
















Элен Ренье, в прошлом стриптизерша, а ныне официантка, намерена развестись с
мужем-наркоманом, избившим ее и их ребенка. Свекор со свекровью, люди богатые
и влиятельные, хотят отсудить внука, а для этого скомпрометировать ненавистную
невестку. Они устанавливают за ней слежку и одновременно нанимают Поля Тома,
неотразимого красавца, который вскоре «случайно» встречает Элен…
Действие фильма происходит в неназванном провинциальном франкоязычном городке.
Утром мать молодого семейства Элен Ренье кормит завтраком 4-летнего сына Мишеля.
На кухню заходит только что проснувшийся муж Шарль Ренье, который в припадке
безумия начинает душить Элен. Ей удается отбиться, от страха Мишель с криком
бросается к матери. Шарль хватает ребенка и бьет об угол камина. Элен берет
сковороду и наносит Шарлю серию ударов по голове и по телу, пока тот не теряет
сознание. Элен срочно увозит раненого ребенка в больницу. Мишелю ставят диагноз-перелом
ноги и черепно-мозговая травма. Шарль отправлен в дом отца, очень богатого промышленника
Людовика Ренье. В больнице Элен беседует со следователями. Она сообщает, что
Шарль пытался стать писателем, а она работала барменшей в ночном баре. Элен
говорит, что сама хочет воспитывать мальчика и не хочет, чтобы Людовик забирал
Мишеля. В больницу к внуку приезжает Людовик Ренье. Он предлагает Элен организовать
для Мишеля особые условия и предлагает материальную помощь, но она отказывается.
Она сообщает, что собирается развестись с Шарлем, чтобы обезопасить сына, и
рассчитывает получить причитающиеся ей по закону полдома, машину и мебель, забрать
сына и переехать с ним в Париж. Людовик напоминает, что она танцевала в стрипиз-баре,
и утверждает, что она уничтожила его сына, а теперь хочет уничтожить и внука.
У Элен почти нет денег, она снимает скромную комнату в семейном пансионе мадам
Пинелли напротив больницы. В пансионе дверь ей открывает дочь мадам Пинелли,
умственно отсталая девочка-подросток Элиза. В пансионате царят пуританские нравы,
в нем проживают три старые девы, проводящие время за сплетнями и игрой в карты
в гостиной, молодой врач из больницы и актер Жерар Мостелли. Из разговора мадам
Пинелли со своим сильно пьющим мужем Анри, выясняется, что дом через несколько
месяцев будет снесен, и они могут лишиться средств к существованию. Людовик
Ренье приглашает адвоката, пытаясь выяснить, как отсудить себе внука. Он рассчитывает
на основании обвинения Элен в недостойном поведении оформить развод, вернуть
все имущество и оставить внука у себя по закону. Адвокат рекомендует не тратить
зря деньги и предупреждает, что и судья, и общество будут на стороне матери,
однако Людовик намерен добыть доказательства безнравственности Элен любой ценой.
Элен также обращается к адвокату по бракоразводным делам. Она рассказывает ему,
что у нее нет образования, она работала в Париже продавщицей, секретаршей, затем
поступила на курсы танца, работала стриптизершей, в том числе танцевала обнаженной.
Потом познакомилась с Шарлем, и через 3 месяца они поженились. Шарль никогда
не рассказывал ей о своих родителях и, похоже, стыдился их богатства. Они поженились,
что вызвало гнев его родителей. Элен и Шарль снимали бедную квартирку, он писал,
она работала. Денег не было, но три года они прожили счастливо и в любви. Потом
Шарль заболел, по его словам, от тоски. Элен была беременна и продолжала работать
продавщицей. После письма Шарля родителям они переехали в родительский дом со
специально нанятыми врачами и кормилицей. Когда Элен поняла, что Шарль употребляет
наркотики, она ушла из дома, но Шарль нашел ее, и они снова стали жить вместе.
Однако ситуация становилась все хуже, в итоге наркотики окончательно свели Шарля
с ума. Тем временем Людовик Ренье вызвал к себе Поля Тома, сына своего бывшего
партнера, которого он в свое время обманул и разорил. Дела Поля шли из рук вон
плохо, и он с готовностью согласился на предложение Людовика вернуться в дело,
для чего должен раздобыть доказательства недостойного поведения Элен. В больнице
Поль как будто случайно сталкивается с Элен, напоминает, что он друг Шарля,
и рассказывает, что ему только что сделали операцию, ситуация его почти безысходная,
и теперь ему нужно через день сдавать анализы. Элен советует ему снять комнату
в том же пансионе, где остановилась сама. Поль берет ее письма, чтобы бросить
в почтовый ящик, а сам прячет их в карман. Поль снимает комнату в пансионе,
рассказывая хозяйке, что свекор Элен очень богат и владеет многими домами, и
Поль готов поговорить с ним о том, чтобы сдать один такой дом мадам Пинелли.
Поль изучает ситуацию в доме и налаживает отношения с членами семьи Пинелли
и постояльцами. Девам он намекает, что муж Элен очень ранимый, а она иногда
позволяет себе недопустимые вещи. Поль неоднократно повторяет, что Элен почти
ангел, и на нее невозможно найти чего-либо компрометирующего, но Людовик торопит
его, так как оба адвоката уже передали дело о разводе в суд. Поль понимает,
что ему придется сфабриковать компромат. Утром за завтраком Поль замечает, что
Элиза относится к Элен с обожанием. Поль приходит в свою комнату, где застает
убирающегося Анри. Он поит его виски, говоря, что Элен тоже пьет и увлекается
молодыми девочками. Затем Поль вовлекает в дело свою любвеобильную и беспринципную
подружку Соню, говоря, что надо представить Элен как порочную женщину, которая
пытается втянуть Элизу в свои грязные дела. Для этого он просит достать снотворное
и ЛСД. Поль просит Людовика срочно организовать осмотр какого-нибудь дома для
мадам Пинелли, чтобы та покинула свой пансион на два часа и оставила Элизу без
контроля. Поль просит Соню загримироваться под Элен, в указанное время позвонить
в пансион и сказать то, что он просит. Сам Поль собирается подвезти Элен в аэропорт
вместе с Элизой. По дороге он инсценирует поломку автомобиля и скроется, оставив
Элен в машине наедине с Элизой, после чего должен разразиться скандал. В больнице
знакомый врач сообщает Элен, что якобы смертельно больной Поль вообще не лечится
в их больнице. Там же к ней подходит актер Мостелли и говорит, что ее свекор,
спонсирующий два театра, приказал ему распускать сплетни, что Элен и Поль любовники.
Элен идет через парк, где встречает знакомого продавца воздушных шаров, который
говорит, что за ней постоянно кто-то следит. Поль отправляет мадам Пинелли и
старых дев осматривать дом, а сам дает Анри две бутылки виски, спаивая его.
Потом он уводит Элизу в другую комнату, дает ей конфету, предлагает нарисовать
красивый рисунок, а затем поехать и показать его Элен. Затем Поль на своей машине
тайно увозит одурманенную Эльзу в свою городскую квартиру, где Соня выдает себя
за Элен и показывает Эльзе порнографический фильм. Соня-Элен ласкает Эльзу под
платьем и раздевается сама. Поль возвращается в пансион, прячет спящую Эльзу
на заднем сиденье автомобиля, а сам забирает нарисованную ей картинку. Раздается
телефонный звонок, и Соня, выдавая себя за племянницу мадам Росле, которой Элен
в свое время написала письмо, перехваченное Полем, сообщает, что мадам Росле
прилетает сегодня и просит ее встретить. В это время Поль вытаскивает из кошелька
Элен все ее деньги и авиабилеты в Париж и подбрасывает в ее комнату картинку
Элизы. Встретившись в гостиной с Полем, Элен говорит, что знает, что он не болен
и что он шпионит за ней. Поль вынужден частично сознаться, после чего пытается
уговорить Элен поехать в аэропорт на его машине или хотя бы съесть конфету.
Но она отказывается и уезжает на такси. План Поля рушится, он возвращает Элизу
в пансион и прямо в одежде укладывает в кровать. Элен ждет мадам Росле в аэропорту,
но затем выясняет, что названного ей рейса вообще не существует. Обнаружив,
что у нее из кошелька похищены все деньги, Элен садится в такси, просит таксиста
назвать время и запомнить ее лицо, после чего просит отвезти в дом Людовика.
Элен проходит в дом Людовика, просит заплатить за такси и поднимается в комнату
к Шарлю. Элен обнимается с Шарлем, он объясняется в любви к ней и просит у нее
прощения, она его прощает. Мать видит, как Шарль просит Элен остаться с ним
и просит вошедшего Людовика не вмешиваться. Элен с родителями Шарля выходят
в зал, где Элен при всех обвиняет Людовика в том, что тип, которого он нанял
следить за ней, украл у нее последние деньги. Людовик дает ей украденную сумму,
включая деньги на авиабилет. Вернувшиеся в пенсион женщины застают там Поля
и Мостелли и требуют их объяснить, что происходит. Поль говорит, что спал, а
Эльза оставалась с Элен и сама расскажет, что произошло. Элен же уехала в аэропорт.
В этот момент на шикарном Мерседесе подъезжает Элен. Она говорит, что точно
не знает, все ли подстроил Поль, но если это так, то он должен знать, что она
только что виделась с Шарлем, а завтра с сыном улетает в Париж. Утром доктор
сообщает, что кто-то дал Эльзе наркотик или снотворное. Поль садится за стол
и начинает оправдываться. Элен говорит, что его прощает и пьет налитый им апельсиновый
сок, после чего Поль как будто случайно сбивает со стола графин с соком. Входит
Элиза и говорит, что ей очень понравились картинки с голыми мужчинами и женщинами,
которые ей показывала Элен, и просит Поля снова отвезти ее к «Элен». Родители
уводят Элизу. У настоящей Элен начинается головокружение, а затем видения. Девы
говорят, что Поль что-то ей подсыпал, Элен идет в парк, девы бегут ее поддержать.
Элен в парке в окружении трех дев смотрит на шарики, и все вокруг рисуется ей
в галлюциногенных тонах. Тем временем Шарль говорит матери, что ему нужна Элен,
а на остальных ему наплевать, в возбужденном состоянии он отталкивает мать и
уходит из дома. Шарль приходит в пансион и сталкивается с Полем. Шарль берет
ножницы, но Поль перехватывает их и закалывает Шарля на глазах у вернувшейся
Элен и трех сопровождающих ее дев. Элен со словами, что хочет видеть сына выходит
на улицу и видит летящие шары…
Фильм, поставленный по сценарию Шаброля на основе романа Шарлотты Армстронг,
содержит столько красивых моментов, что возникает соблазн заподозрить некоторую
ужасную слабость скорее в самом себе, чем в фильме, из-за чувства депрессивного
раздражения, которое он оставил. Может быть, и нет…Есть еще одна проблема с
форматом фильма: бедственные ситуации и унижения валятся столь плотно на бедную
героиню, что довольно рано становится ясно, что фильм обязан оправдать и защитить
ее. В противном случае в нем нет формы. То, что восстановление ее доброго имени
достигается дорогой ценой, недостаточно неожиданно и недостаточно трогательно,
чтобы превратить мелодраму в трагедию. Один из ключевых фильмов 1970-х, «Разрыв»
является самым бесстрашным экспериментом Клода Шаброля с повествовательной формой-модернистской
переработкой мелодрамы…«Разрыв» в названии относится к повествованию, которое
начинается с четкого разделения на черное-белое, добро-зло и затем постепенно
разрушает себя, распадаясь на все более сложные и неуловимые фрагменты. Очень
рекомендуется.