Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Китай еще не был единым в «Период весен и осеней». Страна
представляла собой лоскутное одеяло из феодальных княжеств и государств,
постоянно соперничающих друг с другом за превосходство и территории. В
княжестве Лу все было как везде: условный правитель не имел реального
авторитета, а настоящая власть была сосредоточена в руках трех местных
кланов. Пораженный успехами Конфуция на посту градоначальника Чжунду,
правитель Лу вызвал его ко двору и назначил Министром Обрядов. Мудрый
и ученый Конфуций служит Отчизне, но предательство и интриги вынуждают
его покинуть Родину и долгие годы скитаться по Древнему Китаю в поисках
истины…
Конфуций (551 до н. э.-479 до н. э.)-древний мыслитель и философ Китая.
Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став
основой философской системы, известной как конфуцианство. Конфуций основал
первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных
княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов
и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в
Индии. Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый
профессиональный педагог Китая. До победы легизма школа Конфуция была
только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств,
в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь
возрожденное конфуцианство достигло статуса государственной идеологии,
который сохранился до начала двадцатого века, лишь временно уступая место
буддизму и даосизму. Это привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и включению
его в религиозный пантеон. Конфуций был потомком знатного рода Кун. Его
родословная восходит к верному последователю императора династии Чжоу
Чэнь-вана по имени Вэй-цзы, пожалованного за верность и доблесть царством
Сун и полагающимся в таком случае титулом. Однако на протяжении поколений
род Конфуция утратил былое влияние и обеднел. Одному из его предков по
имени Му Цзинфу пришлось бежать из родного княжества и обосноваться на
чужбине, в царстве Лу. Конфуций был сыном 63-летнего военного Шулян Хэ
и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай. Отец будущего философа
скончался, когда его сыну исполнилось всего полтора года. Отношения между
матерью Конфуция Янь Чжэнцзай и двумя старшими женами были напряженными,
причиной чего был гнев старшей жены, которая так и не смогла родить сына,
что очень важно для китайцев того периода. Вторая жена, родившая слабого
болезненного мальчика, тоже недолюбливала молодую наложницу. Поэтому мать
Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и вернулась
на родину, в Цюйфу, но не к родителям, а стала жить самостоятельно. С
раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила
в бедности. Однако его мать, Янь Чжэнцзай, вознося молитвы предкам, рассказывала
сыну о великих деяниях его отца и предков. Так у Конфуция крепло осознание
того, что ему необходимо занять достойное его рода место. Поэтому он начал
заниматься самообразованием, в первую очередь изучать необходимые каждому
аристократу Китая того времени искусства. Усердное обучение принесло свои
плоды, и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров в клане Цзи
царства Лу, а потом чиновником, отвечающим за скот. Будущему философу
тогда исполнилось от 20 до 25 лет, он уже был женат (с 19 лет) и имел
сына. Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала
номинальной, разрушалось патриархальное общество, и на место родовой знати
пришли правители отдельных царств, окруженные незнатными чиновниками.
Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность
и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа-все это вызывало
резкую критику ревнителей старины. Осознав невозможность повлиять на политику
государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников
в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи
правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся
домой и провел последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя
литературное наследие прошлого. Ученики Конфуция по материалам высказываний
и бесед учителя составили книгу «Лунь Юй», которая стала особо почитаемой
книгой конфуцианства. Из классических книг произведением Конфуция несомненно
можно считать только «Чуньцю». Затем, весьма вероятно, что он редактировал
«Ши-цзин». Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учеными
до 3000, в том числе около 70 ближайших, но в действительности мы можем
насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников.
Хотя конфуцианство часто называют религией, в нем нет института церкви,
и для него не важны вопросы теологии. Конфуцианская этика не религиозна.
Идеалом конфуцианства является создание гармоничного общества по древнему
образцу, в котором всякая личность имеет свою функцию. Гармоническое общество
построено на идее преданности-лояльности в отношении между начальником
и подчиненным, направленной на сохранение гармонии и самого этого общества.
Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того,
чего не желаешь себе». Нравственные обязанности, поскольку они материализуются
в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия
у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь».
«Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как
воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и
не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их
органический сплав. В середине семнадцатого века в Западной Европе возникла
мода на все китайское, и вообще на восточную экзотику. Эта мода сопровождалась
и попытками освоить китайскую философию, о которой часто стали говорить
иногда в возвышенных и восхищенных тонах. В 1687 году выходит в свет латинский
перевод «Лунь юя» Конфуция. Перевод подготовила группа иезуитских ученых.
В это время иезуиты имели многочисленные миссии в Китае. Один из публикаторов
возвратился в Европу в сопровождении молодого китайца. Визит этого гостя
из Китая в Версаль в 1684 году дополнительно придал интерес к китайской
культуре в Европе. Один из самых известных иезуитских исследователей Китая,
Маттео Риччи, пытался найти концептуальную связь между китайскими духовными
учениями и христианством. Исследователь не готов был отказаться от мысли,
что Китай мог успешно развиваться вне приобщения к христианским ценностям.
При этом Риччи говорил, что «Конфуций является ключом к китайско-христианскому
синтезу». Более того, он считал, что всякая религия должна иметь своего
основателя, получившего первое откровение, поэтому он назвал Конфуция
основателем «конфуцианской религии». Французский философ Николя Мальбранш
в своей книге «Беседа христианского мыслителя с китайским», вышедшей в
1706 году, вел полемику с конфуцианством. Мальбранш утверждает в своей
книге, что ценность христианской философии состоит в том, что она опирается
одновременно и на интеллектуальную культуру, и на ценности религии. Китайский
мандарин, напротив, являет в книге пример голого интеллектуализма, в котором
Мальбранш усматривает пример глубокой, но частичной мудрости, достижимой
с помощью одних только знаний. Таким образом, в интерпретации Мальбранша,
Конфуций-не основатель религии, а представитель чистого рационализма.
Готфрид Вильгельм Лейбниц также уделил учению Конфуция немало времени.
В частности, он сравнивает философские позиции Конфуция, Платона и христианской
философии, приходя к выводу, что первый принцип конфуцианства, «Ли»-это
Разум как основание Природы. Лейбниц проводит параллель между принципом
разумности сотворенного мира, принятого в христианском мировоззрении,
европейским понятием субстанции как познаваемой, сверхчувственной основы
природы, и платоновским понятием «высшего блага», под которым тот понимает
вечную, несотворенную основу мира. Следовательно, конфуцианский принцип
«Ли» подобен платоновскому «высшему благу» или христианскому Богу. Последователь
и популяризатор метафизики Лейбница, один из самых влиятельных философов
эпохи просвещения Христиан фон Вольф унаследовал от учителя уважительное
отношение к китайской культуре и, в частности, к конфуцианству. В своем
сочинении «Речь о нравственном учении китайцев», а также в иных трудах,
он неоднократно подчеркивал общечеловеческое значение учения Конфуция
и необходимость его внимательного изучения в Западной Европе. Известный
немецкий историк Иоганн Готфрид Гердер, критически оценивающий китайскую
культуру, как оторванную от иных народов, косную и неразвитую, также немало
нелестного сказал и о Конфуции. По его мнению, этика Конфуция способна
породить только рабов, закрывшихся от всего мира и от нравственного и
культурного прогресса. В своих лекциях по истории философии Гегель скептически
оценивает тот интерес к конфуцианству, который имел место в Западной Европе
в 17-18-х веках. По его мнению, в «Лунь юе» нет ничего замечательного,
а есть лишь совокупность банальностей «ходячей морали». По мнению Гегеля,
Конфуций являет собой образец чисто практической мудрости, лишенной достоинств
западноевропейской метафизики, оцениваемой Гегелем очень высоко. Как замечает
Гегель, «для славы Конфуция было бы лучше, если бы его произведения не
были бы переведены». Конфуцию приписывается редактура множества классических
произведений, однако в настоящее время большинство ученых согласны с тем,
что единственный текст, действительно представляющий его идеи-это «Лунь
юй» («Беседы и суждения»), составленный из школьных записей Конфуция его
учениками уже после смерти мыслителя. Киноакадемия Гонконга вручила картине
свой приз за лучшую операторскую работу, а номинировала за лучшее художественное
оформление, костюмы, грим, песню «You Lan Cao» и актера (Чоу Ян-Фет).
На кинофестивале в китайском городе Чанчуне картина номинировалась на
призы за лучшую операторскую работу и музыку. При бюджете в 22 миллиона
долларов картина в мировом прокате собрала 5 миллионов.