Во
время Второй мировой войны дети со своими родителями улетают из Лондона,
спасясь от бомбардировок и других ужасов войны. После авиакатастрофы в
живых остаются только дети, которые оказываются на необитаемом острове.
Необходимость самостоятельного существования, пока не прибудет помощь,
вносит раздор в коллектив. Дети стараются адаптироваться к суровому состоянию
Робинзонов Крузо. Они разделяются на два лагеря: одни предпочитают неконтролируемую
свободу, возвращение к примитивным, первобытным, варварским обычаям. Ракушка
становится воплощением их власти, а голова кабана-символом завоевания.
Более малочисленная группа пытается противостоять бушующей силе зла, сформировав
более цивилизованную общину. Фактор «выживает сильнейший» выходит на первый
план. Появляются два лидера-один плохой, другой хороший. К концу картины
почти все дети переходят на сторону к плохому, двое детей погибают, и
можно отчетливо наблюдать как поведение детей эквивалентно поведению всего
человеческого рода…
Все покоится на идее, что человеческая природа есть самое отвратительное
и плохое, и что дети, предоставленные сами себе, смогут создать только
омерзительное общество под знаком мух (дьявола, которым он обозначен в
Библии). Возвращение к дикости воскрешает в памяти фильм «Остров
затерянных душ» (1932), а критика детства еще более радикальная, чем
в «Monkey Money» (1931), но противоречит фильмам «Деревня
проклятых» (1960) и «Проклятые»
(1961). Кстати, произведение Уилльяма Голдинга 1954 года, по которому
поставлена картина, входит в обязательную школьную программу в Англии.
В одной из второстепенных ролей снялся Николас Хаммонд, который сыграл
молодого Фридриха два года спустя в классическом фильме Роберта
Уайза «Звуки музыки». В остальных ролях заняты дети, никогда не снимавшиеся
ранее. Режиссер отвез всю съемочную бригаду на один из островов Коста-Рики
и быстро снял картину, так как детям было необходимо возвращаться в школу
после летних каникул. Правда, звук было невозможно записывать из-за шума
джунглей и океана, поэтому детям приходилось после окончания съемок переписывать
голоса в только что снятых диалогах. После окончания съемок бригада возвратилась
в Париж, где почти год сводила фильм. Когда съемки начались, Брук убрал
сценарий в сторону и позволил детям импровизировать. В итоге он наснимал
более 60 часов пленки, из которых смонтировал полуторачасовой фильм по
требованию американских дистрибьюторов, которые настаивали, чтобы фильм
не длился дольше. Режиссер просмотрел более 3 тысяч детей, выбирая подходящих
детей. Одиннадцатилетний Хью Эдвардс, играющий Пигги, начал свое письмо
режиссеру следующими словами: «Я толстый и ношу очки…». На Каннском кинофестивале
картина номинировалась на главный приз. Бюджет фильма составил 250 тысяч
долларов.