В 1616 году, когда войска испанского герцога де Оливареса должны были вторгнуться
в один из городков Фландрии, четверо местных солдат предпочли сбежать, а бургомистр
притворился умершим, из-за чего в ход действия вынужденно вмешались женщины,
включая супругу бургомистра, которые смогли мирно и полюбовно договориться с
явившимися оккупантами. А потом был устроен народный праздник-кермесса…
В 1616 году Фландрия находится под властью Испании. В городке Бом готовятся
к проведению традиционной кермессы (ярмарки и карнавала). Жители узнают, что
к городу приближается большой отряд испанского герцога Оливареса, чтобы расположиться
здесь на постой. Опасаясь грабежей и изнасилований, городской совет предлагает
инсценировать смерть главы города и организовать соответствующий траур, чтобы
мрачностью обстановки изменить планы испанцев на отдых. Но Корнелия-жена бургомистра-презрительно
отвергает трусливую стратегию мужа и организует других женщин на оборону города
в своем духе. Интриги и проделки дам не только заставили испанцев воздержаться
от недостойного поведения, но и вынудил Оливареса простить Буму налоги и подати
за целый год. Одновременно хитрой интригой Корнелия разрушает планы супруга
выдать их дочь замуж за местного мясника и возвращает ее в объятия влюбленного
молодого художника…
«Героическая кермесса» стала третьим фильмом, который Жак Фейдер снял в традиции
поэтического реализма в течение короткого периода после возвращения из США (первый-«Большая
игра», второй-Пансион Мимоза»). Все фильмы созданы в соавторстве со сценаристом
Шарлем Спааком и Франсуазой Розе в главных ролях. Помощником режиссера выступил
будущий классик поэтического реализма Марсель Карне. В 1935 году уже шли разговоры
о возможной оккупации и сотрудничестве французского правительства с нацистскими
властями. Некоторые участники съемочной группы открыто выражали сожаление по
поводу «нацистского влияния» в фильме. Картину с энтузиазмом оценили в Германии,
премьера состоялась в Берлине 15 января 1936 года в присутствии Геббельса. Тем
не менее через несколько дней после начала Второй мировой войны фильм был запрещен
в Германии и оккупированных странах Европы. Жак Фейдер и Франсуаза Розе искали
убежища в Швейцарии. «Перл, хотя и не самый крупный, довоенного французского
кино. Фейдер задался целью вернуть к жизни фламандскую живопись и выполнил свою
задачу почти идеально, мастерское использование студийных декораций сочетая
с блистательной операторской работой Стрэдлинга. Фильм не дает прямых ответов
относительно политики оккупации: к чему он призывает-к коллаборационизму или
к диверсиям? Как бы то ни было, это совершенно добродушная комедия об отношениях
полов». «В этом достаточно перехваленном классическом фильме больше видимости
таланта, нежели таланта подлинного. Большой бюджет, большая массовка. Визуальный
ряд отделан тщательно, равно как и костюмы и декорации, созданные Лазаром Меерсоном
при помощи Александра Тронера и Жоржа Вакевича. Получается, что над этим фильмом
работали 3 самых известных французских художника-декоратора. Но нет вдохновения,
или же оно дышит на ладан, хотя фильм мог бы стать живым и забавнейшим фарсом.
Вступление занимает половину картины. Во второй половине действие продвигается
мало и медленно. Жуве играет чуть ли не самую неинтересную и безликую роль в
своей карьере. Впрочем, ни один персонаж не обладает подлинной выразительностью».
«В год своей премьеры наивная притча о добродетельном непротивлении злу пришлась
не по вкусу ни одной из противоборствующих политических партий: французские
патриоты усмотрели в ней одобрение коллаборационизма, а нацисты разглядели в
испанских оккупантах пародию на самих себя. Фейдер же задумывал фильм, далекий
от политики: бесхитростный фарс в декорациях брейгелевской фантазии».