Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЗАГАДКА КАСПАРА ХАУЗЕРА»
(Jeder Fur Sich Und Gott Gegen Alle)

Германия, 1974, 110 мин., «Cine International/ZDF»
Режиссер, сценарист и продюсер Вернер Херцог, композиторы Йоган Пашелбель, Томазо Альбинони и Орландо Ди Лассо
В ролях Бруно Уолтер Ладенгаст, Бриджитт Мира, Генри Ван Лик

До 1828 года в городе N Каспар Хаузер, двадцати лет, жил в пещере, прикованный к полу цепями. Со времени своего рождения он ни с кем не общался, не умел ни говорить, ни читать, ни писать, а видел только одного человека, который время от времени приносил ему еду. В один прекрасный день этот человек вытащил его на своей спине наружу, научил ходить, а потом оставил посреди города с запиской в руке, гласящей, что он-отец 10 детей и больше не может уделять ему внимание. Каспар встречает супружескую чету. Их ребенок учит его нескольким словам. Когда перед ним начинается драка, Каспар никак не реагирует. Увидев свечку у своего лица, он обжигается, дотронувшись до нее, и плачет. Он плачет и тогда, когда люди, встретившие его, дают ему подержать их ребенка. Жители города N выдвигают предположения и гипотезы по поводу его происхождения. Чтобы обеспечить пропитание и существование Каспара, его показывают на ярмарке как одну из четырех загадок света. Но вскоре с другими участниками аттракциона он убегает. Два года спустя мистер Даумер встречает Каспара и отмечает большой прогресс в его развитии. Два священника расспрашивают его о Боге. Но Каспар никогда не слышал о нем. Один из священников хочет заставить его верить в Бога. Каспар расспрашивает старую гувернантку о роли женщины в обществе. Он пишет, он думает, он мечтает о Кавказе. Он приводит в замешательство своей манией задавать вопросы профессора логики. Каспар начинает писать свою автобиографию. Лорд Стенхоп планирует усыновить его и представляет своим друзьям-аристократам. Но Каспар, встретившись с этим высшим обществом, заболевает и отклоняет предложение своего потенциального покровителя. Позднее он убегает из церкви, устав от песен молящихся и причитаний жирного священника. Он встречает своего отца, который избивает его. Каспар находится при смерти. Его вылечивают, но он видит во сне смерть на вершине горы. Встав с постели, Каспар с листа превосходно играет на пианино. Но на него снова нападают и ранят ножом. Кровь струится из его живота. Перед смертью он рассказывает историю, у которой он знает только начало: караван, ведомый слепым бербером, прибывает в город N…Ученые удовлетворены: после вскрытия они констатируют несколько аномалий в строении его мозга. Есть материал для хорошей диссертации…
Философская и метафизическая поэма о том, как Каспар установил и потерял контакт с обществом. Он приобрел образованность и цивилизованность. А потерял человечность, пусть и сведенную у него к самым простым выражениям, эмоциям. В большинстве фильмов авторы хотят упростить сюжет, сделать его ясным и понятным, вместить в границы экрана. В «Загадке Каспара Хаузера» сюжет по мере развития не только не становится понятнее, а еще более туманным. Отказы, болезни, страдания, мечты, чувство одиночества, чувство забытости Богом. Отсюда идет оригинальное название фильма «Каждый человек за себя, а Бог против всех». В одном из эпизодов картины владелец ярмарочного балагана показывает обитателям маленького городка «четыре чуда света», четырех убогих, странных людей, чей необычный вид должен привлечь внимание прогуливающихся по ярмарке обывателей. Фигуры маленького паноптикума, выставленные на обозрение-это собственные герои Вернера Херцога: самый маленький карлик из фильма «И карлики начинали с малого» (1971), гордый индеец Хомбречито из картины «Агирре-гнев божий» (1972), маленький Моцарт и, наконец, загадочный Каспар Хаузер. Режиссер находит своих героев там, где их не принято искать, рассказывает в своих фильмах о людях, находящихся в состоянии физической изоляции. В этом эпизоде, лишенном какой бы то ни было авторской самоиронии, Вернер Херцог в предельно концентрированном виде формулирует одну из главных тем своего творчества-тему человека-изгоя, обреченного обществом на изоляцию и гибель, но не желающего примириться со своим унизительным положением. В ракурсе этой тему режиссер увидел и историю Каспара Хаузера. Его не интересовала загадка Каспара, загадка, волновавшая умы многих поколений: кем он был-сыном Наполеона или принцем Баденским. Каспар заинтересовал Херцога как человек, совершенно не тронутый влиянием цивилизации, не испорченный здравым смыслом, религиозными и общественными нормами. Каспар олицетворяет человечность в ее чистом виде, в то время как общество в фильме оказывается по своей сути глубоко бесчеловечным. И потому в центре картины стоит не только проблема Каспара, но и проблема общества, которое не понимает Каспара, видит в нем недочеловека, заставляет его пройти через все ступени унижения-конюшню, тюрьму, ярмарочный балаган, а в конце зверски убивает его. «Только страшная и нелепая случайность могла привести меня в этот мир»-говорит Каспар. Процесс приспособления к жизни вызывает в Каспаре чувство отчаяния и протеста. Он отказывается принять нормы религиозной морали, житейскую логику, отказывается от покровительства влиятельного лица. И потому он кажется очень странным окружающим его людям, вызывает чувство недоумения, будоражит их. Они были бы счастливы найти какое-то физиологическое объяснение его необычности, и, обнаружив небольшую деформацию головного мозга, успокаиваются. Его история не поколебала их нравственных устоев. Она явилась небольшим досадным эпизодом, который следовало забыть поскорее, предварительно описав его в журнале наблюдений. Вернер Херцог пригласил на роль Каспара непрофессионального актера Бруно Уолтера Ладенгаста. Его историю режиссер узнал из документального фильма «Черный Бруно» (1970) и был потрясен одиночеством и отчаянием этого человека. Двадцать лет своей жизни Бруно провел в колониях, тюрьмах, психиатрических клиниках. Он не был закоренелым преступником, не совершал никаких тяжких преступления против общества. Его единственная вина, за которую он расплачивался всю свою жизнь, состояла в том, что он был сыном проститутки. В трехлетнем возрасте она сдала его в приют для умственно отсталых детей. В семь лет он совершил свой первый побег, после каждого нового побега следовали колонии все более усиленного режима. Жертва общества, Бруно познал на себе всю механику исправительной системы общества, тщательно оберегающего себя от «потенциально опасных типов». Некая метафизическая вина «ненужности» рождения лежит на Бруно и Каспаре Хаузере. Один расплачивался за нее восемнадцатилетним заточением в темном подземелье, другого двадцать лет перемалывали жернова исправительной системы ФРГ. Оба были признаны психически неполноценными членами общества. Оба могли выразить чувство одиночества, чувство покинутости словами, которые режиссер вынес в название своего фильма: «Каждый человек за себя, а Бог против всех». Бруно отдал Каспару свое израненное тело со следами побоев и золотухи, свой недоверчивый взгляд, свой неправильный немецкий язык. Отождествив себя с Каспаром Хаузером, он в перерыве между съемками отказывался снимать его костюм, переживая как глубокую трагедию экранную смерть своего знаменитого двойника. Каспар в картине мало похож на того бледного, хрупкого юношу с благородным челом, которого описывал в дневнике Георг Даумер, его добрый, но беспомощный наставник. В нем нет той покорной незлобливости, которую отмечали многие современники Каспара. Каспар Вернера Херцога олицетворяет собой страдание в его чистом виде, но, страдая, он оказывает сопротивление. Каспар режиссера-непримирившийся бунтарь, потому что за этим историческим персонажем стоит судьба конкретного человека, который не хотел и не мог примириться со своим статусом изгоя цивилизованного общества. Вот что рассказывал Вернер Херцог об исполнителе главной роли: «Бруно провел более двадцати лет в психиатрической лечебнице для умалишенных, в исправительных домах и тюрьме с трех лет. Его в самом деле разрушило и уничтожило общество. Он перенес в своей жизни столько страданий, сколько не дано многим десяткам людей. Одиночество, отчаяние, недоверие сопровождали всю его жизнь. Это просто невероятно! Он жил практически как бродяга. Он стал презрительно относиться к своей личности, своему телу и именно по этому у него больные ноги. Он в действительности понял смысл фильма, и что фильм рассказывает о нем, его собственной жизни и том, как другие люди разрушили его жизнь». На Каннском кинофестивале картина получила специальный приз жюри, приз «ФИПРЕССИ», приз экуменического жюри и номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь».