Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Испания.
Восемнадцатый век. Молодая Изабелла Макдоналд готовится выйти замуж за
богатого плантатора Мануэля Де Хэвилленда. Это брак по расчету, цель которого-спасти
отца Изабеллы от разорения. В день бракосочетания полицейский обвиняет
Изабеллу в том, что она убила собственного ребенка, плод постыдной любви
с неизвестным. Чтобы спасти Изабеллу от скандала, ее мать уговаривает
юную племянницу Консуэлу, девушку наивную и доверчивую, взять вину на
себя. Она говорит Консуэле, что та должна пойти на жертву в знак благодарности
и никакого наказания не будет. Консуэла соглашается на аферу. Макдональд,
отец Изабеллы, нанимает молодого безработного адвоката по имени Педро
Де Сильва, чтобы тот отнесся к защите своей подопечной как к простой формальности.
Но в суде Педро, восхищенный красотой Консуэлы, убеждается в том, что
она невинна: увы, в его распоряжении нет ни одного аргумента в ее пользу.
Консуэлу приговаривают к десяти годам каторги. На борту корабля, везущего
каторжанок в колонию, находятся и Изабелла с мужем. Изабелла довольно
быстро обнаруживает кузину в трюме, где каторжанки томятся, словно звери
в клетке. На том же корабле безбилетным пассажиром путешествует и Педро
Де Сильва, полный решимости добиться пересмотра дела своей подопечной.
Он случайно встречает священника Микеле Карбалльо, с которым когда-то
учил катехизис. Ныне Карбалльо лишен сана и служит на корабле коком. Он
защищает Педро и прячет его у себя. Консуэла не может постоять за себя
и поэтому сторонится других каторжанок. Бывалая бандитка Розарио проникается
сочувствием к Консуэле и берет ее под свою опеку. Чтобы остановить драку
между заключенными, капитан приказывает облить их ледяной водой. Консуэла
терпит различные издевательства и попадает в лазарет, где ее навещает
Изабелла. Она обещает Консуэле свободу при условии, что та будет хранить
молчание. Педро подслушал их разговор. Он рассказывает все капитану и
просит немедленно освободить Консуэлу и арестовать Изабеллу. Изабелла
все отрицает. Она отдается капитану, чтобы привлечь его на свою сторону.
Она коварно мстит, приказав арестовать и высечь Педро; затем та же участь
ожидает и Консуэлу. Каторжанки, возмущенные такой несправедливостью, хватают
стражника и отбирают у него ключи. Они разбирают оружие и захватывают
корабль. Страстно целуя солдат и матросов, каторжанки перетягивают их
в свой лагерь. В большинстве случаев их аргументы очень убедительны. Розарио
обвиняет Изабеллу в том, что она виновата во всех несчастьях Консуэлы.
Муж Изабеллы убит. Взбешенные женщины заставляют капитана высечь Изабеллу,
и та закалывает его. Затем бунтарки берут хлыст и сами остервенело отхаживают
молодую женщину. Видя, какой отчаянный оборот принимают события, Карбалльо
умоляет женщин пощадить хотя бы съестные припасы и не дать кораблю сбиться
с курса. Его никто не слушает. Весь корабль охвачен похотливыми танцами
и оргиями. Начинается буря. Карбалльо удается посадить Консуэлу и Педро
на спасательную шлюпку. В разгар грозы слышится голос Карбалло, который
вдруг вспомнил, что некогда был священником: «Молите Господа о снисхождении!».
Женщины начинают молиться. Корабль взрывается. На суде Педро провозглашает
невинной Консуэлу, которая стала его возлюбленной…
Долгое время это был единственный фильм Матараццо, более-менее известный
любителям кино, пока не были открыты заново картины с участием Амедео
Надзари и Ивонны Сансон. Он шел в Париже в залах, специализирующихся на
«смелых» фильмах, запрещенных для несовершеннолетней аудитории (вроде
«Миди-Минюи», «Нептуна»), а фильмы с Надзари и Сансон собирали в роскошных
залах благонамеренную публику, в большинстве своем-немолодых женщин, мнущих
в руках носовые платки, необходимый атрибут для просмотра. В этом-доказательство
удивительного разнообразия той широкой аудитории, к которой обращались
фильмы Матараццо. «Корабль проклятых женщин», занимающий в фильмографии
режиссера место в самой середине цикла Надзари-Сансон, сразу же после
биографии Верди («Джузеппе Верди», 1953), опять эксплуатирует мелодраму:
этой тактики Матараццо придерживался в 50-е годах. На сей раз это костюмная
мелодрама, чье действие происходит в восемнадцатом веке, и завершается
безудержным, буйным и красочным апофеозом. Как и «Водоворот» (1954), картина
снята в цветовом формате, во многом уступающем формату «Technicolor»,
использованном в трех других цветных фильмах Матараццо («Джузеппе Верди»,
«Кругом!», 1954 и «Рисовая плантация», 1956). Складывается впечатление,
будто цвет пробуждал в Матараццо безумную фантазию, и в единственном цветном
фильме с Надзари и Сансон-»Кругом!»-эта тенденция чувствуется очень отчетливо.
Отмечу, что в «Корабле проклятых женщин» безумная фантазия прорывается
наружу лишь в последней трети фильма после завязки и ряда событий, вполне
традиционных для популярного романа, построенного вокруг злоключений молодой
невинной девушки, жертвы злобных родственников. Эти злоключения выводят
на первый план тему, важнейшую для всякой мелодрамы-тему несправедливости.
Она не только играет важнейшую роль в судьбе героини, но становится толчком,
побуждающим каторжанок на бунт. Ярость в каторжанках вызывает не собственное
рабское положение, а горе и страдание, несправедливо причиненные другому,
в данном случае-юной Консуэле. Именно в тот момент, когда тема несправедливости
перестает быть движущей силой исключительно одной конкретной судьбы и
вовлекает в себя всех окружающих, в фильме разворачиваются во всю мощь
яркая фантазия и какое-то эпическое безумство. Подобно «Оковам», но гораздо
грубее, зрелищнее и недвусмысленнее, «Корабль проклятых женщин» отвергает
добропорядочное общество, будь оно буржуазным или аристократическим. Здесь
отстранение доходит до того, что повествование завершается настоящим криком
ненависти, криком анархиста и вольнодумца, восстающего против установленного
порядка, который якобы повинен в худших проявлениях несправедливости.
Матараццо умело, легко, естественно и неумолимо ведет фильм к бурной,
неистовой фантазии. Под естественностью в данном случае понимается то
свойство, которое позволяет некоторым художникам даже в самых избитых
жанровых клише находить подлинные чувства и сюжетную необходимость, которые
их некогда породили. По этому фильму видно, что Матараццо обладает врожденной
искренностью примитивистов, а также зрелостью настоящего мастера. Это
обстоятельство заставляет нас особо подчеркнуть тот факт, что, хотя Корабль
проклятых женщин красив сам по себе, его красота поражает еще больше в
сравнении с другими образцами мелодрамы, снятыми режиссером в те годы.
Смелые финальные сцены не раз подвергались сокращениям-в зависимости от
копии и страны проката. Таким образом, метраж фильма значительно варьируется
от копии к копии.