Представьте
себе, что весь окружающий вас мир есть ни что иное, как виртуальная реальность,
смоделированная высшим компьютерным интеллектом-Матрицей, а люди в реальной
жизни служат всего лишь источником энергии для нее. Молодой программист-хакер
Томас Андерсон по прозвище Нео (игра букв One-первый) и не подозревает
о том, что группа людей, неподвластных Матрице, избрала его для решающей
схватки. Нео сидит дома перед монитором компьютера и ждет знака. Тот появляется
в лице красивой девушки Тринити, которая отводит его к новоявленной мессии
по имени Морфеус. Тот объясняет ему всю подноготную Матрицы. Первым делом
Морфеус и его товарищи должны научить «избранного» борьбе со злом. После
этого Нео должен спасти человечество от господства машин…
О магической киберпанковской «матрице» рассуждал еще анонимный диктор
из романа Уилльяма Гибсона «Нейромант»: «Своими корнями матрица уходит
в примитивные аркадные игры, в ранние программы компьютерной графики и
в эксперименты военных с черепными разъемами». Матрица-это великая галлюцинация
цифровой эры, сны и кошмары, возникающие у каждого оператора в его путешествиях
по киберпространству. Матрица-тот психоделический опыт героя эпохи техноренессанса.
«Никто не может сказать в точности, что такое матрица. Ты сам должен ее
увидеть!»-говорит хакеру Нео его учитель Морфеус. Авторы картины пригласили
для работы над спецэффектами тридцатилетнего Джона Гаэту («Звездный
путь-5», 1989; «Судья Дредд», 1995;
«Стиратель», 1996)-большого поклонника
Ганса-Руди Гигера и до
встречи с братьями Вачовски не слишком известного в мире спецэффектов.
Изначально отказавшись ориентироваться на хрестоматийный стиль художников
из компании «ILM» и манеру создателей спецэффектов для «Бегущего
по лезвию бритвы», Джон Гаэта придумал свой алгоритм превращения двухмерного
изображения в трехмерное, используя уроки техники Эдварда Мейбриджа и
суперсовременной японской анимации. Сто двадцать фотокамер выстраивались
вокруг площадки действия, фиксируя точки движения персонажей под разными
углами, плюс еще несколько могли фиксировать это движение на различных
скоростях, включая «замедляющие» скорости в 150 и 300 кадров в секунду.
Свою оригинальную манеру Гаэта назвал «Flo-Mo» и, как когда-то Мейбридж
складывал фотографии движения скачущей лошади, создавая иллюзию ее полета.
Он отправлял собственные фотографические «молекулы» движения в компьютер
и уже там искал возможность выстроить новую хореографию, соединяя их по
принципу Мейбриджа, вставляя в подходящие фрагменты «чистого» движения,
деля их своеобразными ритмическими отбивками по принципу японской анимации.
Подобная манипуляция со скоростями и различными изобразительными «онтологиями»
сделала «Матрицу» образцом того самого «порядка из хаоса», которым отличается
весь мир киберпространства. Кроме этого, здесь выразилась самым оригинальным
образом свойственная всем представителям киберпанка любовь к японской
поп-культуре. Спецэффекты фильма затронули не только законы цифрового
мироздания. Именно они передают содержание одной из «частных эволюций»-эволюции
характера главного героя, на наших глазах преобразившегося из программиста
Томаса Андерсона, раздражающего «систему» хакерскими взломами и своим
сетевым именем Нео, в мессию киберпространства. После ролей в «Джонни-мнемонике»
(1995) и «Матрице» Кеану Ривз смело может надеяться на пожизненный статус
культового актера среди поклонников киберпанка. Его экзотический облик
как нельзя лучше работает на образ Нео, явно сориентированный на «ковбоев»
Уилльяма Гибсона и хакеров Стивена Леви с их глубоко романтическим пониманием
хакерства-вызывающей безразличностью к атрибутам потребительства, нигилизмом
и готовностью схватиться с «системой» в любой момент. У таких обитателей
киберпространства в кармане всегда полно дисков с новейшими проектами
революций, но они предпочитают оставаться рыцарями и мечтателями. Чтобы
сыграть главную роль в картине, Кеану Ривзу пришлось вместе с остальными
участниками актерской группы четыре месяца учиться боевым искусствам под
руководством Йен Ву-Пинга, режиссера «Пьяного мастера» (1978) с Джеки
Чаном в главной роли и одного из лучших гонконгских постановщиков боевых
сцен. Эти эксперименты с чисто восточной трюковой манерой «боя на проволоках»
позволили Ривзу не просто пополнить ряд голливудских апологетов гонконгского
«action», но и напомнить о себе как об одной из самых крутых звезд боевика.
Картина получила «Оскар» за лучшие спецэффекты, монтаж, звук и монтаж
звуковых эффектов. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов
ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн»
за лучшую режиссуру и как лучший фантастический фильм года, а номинировала
за лучшие костюмы, грим, спецэффекты, сценарий, актера и актрису (Ривз
и Мосс) и актера второго плана (Фишберн). Англичане вручили картине свой
приз «BAFTA» за лучший звук и спецэффекты, а номинировали за лучший монтаж,
художественное оформление и операторскую работу. Режиссеры ранее написали
сценарий к картине Ричарда
Доннера «Убийцы» (1995). Интересно, что братья Вачовски ранее успели
поработать в легендарном комиксовом издательстве Marvel, где они, в частности,
писали диалоги для сериала «Восставший из ада»,
поставленного по мотивам известного фильма Клайва
Баркера. Именно поиски идеи для нового комикса привела братьев к сюжету
этого фильма. Вачовски работали над этой картиной 5, 5 лет, написав 14
вариантов сценария, а финальный вариант скетчей картины содержал более
500 страниц. Первоначально роль Нео предложили Эвану Макгрегору (он предпочел
сняться в картине «Звездные войны. Призрачная угроза», 1999) и Леонардо
Ди Каприо. Затем был Уилл Смит, но он отказался из-за съемок в картине
«Дикий-дикий Уэст» (1999).
Вэлу Килмеру предложили роль Морфеуса. Были использованы декорации, задействованные
в картине «Темный город» (1998).
Николас Кейдж отклонил роль Нео, так как хотел подольше побыть с семьей.
Кэрри-Энн Мосс повредила колено во время одной из сцен action, но решила
никому не говорить о своей травме до окончания съемок, чтобы ее не заменили.
В картине множество аллюзий и намеков на книгу Льюиса Кэрролла «Приключения
Алисы в стране чудес». Первым выбором режиссеров на роль Нео был Джонни
Депп. На роль Морфеуса претендовали Гари
Олдмен и Самюэль Джексон. В приемной по телевизору показывают кроликов
из картины «Ночь кролика»
(1972). Съемки фильма продлились 118 дней. Весь четырехмесячный тренировочный
процесс Кеану Ривз провел в предохраняющем шею обруче, так как восстанавливался
после операции на шее. До своей заключительной речи Нео ни разу в фильме
не говорит более пяти предложения подряд. Картина почти полностью снята
в Сиднее по налоговым причинам: если бы картина снималась в США, ее бюджет
был бы в три раза больше. Сцену драки в метро между Нео и агентом Смитом
снимали на 10 дней больше, чем было предусмотрено графиком. Студия «Warner»
дала зеленый свет проекту перед самым окончанием подготовительного периода
работы, а до этого никто не был уверен, что вся их работа не пропадет
понапрасну. На роль агента Смита претендовал Жан Рено, но он предпочел
сняться в картине «Годзилла» (1998). Все животные
в матрице созданы компьютерным способом. Братья попросили у студии 80
миллионов долларов, но «Warner» выделила им только 10. Тогда братья на
все 10 миллионов сняли десять минут фильма (начальную сцену с Кэрри-Энн
Мосс) и показали ее продюсерам. Те были впечатлены и выделили необходимую
сумму. Всего в картине 39 трупов. Шон
Коннери отказался от роли Морфеуса со словами, что он не понял сценария.
Студия настояла, чтобы в фильме было много разъяснительных диалогов, ибо
сценарий никто не понял. Начальную сцену action репетировали полгода и
снимали четыре дня. Спецэффекты составляют 20% от всей продолжительности
фильма. Братья Вачовски написали сценарий «Убийц» для продюсера Джоэла
Силвера, поэтому принесли ему и сценарий «Матрицы». Но Силвер категорически
был против того, чтобы братья сами сели в режиссерское кресло, убеждая
их посвятить себя сценарному ремеслу. Именно поэтому браться решили снять
лесбийский криминальный триллер «Связь» (1996), чтобы показать свое режиссерское
мастерство. Успех фильма убедил Силвера доверить братьям режиссуру «Матрицы».
Бюджет фильма составил 63 миллиона долларов, а собрал он в мировом прокате
374 миллиона и еще 103 миллиона выручил за право использования на территории
США. Над спецэффектами работали компании «Manex Visual Effects», «Amalgamated
Pixels», «DFILM Services» и «Makeup Effects Group Studio».