Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЧЕЛЮСТИ»
(Jaws)

США, 1975, 124 мин., «Universal»
Режиссер и сценарист Стивен Спилберг, сценарист Джон Милиус, художник Джо Элвез, композитор Джон Уилльямс
В ролях Рой Шайдер, Роберт Шо, Ричард Дрейфус, Лорейн Гэри, Мюррей Хэмилтон, Карл Готтлиб, Джеффри Крамер

Эмитивилль. Ужасно обезображенные трупы отдыхающих обнаруживают на побережье курортного местечка. Судебно-медицинский эксперт делает вывод, что на людей нападала акула. Мэр города Ларри Вон, озабоченный падением интереса к маленькому городку, который живет только за счет туристов, не разрешает шефу полиции Мартину Броди закрыть пляжи. Немного позже ребенок становится жертвой нападения акулы. Его мать предлагает премию тому, кто поймает монстра. Сбегаются охотники, но все безуспешно. Смерть одного из них придает смелости Броди, поддерживаемому Мэттом Хупером, молодым ихтиологом, снова потребовать у Вона закрытия плавательной станции. Тот отказывает ему. Кровавая атака чудовищного зверя на глазах обезумевших отдыхающих побуждает выделить десять тысяч долларов знаменитому охотнику на акул Куинту. Тот, вместе с Хупером и Броди нападает на след акулы, которая оказывается гигантских размеров, более семи метров. Несколько раз раненое гарпуном, чудовище поворачивается против своих преследователей, и охотники превращаются в добычу. Спустившись под воду в металлической клетке для того, чтобы накормить акулу стрихнином, Хупер попадает в неприятную ситуацию и прячется в трещине скалы. Акула разбивает дно судна, раскусив Куинта надвое. Из последних сил Броди бросает в пасть акулы баллон со сжатым воздухом, а потом стреляет в него. Баллон взрывается, разнося на кусочки прожорливого монстра, в то время, как судно тонет. Вцепившись за обломок судна Броди и присоединившийся к нему Хупер плывут к берегу…
Схематически построенный как картины «Дуэль» (1971) и «Шугарлендский экспресс» (1974) и показывающий персонажей, ставших жертвами жестокой агрессии, фильм стал культовым. Стивен Спилберг экранизировал посредственный роман специалиста по подводному плаванию Питера Бенчли (писатель хотел видеть в главных ролях Роберта Рэдфорда, Пола Ньюмана и Стива Маккуина), от которого режиссер и соавторы, убрав целые главы, сохранили только основную сюжетную линию. Усовершенствованный, развивающийся в двух временных отрезках, сюжет покоится на сконструированной структуре, которая основывается на ошибочном представлении героев относительно настоящих размеров акулы (как и на перевоплощении грузовика из «Дуэли»), которая оказывается более значительной при своем появлении. Спилберг эффективно и изобретательно увлек зрителя в богатый подводный кошмар в духе Фрейда. Бюджет картины составил 12 миллионов долларов, а собрала она в мировом прокате более 470 миллионов и еще 130 миллионов выручила за право использования в США (картина стала самой прибыльной в истории кино вплоть до выхода фильма «Звездные войны», 1977). В 1975 году картину посмотрели в кинотеатрах 67 миллионов американцев. Съемки картины заняли три месяца. В момент работы над картиной режиссеру было всего 27 лет. Фильм номинировался на «Оскар» как лучший фильм года, но получил награды только за лучшую музыку (композитор Джон Уилльямс был дирижером церемонии награждения, поэтому, когда объявили, что он получает награду, то Уилльямс был вынужден покинуть свой оркестр, взойти на подиум, получить «Оскар» и вновь вернуться к оркестру), монтаж и звук. Англичане наградили картину своим призом «BAFTA» за лучшую музыку Джона Уилльямса (также за фильм «Вздымающийся ад», 1974), а номинировали за лучшую режиссуру, сценарий, монтаж, звук, актера (Дрейфусс) и как лучший фильм года. Джон Уилльямс получил за свою музыку премию «Грэмми». В 2001 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США. Картина получила «Золотой глобус» за лучшую музыку, а номинировалась за лучшую режиссуру, сценарий и как лучший фильм года. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» как лучшему фильму года. Продюсеры Дэвид Браун и Ричард Занук уже работали вместе над другой картиной Спилберга «Шугарлендский экспресс», а также над фильмами «Кокон» (1985) и «Шофер мисс Дэйзи» (1989). Идея картины принадлежала Хелен Герли Браун, супруге Дэвида, являвшейся редактором журнала «Cosmopolitan». Правда, первоначально продюсеры думали снимать фильм с использованием настоящей акулы, но после неудачных попыток им пришлось от этой безумной идеи отказаться. Стивен Спилберг хотел пригласить на роль Куинта Стерлинга Хайдена, но у актера в то время возникли серьезные проблемы с налоговыми органами, так что режиссеру пришлось нанять Роберта Шо (у него также возникли проблемы с налоговыми органами, поэтому он уехал в Канаду сразу после того, как сцены с его участием были отсняты). Сначала от роли Куинта отказались Ли Марвин (актер ответил, что он предпочитает отправиться порыбачить) и Джон Войт. На роль Броди рассматривался Чарльтон Хестон (актер очень обиделся, когда роль ему не досталась, пообещав никогда не сниматься у Спилберга, и сдержал свое слово, отклонив предложение сняться в картине «1941», 1979), а роль Хупера предлагали Джеффу Бриджесу, Жану-Майклу Винсенту и Тимоти Боттомсу. Интересно, что Роберт Шо и Ричард Дрейфус (актер сначала отказался от роли, но плохая реакция зрителей на тестовых просмотрах его предыдущего фильма «Ученичество Дадди Кравитца» вынудила попросить роль обратно) просто не могли переносить друг друга и часто ругались на съемочной площадке, так что сцены конфликтов между Хупером и Куинтом носят отчасти реальный оттенок. Во время подготовки к съемкам Спилберг вместе со своими друзьями Мартином Скорсезе, Джоном Милиусом и Джорджем Лукасом зашли в магазин спецэффектов, где была выставлена сделанная по их заказу механическая акула. Лукас, чтобы более подробно осмотреть, как работают ее челюсти, засунул голову в пасть акулы. Тем временем Спилберг и Милиус проникли в комнату управления и включили пасть, которая защемила голову Лукаса. Мало того, система не сработала правильно (от этого постоянно страдали киношники и во время работы над фильмом, поэтому большую часть съемок акула бездействовала, что вынудило Спилберга снимать камерой, изображавшей глаза акулы; хотя в итоге акула появляется на экране ровно столько времени, сколько планировали), так что Лукас не смог самостоятельно вытащить голову из пасти. Лишь с помощью своих друзей Лукас смог освободиться, после чего вся троица бегом покинула магазин, опасаясь, что она в самом деле сломала механизм. Первоначальная идея Спилберга представления Куинта предусматривала его просмотр в кинотеатре картины «Моби Дик» (1956) с Грегори Пеком в главной роли. Куинт должен был громко смеяться над смехотворными спецэффектами, так что остальные зрители покидали зал, оставляя его одного. Спилберг обратился к Грегори Пеку с разрешением (актер владел частью прав на эту картину), но тот отказал по той причине, что сам считал свою игру в этой картине плохой и не хотел, чтобы зрители вспоминали ее. От роли Броди отказался актер Роберт Дювалль, сказавший Спилбергу, что после этой роли станет слишком знаменитым. Однажды Питера Бенчли выгнали со съемочной площадки, когда он слишком активно начал вмешиваться в съемочный процесс. Статистам, изображавшим отдыхающих на берегу океана людей, заплатили по 64 доллара. Пес Броди на самом деле принадлежал самому Спилбергу. В эпизоде погружения Роя Шайдера в клетке под воду, актер не сильно доверял бригаде спасателей, поэтому спрятал в клетке несколько топоров и тесаков на случай, если акула сломает ее. Когда механическую акулу привезли на съемочную площадку и впервые погрузили в воду, она моментально утонула (ее не тестировали в воде), поэтому подводникам пришлось поднимать ее со дна. Спилберг называл эту акулу «Брюс» по имени своего адвоката. Всего было построено три акулы стоимостью 250 тысяч долларов каждая. Приток туристов в место, где снимался фильм, на следующий год вырос с 5 до 15 тысяч человек. Позднее Питер Бенчли признавался, что если бы он знал настоящие повадки акул, он никогда бы не написал свой роман. Продюсеры сознательно не хотели приглашать актеров-звезд на главные роли, чтобы они не отвлекали внимание зрителей от напряженного сюжета. Четвертую часть фильма Спилберг снял камерой, находящейся на уровне поверхности воды. Яхта Куинта называется «Орка», хотя на самом деле кит-орка является заклятым врагом акул. График съемок разросся с 52 дней до 155. Интересно, что продюсеры, прочитав книгу Питера Бенчли, не горели желанием снимать картину, предвидя, что столкнуться с многочисленными проблемами (что и получилось). Но когда они увидели конечный результат, то были так восхищены, что выделили беспрецедентные 700 тысяч долларов на рекламную телевизионную компанию. Премьера фильма прошла в 490 кинотеатрах США, что также было впервые в истории Голливуда (хотя первоначально планировалась 1000 кинотеатров, но глава студии Лью Вассерман сократил их). За права на экранизацию продюсеры заплатили писателю 175 тысяч долларов. Проблемы Роберта Шо с алкоголем доставляли множество неудобств во время съемок. Большая часть фильма снята ручной камерой.