Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Нгуен Ван Чой (1940-1964)-партизан Национального фронта
освобождения Южного Вьетнама, после неудавшегося покушения на посла США
в Южном Вьетнаме и министра обороны США был публично казнен в Сайгоне.
Родился в провинции Куангнам, в бедной крестьянской семье. С 14 лет работал
учеником электрика, затем-электриком в Сайгоне. В 1962 году стал членом
Национального фронта освобождения Южного Вьетнама. В апреле 1964 года
состоялась свадьба Нгуен Ван Чоя и Фан Тхи Куен. 2 мая 1964 года получил
задание взорвать бомбу в Сайгоне на мосту Конгли, по которому должны были
проезжать посол США в Южном Вьетнаме Генри Кэбот Лодж и посетивший страну
с визитом министр обороны США Роберт Макнамара. 9 мая 1964 года Нгуен
Ван Чой участвовал в покушении, но попытка покушения оказалась неудачной,
и в 22 часа Нгуен Ван Чой был арестован. Нгуен Ван Чой отбывал предварительное
заключение под следствием в Сайгоне в тюрьме Тихоа. В первый же день попытался
бежать, выпрыгнув в окно, но упав на проходящий автомобиль, сломал ногу,
и был пойман. Жена Чоя-Фан Тхи Куен также была помещена в тюрьму, но после
нескольких допросов отпущена на свободу. 11 августа 1964 года суд приговорил
Нгуен Ван Чоя к смертной казни через расстрел. Коммунисты Венесуэлы провели
кампанию за освобождение Нгуен Ван Чоя. Прокоммунистические партизанские
отряды Венесуэлы захватили высокопоставленного полковника ВВС США Майкла
Смолена и предложили обменять его на Нгуен Ван Чоя. Их условия: «Если
во Вьетнаме расстреляют Нгуен Ван Чоя, то час спустя в Венесуэле будет
расстрелян полковник Смолен». Эти требования на некоторое время отсрочили
казнь, но впоследствии полковник Майкл Смолен был освобожден, и смертный
приговор Чою было решено привести в исполнение. 15 октября 1964 года утром
Нгуен Ван Чоя вывели во двор тюрьмы Тихоа. Расстрел Нгуен Ван Чоя в Сайгоне
был первым случаем публичной казни активиста Национального фронта освобождения
Южного Вьетнама во время Вьетнамской войны. Перед казнью Нгуен Ван Чой
держался уверенно, это подтверждают фотокадры, опубликованные в западной
прессе и обнаруженные позже кинокадры съемки казни. Он обратился со словами
к собравшимся журналистам: «Вы-журналисты, и вы должны быть хорошо осведомлены
о том, что происходит. Это американцы начали агрессию по отношению к нашей
стране, это они убивают наш народ самолетами и бомбами. Я никогда не шел
против воли моего народа. Это против американцев я совершил свои действия».
Нгуен Ван Чой был расстрелян в одиннадцать часов дня. По свидетельству
прессы, его последними словами были «Да здравствует Хо Ши Мин!»...
На Московском международном кинофестивале картина номинировалась на Гран-при.
Из журнала «Искусство кино». Кинематографисты Демократической Республики
Вьетнам сняли картину «Нгуен Ван Чой» в трудных условиях, во время американских
налетов, буквально под бомбами. Уже одно это заставляет с особым уважением
отнестись к их благородному труду, к произведению искусства, которое само
по себе есть свидетельство всенародной борьбы. Но картина отмечена и художественной
цельностью, гармоничностью, нравственной чистотой. Ясная, как песня, как
старинная легенда о прекрасном герое, который идет на смерть за счастье
родной страны, она пользуется вместе с тем современными кинематографическими
средствами и, отходя от иллюстративности, явно тяготеет к методу, который
сейчас привлекает многих кинематографистов мира-к документализму. Подлинный
документ лежит в основе картины. Подлинна сама история Нгуен Ван Чоя,
национального героя, народного любимца, юного патриота, совершившего подвиг
и заточенного в тюрьму, а потом казненного сайгонскими властями. Подлинны
материалы, по которым фильм был создан: их предоставила жена Ван Чоя по
имени Фан Тхи Кюйен, которая провела с героем последние дни его короткой
жизни, а потом сумела выбраться из Сайгона. Подлинны имена, факты, обстоятельства.
Подлинны, по-хорошему типажны лица-и профессиональных актеров и молодых
дебютантов Тху Хисн и Куанг Хунга, который играет заглавную роль необычайно
темпераментно и искренне. И, наконец, постановщики картины Ли Тхай Бао
и Буй Динь Хак прямо соединяют игровое действие с хроникой, с потрясающими
сердце кадрами сайгонских событий. Документальная «рамка» (фильм начинается
и кончается хроникой) потребовала определенного стилевого единства, а
хроника послужила камертоном художественной правды. Нужно отдать должное
режиссерам и оператору: картина и в игровых своих частях часто смотрится
как документальный репортаж, а это дорогого стоит. При всем огромном различии
обстановки и фактуры «Нгуен Ван Чой» напоминает советские ленты военных
лет своей суровой бесхитростностью, своим публицистическим пафосом, облеченным
в форму скромную и достоверную. Особенно большое впечатление производит
сцена у сайгонской тюрьмы, на площади, где толпы людей под проливным дождем
ждут свидания с заключенными, а также сцена последней речи Ван Чоя, когда
юноша бросает в лицо палачам и продажным журналистам слова обвинения:
это он, Нгуен Ван Чой, приговоренный к расстрелу, обвиняет. Кинематография
демократического Вьетнама родилась как искусство героического, сражающегося
народа и прошла крещение огнем. Всем, кто следит за ней, радостно видеть
безусловные приметы роста, уверенные шаги к творческой зрелости.