Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ. БРАТСТВО КОЛЬЦА»
(The Lord Of The Rings: The Fellowship Of The Ring)

Новая Зеландия-США, 2001, 208 мин., «New Line Cinema»
Режиссер, продюсер и сценарист Питер Джексон, композитор Ховард Шор
В ролях Йан Холм, Йан Маккеллен, Шон Остин, Вигго Мортенсен, Джон Рис-Дэвис, Кристофер Ли, Лив Тайлер, Шон Бин, Брэд Дуриф, Элайя Вуд

В глубокой древности было выковано девятнадцать колец Силы, которые раздали во владение людям, эльфам и гномам. Но было и еще одно кольцо, созданное коварным повелителем темных сил Саруманом. Кольцо это было не просто «одним из девятнадцати», а главным-ибо управляло оно всеми кольцами. Надев его, Саруман получил поистине великую власть и силу, которую не преминул использовать в битве со своими главными противниками-людьми, эльфами и гномами. И все шло у него прекрасно, и расправлялся он с бесчисленными ордами воинов, надев кольцо. Но вот происходит страшное: один из людей в пылу битвы отрубает Саруману длань, отправляя его в Царство Теней. Кольцо меж тем таинственным образом теряется на долгие тысячи лет, пока в один прекрасный момент не оказывается в руках хоббита Билбо Баггинса. Билбо хранит кольцо много лет, не догадываясь о его великой силе, но кольцо живет своей жизнью: оно стремится вновь обрести своего хозяина в лице Сарумана. И вот тогда наступит вечная тьма, и воцарятся силы зла. Допустить этого не входит в планы мудрого мага Гендальфа, который, прекрасно понимая, какую опасность таит в себе кольцо, заставляет Билбо передать артефакт своему племяннику Фродо. Но поздно: силы зла пронюхали о том, что кольцо у хоббитов и пять Черных Рыцарей уже скачут для того, чтобы захватить его, уничтожив всех на своем пути. Положительные герои тоже не дремлют, решив срочно уничтожить кольцо-а сделать это можно только спалив его в пламени Мордора. И вот уже лихая компания из четырех хоббитов, двух людей, эльфа, гнома и мага Гендальфа отправляется в страну Сарумана. Множество приключений ждет их в пути…
Сюжет быстро закручивается. Появляются загадки. Умело нагнетается страх и напряженность. Приближение сил мрака становится для зрителя просто необратимым и даже осязаемым. Делается все, чтобы было интересно смотреть не только этот, но два последующих фильма. Спокойные сцены сменяются мастерски поставленными батальными. Чудные зеленые пейзажи-мрачными подземельями. То количество денег, которое было потрачено на создание мира Средиземья видно сразу невооруженным глазом. И все в этом фильме действительно поражает и впечатляет. Элайя Вуд играет Фродо Баггинса, молодого хоббита, унаследовавшего кажущееся невинным волшебное кольцо и оказавшегося втянутым в опасные и интересные приключения, чтобы спасти Землю от нависших злых сил. Вы также встретитесь с его лучшим другом Сэмом Гамги, а также Боромиром, человечным и горячим старшим сыном правителя королевства Гондор. Кейт Бланшетт играет эльфа Галадриэль, мудрую и прозорливую королеву Лорьянов. Брэд Дуриф играет Вормтонга, советника короля Теодонов и «пешку» в руках злого колдуна Сарумана, который надеется завладеть кольцом. Хоббит Билбо, двоюродный брат Фродо, является первоначальным носителем магического кольца. Мудрый волшебник Гендальф является учителем и защитником Фродо. Мы также встретимся с Арагорном, человеком, выросшим из эльфов и ставшим справедливым королем Гондора, а также с Арвен, молодой принцессой, которая готова пожертвовать своим бессмертием ради любви к Арагорну. Работа над трилогией, включающей также картины «Две башни» (2002) и «Возвращение короля» (2003) началась в Веллингтоне, Новая Зеландия в октябре 1999 года под руководством Питера Джексона. Одновременно начались сниматься сразу три части этой грандиозной эпопеи, основанной на романе филолога из Оксфорда Дж. Толкиена, публиковавшемся в 1954-1955 годах. Книгу писать Толкиен начал в 1936 году. Нужно отметить, что еще никогда в истории кино не снимали одновременно три фильма. Бюджет всех трех фильмов составил около 300 миллионов долларов. Три часа экранного времени зрители проведут во тьме, наблюдая за приключениями юного хоббита Фродо Баггинса и его соратников: собственно, «братства кольца», состоящего из его сородичей, гномов, магов, эльфов и людей. Отряд пройдёт сквозь огонь и воду, холод и мрак, интриги и предательство во имя великой цели: доставить Кольцо Власти в недра Роковой горы, чтобы уничтожить его именно там-в месте, где его когда-то выковал тёмный повелитель Саруман. Подробнее останавливаться на сюжете картины не имеет смысла. Те, кто знаком с хоббитами не понаслышке и так всё знают, а пребывающие в неведении относительно обитателей толкиеновского Средиземья и так ничего не поймут. «Властелин колец», многими считается «книгой столетия», борясь за первенство с «Улиссом» Джеймса Джойса и его же «Поминками по Финнегану». Примечательно, что все эти, безусловно, гениальные образцы мировой литературы принадлежат, по общему мнению, к категории «неэкранизируемой прозы». В объёмистом пресс-релизе «Братства кольца» читаем: «Мифы, ландшафты и волшебные существа, описанные Толкиеном, настолько грандиозны, что технологиям кинематографии потребовалось более сорока лет, чтобы достичь достаточного уровня развития, необходимого для их воссоздания. Режиссер постарался как можно более точно перенести на экран основные темы произведения Толкиена: борьбу добра со злом, природы и человека с его разрушительными орудиями труда, дружбы и предательства. Проект таких масштабов нуждался в провидце, которым оказался Питер Джексон, воплотивший в жизнь эпопею Дж. Толкиена во всей её полноте и многогранности» Кстати, говоря о компьютерных играх, нельзя не отметить подозрительное сходство нескольких главных монстров из подземелий Мории (королевства гномов) с персонажами аркады на древнеегипетские темы «Serious Sam: The First Blood» Что же касается мастерства Питера Джексона в воплощении полноты и многогранности саги Толкиена, то основной претензией здесь является отсутствие грусти и ностальгии по уходящему времени чудес, героев и чудовищ, которой проникнута трилогия оксфордского профессора из Южной Африки. Когда старого буйвола американского модернизма Уилльяма Бэрроуза спросили: «Довольны ли вы тем, что Голливуд сделал с вашими книгами», тот ответил: «Голливуд не может сделать ничего, мои книги всё там же-на книжной полке или в руках читателей». К счастью, там же находится и бессмертная трилогия Толкиена. Поэтому совет поклонникам творчества родоначальника фэнтези-не тратя впустую три часа, просто перечитать «Властелина колец», поклонникам компьютерных игр-освоить «Serious Sam», приверженцам низкобюджетной фантастики насладиться в очередной раз «Вождями Атлантиды» (1979), а любителям хорошего кино-посмотреть что-нибудь поестественней, например, «Малхолланд драйв» (2000). Спецэффектами занимался такой «монстр», как Марк Стэтсон («Бегущий по лезвию бритвы», 1982; «Ребята что надо», 1983; «2010», 1984; «Охотники за привидениями», 1984; «Космический лагерь», 1986; «Повелители Вселенной», 1987; «Черная вдова», 1987; «Крепкий орешек», 1988; «Эдвард руки-ножницы», 1990; «Бэтмен возвращается», 1992; «Игрушки», 1992; «Пятый элемент», 1997; «Сверхновая звезда», 2000; «Королева проклятых», 2002; «Король скорпионов», 2002). Певица Энья написала для фильма две песни «Here Comes Desire» и «Aniron Theme for Aragorn and Arwen». На роль Арагорна был утвержден 26-летний Стюарт Тауншенд, на после четырех дней съемок он был заменен на 41-летнего Вигго Мортенсена, так как режиссер посчитал, что необходим более возрастной актер. На роль Гендальфа проходил пробы отец Шона Остина по имени Джон. Восемь из девяти членов Братства кольца перед началом съемок в Веллингтоне нанесли себе маленькие татуировки со словом «девять» на изобретенном Толкиеным языке эльфов. Ими были Элайя Вуд, Билли Бойд, Шон Остин, Орландо Блум, Шон Бин, Йан Маккеллен, Вигго Мортенсен и Доминик Монаган. Отказался делать татуировку только Джон Рис-Дэвис. На роль эльфа лорда Элронда претендовал Дэвид Боуи. Роль Арагорна отклонил Даниэль Дей-Льюис. Студия настаивала на двухминутном прологе, но вместе этого режиссер растянул его на 7, 5 минут. Высоченные деревья в лесу были сделаны из резины. Доставить лошадей в горы было проблематично, поэтому нашли старый выход из положения: лошадей сыграли два человека, стоящие друг за другом, накрытые лошадиной шкурой. Во время съемок охрана арестовала как минимум трех человек, пытавшихся пробраться на съемочную площадку. Потомкам писателя не понравилась работа Джексона, но они ничего не могли поделать, так как Толкиен продал права на экранизацию своего романа еще в 1968 году за 15 тысяч долларов. Ожидалось, что съемки трилогии принесут в казну Новой Зеландии более 200 миллионов долларов. Город хоббитов был построен за год до начала съемок, чтобы он выглядел естественным и обжитым. Даже длину травы поддерживали на одном уровне, выпуская пастись овец. В Новую Зеландию было завезено очень много волос для изготовления париков: одним из главных поставщиков были женщины из России. Правительство Новой Зеландии обложило создателей фильма пониженными налогами, когда студия «New Line Cinema» пригрозила перенести съемки в другую страну. Йан Холм все свои сцены снял в студийных условиях, а не на природе. Сценарии всех трех фильмов переписывали каждый съемочный день (всего их было 274) на протяжении всех 16 месяцев работы, больше частью по предложению самих снимавшихся актеров. Наиболее сложные эпизоды режиссер рисовал не на листах бумаги, как обычно, а создавал компьютерным способом, чему его научил Джордж Лукас, аналогично работавший над картиной «Звездные войны. Призрачная угроза». Над картиной работала съемочная группа в количестве 2 тысяч человек, из которых только художников-постановщиков было более 300. В зависимости от ситуации, режиссер формировал до пяти-семи съемочных групп, которые снимали одновременно в разных местах. Это обычная практика для высокобюджетных фильмов. Ежедневно Джексону приходилось просматривать 3-4 часа отснятого накануне материала! Обычно композиторы работают над музыкой к фильму 1, 5-2 месяца, но Ховард Шор писал музыку к этому фильму почти два года. Помимо 280 миллионов долларов, потраченных на съемку всех трех фильмов, на их рекламную компанию ушло еще 200 миллионов. Во время свободных от съемок дней актеры ходили заниматься серфингом к океану. В один из дней Вигго Мортенсен неудачно упал и набил огромный синяк с одной стороны лица. На следующий день гримеры приложили максимум усилий, чтобы заретушировать его, но безуспешно. Не желая терять время съемок, Джексон снял всю сцену с участием Мортенсена, стоящим к камере «целой» стороной лица. Первой компанией, которая заинтересовалась проектом Джексона, была «Miramax». Но она хотела уместить все произведение Толкиена в один фильм, что категорически не устраивало Джексона. Когда компания отказалась, у режиссера оставался лишь месяц на то, чтобы найти другую студию. Джексон встретился с президентом студии «New Line Cinema» Робертом Шэйем, который выслушал режиссера, но добавил лишь одно: проект должен был растянут на три фильма! Сценаристы в спешном порядке отправились переписывать сценарий. Солдаты новозеландской армии были привлечены в качестве массовки для грандиозных батальных сцен, но вскоре были вынуждены вернуться обратно для миротворческой миссии в восточном Тиморе. Съемки трилогии по продолжительности равнялись съемкам другого масштабного полотна «Апокалипсис сегодня» (1979). Когда Кристофер Ли общался с Толкиеным, тот благословил его на роль Гендальфа, если когда-нибудь его роман будет экранизирован. Но когда этот проект стал реальностью, и Ли предложили роль Сарумана, актер так хотел сняться в экранизации своего любимого произведения, что немедленно согласился. Актер читает роман писателя раз в год с тех пор, когда он был впервые опубликован. Кристофер Ли остался единственным членом съемочной группы трилогии, который лично встречался с Толкиеным. Он был первым утвержденным на роль актером за свое отличное знание произведений Толкиена. На роль Гендальфа также претендовал Сэм Нил. Первоначально картина длилась 4, 5 часа. Каждый день на завтрак актерам и членам съемочной группы подавали 1460 яиц. Во время съемок было использовано более 1600 пар латексных ушей и бахил для ног, которые выдерживались в специальной печи по 24 часа 7 дней. Так как после съемочного дня бахилы нельзя было снять, не повредив их, то их можно было использовать лишь один раз. Использованные бахилы сразу уничтожали, чтобы избежать их появления на черном рынке. Для своей роли актер Шон Остин набрал почти 14 килограммов. Вигго Мортенсен выполнял все свои трюки без дублера. Кроме того, он настоял на настоящем железном мече, а не на более легком алюминиевом или безопасном резиновом. Орландо Блум также выполнял все трюки самостоятельно, и в процессе съемок сломал ребро. У Джона Риса-Дэвиса появилась аллергия на грим. Актер не мог сниматься два дня подряд, пока воспаление не сходило с его лица, чтобы можно было снова накладывать грим. Кстати, на его наложение уходило каждый раз не менее трех часов. Он был самым высоким актером среди членов братства: его рост 185 см. На роль Арагорна режиссер планировал Расселла Кроу. Кроу был рад сниматься в этой эпопее, но был вынужден отказаться из-за ранее взятых на себя обязательств. Когда Йан Маккеллен ударился головой о потолок при входе в жилище Бильбо, он сделал это неумышленно, но режиссеру так понравилась реакция актера, что он оставил эпизод в фильме. Финальные титры длятся 30 минут. Вигго Мортенсен носил свой меч с собой даже вне съемочной площадки, в результате чего при осмотре его машины полицейскими, ему постоянно приходилось объяснять, откуда этот меч. Актерам и членам съемочной группы часто приходилось добираться до мест съемок в горах на вертолетах. Шон Остин очень боялся летать, так что делал это в самых крайних случаях, а обычно по 2 часа каждое утро пешком добирался до съемочной площадки, наблюдая, как над ним пролетают вертолеты с другими актерами. Многие сцены Джексон скопировал с ранней анимационной версии «Властелина колец» Ральфа Бакши 1978 года. Во время съемок Кристофер Ли сломал левую руку, ударив ею в дверь своего номера в отеле. На роль Фродо проходил пробы Джейк Гилленхаал. На роли, сыгранные в фильме Лив Тайлер и Кейт Бланшетт, планировались Люси Лоулесс и Ума Турман, но они обе в это время забеременели. Лив Тайлер до съемок в этой трилогии никогда не читала ни одного произведения Толкиена (впрочем, как и Йан Маккеллен и Вигго Мортенсен). Орландо Блум получил роль Леголаса за два дня до окончания им драматической школы искусств. Кейт Бланшетт снималась всего один месяц. Питер Джексон вложил собственные деньги на приобретение компьютерного программного обеспечения, способного создавать масштабные батальные сцены сражений. Орландо Блум два месяца учился обращению с луком и стрелами. Главный костюмер картины имела в своем распоряжении 40 швей, которые сшили за время съемок 19 тысяч костюмов. На роль Гимли пробовался известный карлик Уорвик Дэвис. Всего в этом фильме 118 трупов. Роли в трилогии отклонили Кейт Уинслет и Энтони Хопкинс. На роль Сарумана режиссером рассматривался не только Кристофер Ли, но и Тим Карри, Джереми Айронс и Малкольм Макдауэлл. Еще сорок лет назад интерес к этому проекту проявляли режиссеры Джон Бурман, Стэнли Кубрик и даже участники группы «Битлз». Шону Коннери была предложена роль Гендальфа, но он отказался, так как «не понял смысла истории». Готовили костюм и наносили грим актеру Лоуренсу Макаоре для роли Лурца в течение 11 часов. Один из нескольких спецэффектов, используемых в трилогии представляет собой уменьшение актёров нормального размеров до размеров хоббитов и карликов. Дж. Толкиен первоначально придумал «Хоббита» как историю на ночь для своего сына. За ним последовало три романа: «Братство кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую режиссуру, актера второго плана (Маккеллен) и как лучшему фильму-фэнтази года, а номинировала за лучшие костюмы, грим, музыку, сценарий и спецэффекты. Картина удостоилась «Оскара» за лучшую операторскую работу, грим, спецэффекты и музыку, а номинировалась за лучшее художественное оформление, костюмы, режиссуру, монтаж, песню, звук, сценарий, актера второго плана (Маккеллен) и как лучший фильм года. Англичане вручили фильму свой приз «BAFTA» за лучшую режиссуру, спецэффекты, грим и как лучшему фильму года, а номинировали за лучшую музыку, костюмы, монтаж, операторскую работу, сценарий, звук, художественное оформление и актера (Маккеллен). Картина номинировалась на «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, музыку, песню и как лучший фильм года. За свою музыку Ховард Шор получил премию «Гремми», а песня в исполнении Эньи номинировалась на нее. При бюджете в 93 миллиона долларов картина в мировом прокате собрала более 870 миллионов и еще 500 миллионов выручила за право использования во всем мире.