«Я
никогда не забуду день, когда наступила смерть Лауры». Известный нью-йоркский
журналист Вальдо Лидекер такими словами начал воспоминания о днях, когда
ушла из жизни его знакомая Лаура Хант, убитая в своей квартире. В нее
в упор выпустили целый магазин крупной дроби. Инспектор Марк Макферсон,
человек прямой и честный, допрашивает журналиста. Нельзя представить себе
более противоположных по характеру людей, чем они. Макферсон не скрывает
от Лидекера, что тот стоит на первом месте среди подозреваемых. Лидекер
доволен таким отношением, но требует результатов от расследования. Макферсон
отправляется к Анне Тридуэлл, женщине средних лет, бывшей любовнице Шелби
Карпентера, франта, жившего за ее счет. Карпентер был влюблен в Лауру
и когда-то просил ее выйти за него замуж. Та перед своей смертью уехала
в свой загородный дом, чтобы обдумать это предложение. Макферсон, Лидекер
и Карпентер отправляются в дом Лауры, где инспектор пытается воссоздать
сцену убийства. Лаура открыла дверь посетителю, который в нее мгновенно
выстрелил. Лидекер обвиняет во всем Карпентера, и Макферсон вынужден их
разнимать. Позднее инспектор и Лидекер ужинают в ресторане «Монтанино»,
куда журналист часто водил Лауру. Он вспоминает свою первую встречу с
ней. Художница по рекламе, она пристала к нему во время обеда в ресторане
отеля «Алгонкин». Лаура умоляла его, чтобы он поставил свою подпись внизу
афиши, расхваливающей достоинства шариковой ручки. Лидекер грубо ей отказал,
а потом, сожалея о своем поведении, пошел извиняться к ее столику. В последующие
недели они очень часто виделись. Настоящий Пигмалион, Лидекер преобразил
Лауру физически и морально. Он помог ей встретиться с важными людьми и
продвинуться по служебной лестнице. Но, к отчаянию Лидекера, Лаура имела
привычку влюбляться в мужчин мужественных, с широкими плечами, как художник
Якоби, который рисовал ее портрет. Лидекер написал статью, в которой раскритиковал
его стиль в очень резкой форме, и Якоби вскоре был вычеркнут из жизни
Лауры. Потом Лидекер попытался оскорбить Карпентера, которым заинтересовалась
Лаура. Он заинтересовался его личной жизнью и вскоре выяснил, что Карпентер-тип
весьма сомнительный, неделикатный, раздающим другим женщинам, например
манекенщице Диане Редферн, подарки, которые делала ему Лаура. Тем временем
в связи с расследованием Макферсон все больше времени проводит в загородном
доме Лауры. Он читает записи, письма и дневник женщины. Лидекер замечает
инспектору, что его поведение становится все более странным и что любовь
к мертвой вскоре может привести его в психиатрическую лечебницу. Однажды
вечером, засидевшись допоздна, инспектор напивается и засыпает. Вдруг
появляется Лаура. Макферсон не верит своим глазам. Она также удивлена
присутствием постороннего человека в ее квартире и хочет вызвать полицию.
Она рассказывает, что провела уик-энд за городом, не читая газет и не
слушая радио, так что не знала о своей «смерти» и проводящемся расследовании.
Она обнаруживает в своей спальне платье, принадлежащее Диане Редферн,
которая и была той самой жертвой. Макферсон спрашивает Лауру, собирается
ли она выйти замуж за Карпентера. Отрицательный ответ вызывает у инспектора
глубокое удовлетворение. Несмотря на то, что она обещает Макферсону ни
с кем не общаться, Лаура встречается с Карпентером. Но Макферсон следит
за ним. Карпентер отправляется в загородный дом Лауры, чтобы забрать ружье,
которое было орудием убийства. Очевидно, что он подозревает Лауру в убийстве
Дианы и хочет защитить беззащитную женщину. Карпентер рассказывает инспектору,
что он знал, что Лаура жива, так как именно он привел Диану в квартиру
Лауры. В тот роковой момент, когда позвонили, Диана пошла открывать дверь,
и он не смог помешать убийце. Утром Макферсон отправляется к Лауре. Лидекер
падает в обморок, когда видит живую Лауру. На вечеринке, устроенной Анной
Тридуэлл, Карпентер и Лаура разговаривают о своей предстоящей свадьбе.
Тем временем Анна безуспешно пытается вернуть Карпентера к себе. Она заявляет
инспектору, что не убивала Лауру, но с удовольствием сделала бы это. По
телефону Макферсон докладывает начальству, что скоро разоблачит виновного.
Он отводит Лауру в полицейский участок, где подвергает изнурительному
допросу. Он с удовлетворением отмечает, что она не любит Карпентера. Лаура
хочет сделать вид, что собирается выйти за него замуж, чтобы поддержать
в трудный момент. Макферсон отвозит ее домой и отправляется к Лидекеру.
Журналиста не оказывается дома, но инспектор заинтересовывается настенными
часами, похожими на те, которые он видел в загородном доме Лауры. Когда-то
Лидекер говорил, что это был его подарок. Макферсон, не теряя ни секунды,
бросается к Лауре и прибывает в самый разгар разговора между ней и Лидекером.
Она упрекает его в том, что он отпугнул от нее всех близких и знакомых.
Она не хочет больше его видеть. Лидекер выходит из дома. Прибывший Макферсон
ломает подставку часов и находит там ружье, из которого была убита Диана.
У него больше не остается сомнений, что убийца-Лидекер. Инспектор понимает,
что сразу после убийства, думая, что он убил Лауру, Лидекер спрятал ружье
в часы. Лаура говорит, что она тоже подозревала его. Макферсон отправляется
арестовывать Лидекера. Но тот возвращается в дом Лауры, берет ружье и
идет к ней. На кухне работает радио, поэтому Лаура ничего не слышит. Лидекер
собирается выстрелить в нее, но тут врывается Макферсон со своими помощниками,
один из которых и убивает журналиста. Тот умирает возле разбитых часов
со словами «Прощай, моя любимая!»…
Эта картина представляет собой одновременно оригинальную полицейскую загадку,
где жертва воскресает посреди картины, чтобы стать одной из главных подозреваемых,
а также изощренную психологическую драму. «Лаура» стала отправной точкой
в карьере Отто Премингера, который до этого поставил всего четыре фильма:
«Die Grosse Liebe» в Австрии и три в Голливуде-«Под твоими чарами» (1936),
«Опасность! Любовь в деле» (1937) и «На грани ошибки» (1943). Приехав
в Голливуд из Вены по приглашению компании «20th Century Fox», Премингер
снимает для них два фильма в 1936-1937 годах, после чего серьезно ссорится
с Зануком в первые дни съемок картины «Похищенный» по Роберту Льюису Стивенсону.
Режиссер попадает в «черный список» Занука и, из-за влияния последнего
в Голливуде, для него становится невозможной работа не только в компании
«20th Century Fox», но и в других студиях. Только театральная деятельность
позволяет Премингеру остаться в США и зарабатывать на жизнь. Он умудряется
даже сыграть нацистского офицера в комедии Клары Бут Люси «На грани ошибки».
Тем временем компания «20th Century Fox» решает снять по этой пьесе фильм
и предлагает Премингеру сыграть его роль на экране. Отто Премингер соглашается,
но только при условии, что ему доверят и постановку, пусть даже и без
увеличения гонорара. В отсутствии Занука, ушедшего на фронт, его помощник
Уилльям Гетц соглашается на это. Таким образом, Отто Премингер возвращается
в обойму студии, подписав стандартный контракт на семь лет в качестве
актера-продюсера-режиссера. Премингер начинает искать сюжет для новой
картины и останавливается на романе Веры Каспари «Лаура», который отправляет
сценаристам для доработки. Тем временем возвратившийся Занук противится
решению Гетца. Он соглашается, чтобы Премингер остался в проекте в качестве
продюсера, но запрещает ему постановку «Лауры». Джон Брам и Льюис Маилстоун
отказываются от предложений Занука возглавить съемочную бригаду. В этот
момент Отто Премингер меняет Лэрда Крегара, планировавшегося на роль Лидеркера,
на Клифтона Уэбба, театрального актера, практически неизвестного в кино.
В конце концов, выбор Занука падает на Рубена Мамульяна, который начинает
снимать фильм. Но первые попытки оказываются весьма удручающими. Отто
Премингер критикует костюмы, игру актеров и всю манеру работы Мамульяна.
В конце концов, Занук внимает голосу разума и поручает постановку Премингеру,
позволяя тому начать все с нуля. Режиссер меняет декорации, костюмы, оператора
на Джозефа Ла Шелля («Дом у дороги», 1948; «Я
был тинейджером-оборотнем», 1957; «Погоня», 1966), нанимает молодого
композитора Дэвида Раскина, который сочиняет для фильма мелодию, ставшую
легендарной. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую режиссуру, актера
второго плана (Клифтон Уэбб), художественное оформление и сценарий, а
получила награду за лучшую операторскую работу. Дэррил Занук был категорически
против приглашения 54-летнего Клифтона Уэбба, так как было широко известно
о его гомосексуализме. Отто Премингер настоял на своем выборе, и снявшийся
впервые после эры немого кино Клифтон Уэбб был номинирован на «Оскар».
Портрет Лауры-на самом деле фотография, обработанная масляными красками.
Роль Лауры отклонила актриса Дженнифер Джонс. В картине звучит значительно
пережившая по популярности фильм мелодия и песня Дэвида Раскина «Лаура»,
хотя первоначальным выбором режиссера была песня Дюка Эллингтона «Sophisticated
Lady». Когда актрису Хеди Ламарр спросили, почему она отказалась от роли,
она ответила «они прислали мне сценарий, а не эту песню». Дэвид Раскин
был приглашен написать музыку к фильму после того, как композитор Альфред
Ньюман оказался занят, а Бернар Эррманнн отказался. Портрет Лауры позднее
появился в картинах «На Ривьере» (1951) с Дэнни Кеем (эту же роль он играет
в этом фильме) и «Мир женщины» (1954) с Клифтоном Уэббом. Повествование
в фильме должно было вестись последовательно от лица Вальдо, Марка и Лауры,
но впоследствии двух последних убрали. В 1947 году заглавную песню «Лаура»
записал Фрэнк Синатра. Джин Тирни не хотела сниматься в этом фильме, но
была вынуждена из-за контрактных обязательств. Автор романа Вера Каспари
в 1939 году написала пьесу «Для Лауры звонить два раза», в 1942 году переделала
ее в роман «Лаура», а в 1945 году снова трансформировала в театральную
пьесу. Интересно, что первоначально заглавная песня Дэвида Раскина называлась
«Джуди» в честь актрисы Джуди Гарланд. Структура романа Веры Каспари состояла
из повествования пяти разных героев, что было слишком сложно для того
времени. В фильме Винсент Прайс, обладавший красивым голосом, должен был
петь, аккомпанируя себе на пианино, но эту сцену вырезали, не дав шанса
Прайсу сделать еще и карьеру певца. Художником картины был трехкратный
обладатель «Оскара» Лайл Уилер («Унесенные ветром», 1939; «Ребекка»,
1940; «Все о Еве», 1950; «Снега Килимонджаро», 1952; «Предмет желания»,
1954). В 1999 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе
США. Ремейки: «Лаура» (1955, 55 мин.) режиссера Джона Брама, который все-таки
снял этот телефильм, пригласив актеров Джорджа Сандерса, Роберта Стэка
и Дану Уинтер. «Frontier Gambler» (1956) Сэма Ньюфилда с Колин Грей в
роли героини. «Лаура» (1956, 120 мин.) Джона Левеллина Мокси снова с Джорджем
Сандерсом и Робертом Стэком. «Stephanie Lamour» (1977) Кеннета Шварца.