 году от Арти Шоу, после того как Шоу на время
отказался от собственного биг-бэнда. Тот факт, что Томми сформировал свой
коллектив из остатков оркестра Джо Хеймса и постоянная его готовность предложить
работу понравившемуся исполнителю или аранжировщику, дали повод критикам
Дорси, обвинять Томми в практике переманивания талантливых джазменов из
других ансамблей. На самом деле, если он, перфекционист по натуре, восхищался
тем или иным исполнителем, то стремился подписать с этим музыкантом контракт.
Кроме того, Дорси был человеком настроения, что сказывалось на процессе
приема в оркестр и увольнения из коллектива. Достигнув большого коммерческого
успеха с собственным биг-бэндом, Дорси начал делать бизнес в музыкальной
индустрии. Он одолжил Гленну Миллеру деньги, когда тот собирал свой новый
оркестр в 1938 году. Томми рассматривал этот кредит как инвестицию и рассчитывал
на постоянный процент от доходов Миллера. Миллер долг вернул, но на кабальные
условия кредитования не согласился. Рассердившийся Дорси спонсировал новый
оркестр во главе с Бобом Честером, который намеренно копировал стиль и саунд
биг-бэнда Миллера. В середине 1940-х годов Томми принадлежали два музыкальных
издательства-Sun и Embassy. В пику владельцам нового дансинга The Hollywood
Palladium в Лос-Анджелесе, он открыл в 1944 году конкурирующий танцевальный
клуб The Casino Gardens. Дорси также владел в течение короткого времени
журналом под названием The Bandstand (Эстрада). В 1940 году Томми Дорси
нанял начинающего певца Фрэнка Синатру из оркестра Гарри Джеймса. За два
года Синатра сделал восемьдесят записей с оркестром Дорси, в том числе «In
The Blue of Evening» и «This Love of Mine». Именно тогда он достиг своего
первого большого успеха как вокалист и позже утверждал, что узнал, как контролировать
дыхание, наблюдая за игрой Дорси на тромбоне. В свою очередь, Дорси говорил,
что стиль его тромбона находился под сильным влиянием Джека Тигардена. В
разные годы у Дорси работали талантливые аранжировщики: С. Оливер, А. Стордал,
Н. Риддл, П. Уэстон, Б. Финеган. В 1939 году Томми пригласил Сая Оливера,
ранее сотрудничавшего с оркестром Джимми Лансфорда. Хитами Сая Оливера в
записи оркестра Томми Дорси стали аранжировки джазового стандарта «On The
Sunny Side of the Street» и быстрой пьесы «T.D.'s Boogie Woogie». Оливер
также сочинил две инструментальные композиции, ставшие визитными карточками
коллектива-«Well, git it!» и «Opus one». Аксель Стордал специализировался
на балладах и вскоре выступил в качестве дирижера первой сольной программы
Синатры. Тромбонист Нельсон Риддл впоследствии стал аранжировщиком и дирижером
Синатры в 1950-х гг. Билл Финеган, работавший с оркестром Гленна Миллера,
сотрудничал с Дорси восемь лет после отъезда Миллера в Европу в 1942 году.
К середине 1940-х гг. Томми Дорси завоевал огромный авторитет как лидер
группы и музыкант, он активно работал на радио, по несколько раз в неделю
выступая в эфире NBC и других крупных радиостанций. Как приглашенный солист
Дорси записывался с джаз-оркестром Дюка Эллингтона и филармоническим оркестром
под управлением Леопольда Стоковского. Композитор Натаниэль Шилькрет посвятил
Дорси свой «Концерт для тромбона». Дорси зарекомендовал себя блестящим солистом,
особенно покорявшим при исполнении баллад в высоком регистре. Биг-бэнд под
его управлением дал целый ряд выдающихся образцов стиля свинг, но пользовался
успехом и у широкого круга любителей танцевальной музыки, и у джазовых музыкантов,
работавших в других стилях. Так, с ним состоялось одно из первых телевизионных
выступлений Элвиса Пресли, а Чарли Паркер был большим поклонником коллектива.
В 1947 году о братьях Дорси был снят этот фильм, а в 1953 году, вновь объединившись,
Томми и Джимми Дорси отправились в концертное турне по городам США и записали
ряд радио и телепередач. В 1956 году Томми Дорси скончался в результате
несчастного случая, задохнувшись во сне. Оркестр Тома Дорси существует до
сих пор. После его смерти оркестром руководил Джимми Дорси, затем Ли Касл,
Урби Грин, Уоррен Ковингтон, Сэм Донахью и Бадди Морроу.
Джимми Дорси (1904-1957)-американский джазовый саксофонист и кларнетист,
один из самых знаменитых бэнд-лидеров эры свинга. Со своим оркестром записал
множество хитов с латиноамериканским оттенком, утвердивших его в качестве
одного из самых успешных музыкальных коллективов начала 1940-х годов. Был
братом тромбониста и тоже знаменитого бенд-лидера Томми Дорси, с которым
он одно время, на ранней и поздней стадиях своей карьеры, руководил джазовыми
оркестрами совместно. Сингл Джимми Дорси с его оркестром Brazil (Aquarela
do Brasil) (1942) был в 2009 году введен в Зал славы премии «Грэмми», чествующий
лучшие и важнейшие записи более чем 25-летней давности.