Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
«ОБНАЖЕННАЯ МАХА»
(The Naked Maja)
Италия-Франция-США, 1958, 111 мин., «Societe Generale de Cinematographie/Titanus»
Режиссер Генри Костер, сценаристы Норман Корвин, Джорджо Проспери и Оскар
Сол
В ролях Ава Гарднер, Энтони Франсьоза, Амедео Наццари, Леа Падовани, Джино
Черви, Карло Риццо
Она богата, молода и красива, она подчиняет своему влиянию всех-даже
испанского короля; среди ее любовников-всесильный премьер-министр Годой.
Полюбив Гойю, она находит в себе силы отказаться от собственного счастья
ради того, чтобы художник мог спокойно создавать свои шедевры, не страшась
костра инквизиции…
Историко-биографический фильм о романе художника Франсиско Гойи и герцогини,
позировавшей для его знаменитого шедевра «Обнаженная Маха». Красота Авы
Гарднер была столь редкостной, что в 50-е годы актрисе был даже присвоен
неофициальный титул самой красивой женщины мира на основе опроса как критиков,
так и рядовых зрителей. Кому же, как не ей, было суждено сыграть роль
легендарной испанской красавицы, герцогини Альбы. Режиссер Генри Костер
дал Аве шанс предстать на экране во всем блеске своих драматических возможностей
и красоты. В этой яркой, костюмной истории Гарднер создала образ умной,
волевой, бесстрашной и весьма загадочной женщины с трагической судьбой.
«Махa обнаженная» (La maja desnuda)-картина испанского художника Франсиско
Гойи, написанная около 1797-1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха
одетая» (La maja vestida). На картинах изображена маха-испанская горожанка
XVIII-XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника. «Маха
обнаженная» является одним из ранних произведений западного искусства,
изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных
коннотаций. Картина, вероятно, была заказана Мануэлем Годоем, первым министром
Испании, для своей частной коллекции обнаженной натуры. Предполагается,
что «Маха одетая» висела перед «Махой обнаженной», которая могла быть
показана с помощью специального механизма. Первым достоверным упоминанием
о картине является свидетельство гравера Педро Гонзалеса де Сепульведы,
который видел ее во время посещения палаццо Годоя вместе с «Венерой с
зеркалом» Веласкеса в 1800 году. Доподлинно неизвестно, кто послужил моделью
для картин. В XIX веке считалось, что на картинах изображена Мария Каэтана
де Сильва, 13-я герцогиня Альба, в связи с легендой о ее любовной связи
с Гойей. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии,
что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя. В 1808 году «Маха
обнаженная» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами
«сомнительного содержания» и конфискована. Гойе были заданы вопросы об
обстоятельствах ее создания, однако художник избежал наказания, так как
влияние инквизиции к началу XIX века значительно ослабло, и она могла
лишь указывать на «опасные» формы выражения в искусстве, не будучи в состоянии
полностью запретить их. Картины дважды переходили в коллекцию Академии
Сан-Фернандо после их конфискаций инквизицией между 1814 и 1836 годами,
а в 1901 году переданы в Прадо. Остается неизвестным-предназначались ли
работы для совместной демонстрации. В настоящее время они экспонируются
в Прадо рядом друг с другом, хотя существует мнение, что их следует разделить
для независимого восприятия. «Маха» вдохновляла многих художников: под
сильным влиянием «Махи одетой» находился Эдуард Мане, создавший «Девушку
в испанском костюме». А Игнасио Сулоага сделал высококачественную копию
«Махи обнаженной», в дальнейшем послужившую ему образцом для серии полотен
«Обнаженные женщины в испанском интерьере». В 1930 году в память о Гойе
частным производителем была выпущена серия почтовых марок с изображением
«Мах». Они были одобрены испанской Почтовой службой, однако власти США
запретили эти марки, и письма с ними не допускались в страну.
Мария дель Пилар Тереса Каэтана де Сильва и Альварес де Толедо (1762-1802)-13-я
герцогиня Альба, наследница многочисленных титулов и владений этого семейства.
Единственная дочь Франсиско де Паула де Сильва и Альварес де Толедо (1733-1770),
10-го герцога де Уэскара (1755-1770), и Марианы дел Пилар де Сильва-Базан
и Сармьенто. Мать Каэтаны умерла вскоре после родов, а в восемь лет малышка
потеряла и отца: он умер от чахотки. Каэтана Альба-хрупкая, утонченная
дама-стала последним представителем знаменитого кастильского рода Альба
по мужской линии. В 1770 году после смерти своего отца 8-летняя Мария
Каэтана унаследовала титул герцогини де Уэскар, а в 1776 году после смерти
деда-титул герцогини Альба вместе с многочисленными владениями рода Альварес
де Толедо. В истории Каэтана более всего известна как покровительница
и муза великого художника Франсиско Гойя. По рассказам современников,
герцогиня была женщиной необычайной красоты, шарма, интеллигентности и
остроумия. В 12 лет старшие родственники выдали ее замуж за Хосе Марию
Альвареса де Толедо и Гонзага (1756-1796), 15-го герцога Медина-Сидония
(в 1779-1796), главу одного из знатнейших родов Испании. Они оба были
покровителями Гойи и в своем дворце в Мадриде сделали ему студию. Брак
герцогини Альба остался бездетным. Ее муж внезапно умер в 40-летнем возрасте-как,
впоследствии, и она сама. С Гойей герцогиню связывали продолжительные
отношения, вероятнее всего, любовные. Долго муссировались слухи, что именно
герцогиня послужила натурщицей знаменитых «Мах» Гойи, что, в особенности
в случае «Махи обнаженной», воспринималось ее аристократическим потомством
в штыки. В 1945 году, с целью опровержения этой легенды, семья Альба вскрыла
гробницу, чтобы измерить кости герцогини и доказать, что ее пропорции
(и длина костей), не совпадают с пропорциями Махи. Но так как могилу уже
вскрывали, и тело герцогини выбрасывали наполеоновские солдаты, то в его
нынешнем состоянии измерения провести не удалось. Легенда опять осталась
не опровергнутой. После смерти герцогини Альбы, обе «Махи» (обнаженная
и одетая) и висевшая рядом с ними во дворце «Венера с зеркалом» были,
под нажимом короны, проданы наследниками Каэтаны фавориту королевы, Мануэлю
Годою. Другое полотно из собрания герцогини, «Мадонна Альба», оказалось
в доме ее лекаря.