
















Мы представляем себе ангелов на небесах, а ангелы-представляют себе людей на
Земле…
Весьма показательна неутешительная трансформация, происшедшая с течением времени
в творчестве замечательного французского режиссера Марселя Карне. Если сопоставить,
например, его великолепную ленту 1942 года «Вечерние посетители» и довольно
беспомощную картину 1974 года «Чудесный визит» (перекличка есть уже в названиях!),
снятую Карне уже в 65-летнем возрасте, то тема провоцирующего проникновения
внеземных и как бы бесполых сил, которые вносят смятение в умы, а прежде всего-в
чувства людей, все-таки ориентированных на противоположный пол, решается с абсолютно
несхожими результатами. «Вечерние посетители»-высокая философско-поэтическая
и символическая драма о торжествующей любви, над которой не властен и сам Дьявол.
А «Чудесный визит»-худосочная и маловразумительная история (хоть она и основана
на сюжете второго по счету романа знаменитого английского фантаста Герберта
Уэллса) пришествия в мир красивого юноши по имени Жан, которого современные
жители французской деревушки не пожелали принять за Ангела Господнего. И этот
фильм поневоле начинает восприниматься в гомоэротическом плане, тем более что
и сам Марсель Карне имел, по ряду сведений, подобные склонности в своей жизни
(в частности, называлось в связи с ним имя актера Ролана Лезафра, который был
младше на 18 лет и играл в ряде лент Карне еще в 40-50-е годы, а в «Чудесном
визите» появился в роли Менара).
Прошедший практически незамеченный прощальный фильм великого французского режиссера,
снятый на прекрасном бретанском побережье страны. Пара жителей местного небольшого
городка-пастор и ученый-находят на берегу бездыханным тело молодого человека,
прекрасного своим образом. Приведя его к жизни, они узнают, что он попал сюда…с
неба. Занятно, что как раз пастор отказывается верить в божественное происхождение
молодого человека, которого они называют для простоты Жаном, тогда как его друг
ученый с восторгом принимает его ангельскую природу. Какое-то время спустя они
пытаются ассимилировать Жана в местное общество, благо тот говорит только о
хорошем, а также прекрасно играет на скрипке. Но есть и некоторые моменты, которые
не позволяют некоторым односельчанам принять Жана за своего-тот не является
частью слаженного коллектива, предпочитая «играть соло», а его общение с женским
полом приводит к ревности отдельных людей, которые вскоре настраивают и все
население против паренька. Неожиданный и, безусловно, чудесный визит практически
бесполого ангельского существа заканчивается трагической и жестокой расправой
сексоцентрических землян. Фильм, который с одной стороны, довольно сильно отличается
от того, что делал Карне в позднем периоде своего творчества, с другой стороны
весьма громко перекликается с его золотым наследием. Более тонких и элегантных
оттенков «поэтического реализма» он не добивался с той самой поры, как расстался
с верным соратником сценаристом Жаком Превером. Сама история имеет подобное
же ощущение скорее философской притчи и даже сказки для взрослых. Есть тут и
сверхъестественные силы, только если в «Вечерних посетителях» представители
сил зла пробудили в людях любовь, то теперь ангел вызвал у людей ненависть,
зависть и стремление убить. Все тоже пролегло посредством романтических дорожек,
только в обратную сторону. Природа человеческой эротичности просто не способна
воспринимать саму идею чистых отношений, далеких от секса и гендерного разделения,
а непонимание в толпе всегда вызывает тягу к насилию. Примерно таким образом
растеклась реакция относительно вопроса о сексуальной ориентации самого режиссера,
что, может и было бы справедливо, только вот вряд ли уместно в рамках данной
работы. Снятый по знаменитой книге Герберта Уэллса фильм требовал на главную
роль кого-то экстраординарного по красоте и невинности. Карне не смог найти
во всей Франции никого, кто бы подходил на эту роль, и нашел только в Риме молодого
американского артиста Хирама Келлера, который работал в основном в Европе и
засветился у Феллини в «Сатириконе». Впрочем, несмотря на невероятную красоту
парня, она у него была несколько неангельская, да и учить французский он не
собирался, так что, Марсель Карне обратился к услугам неизвестного французского
паренька Жилля Коллера, запустив ему актерскую карьеру. Непросто было и во время
самих съемок, которые начались еще и с опозданием из-за постоянных споров с
продюсерами. Но и после того, как начали снимать, проблемы не прекратились-капризная
погода, постоянные забастовки, усложняли и без того амбициозный проект, который
подразумевал под собой сцены в разных концах побережья и обилие натурных съемок.
В результате, яркое пламя, которое задумывал режиссер, оказалось под слоем теплой
золы, фильм приняли скорее прохладно и о таланте автора забыли даже те, кто
еще о нем понял. Карне понял, что больше мир кино его принимать не хочет и оставил
попытки, перейдя на работу скорее офисную и чиновничью.