
















Италия.
Первая мировая война. Трагическая история любви санитара американской
армии лейтенанта Фредерика Генри и медсестры Кэтрин Баркли. Она лечит
его от ран. Священник объявляет их мужем и женой. Фредерик должен вернуться
на фронт. Чтобы не беспокоить его, Кэтрин не говорит, что ждет от него
ребенка. Лучший друг Фредерика, офицер-хирург, движимый убеждением, что
солдат не должен чересчур привязываться к женщине, уже пытался разлучить
Фредерика с Кэтрин. Теперь он упорствует в своей затее и отправляет обратно
письма, которые влюбленные посылают друг другу. Не получая новостей от
Кэтрин, Фредерик дезертирует и отправляется ее искать. Он находит ее в
Швейцарии-тяжело больную, потерявшую ребенка. Она умирает у него на руках…
Первая экранизация романа Эрнеста Хемингуэя. Фильм полностью вписывается
во вселенную Фрэнка Борзажа и уже мало общего имеет с романом-первоисточником,
особенно-с его избыточным романтизмом. Война здесь-лишь декорация, на
фоне которой разворачивается рассказ-воспоминание о любви, что оказалась
сильнее препятствий, разлуки и смерти. Эта любовь зарождается и развивается
по крайне простому мелодическому рисунку, который движется почти по прямой
к взрывному лиризму финальных сцен. Лишь в тот момент, когда герой дезертирует
и проходит по полям сражений и запруженным дорогам, режиссер действительно
показывает на экране войну. В его глазах личная трагедия двух героев и
незавершенность их земной любви служат лучшим пацифистским воззванием
против абсурда и ужаса войны. Хотя дуэт Гари Купера и Хелен Хейс не всегда
бесспорно убедителен, Купер, открытый Генри Кингом, с первых лет работы
в кино демонстрирует удивительную способность переходить из миров Штернберга
в миры Борзажа, Эрнста Любича, Ховарда Хоукса или Уэллмена, не теряя при
этом ни капли таланта. Существует второй финал, отснятый режиссером: в
нем дается туманный намек на выздоровление Кэтрин. Ремейк Чарльза Видора,
зрелищный, но мало трогающий, был снят в 1957 году. В фильме «Сила оружия»
(1951) режиссер Майкл Кертис использовал схожий сюжет в контексте Второй
мировой войны. В главной роли должен был сниматься Фредрик Марч, но когда
он узнал, что режиссер Джон Кромвель был заменен Фрэнком Борзажем, то
покинул проект. Картина получила «Оскар» за лучшую операторскую работу
и звук, а номинировалась за лучшее художественное оформление и как лучший
фильм года.