Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
В 1942 году в оккупированной фашистами Варшаве происходит
ничем не примечательное (на фоне разворачивающихся военных событий) убийство
местной проститутки. Расследованием убийства занимается майор Грау, и
вскоре его подозрения падают на трех генералов немецкой армии, которые
были клиентами погибшей. Начальство майора, узнав о его данных, трезво
рассуждает, что если убийцей проститутки действительно и был генерал,
то в этом нет ничего страшного, ведь вокруг идет война. Но у майора Грау
свой взгляд на это дело, и он продолжает расследование. В конце концов,
начальство решает направить кипучую деятельность майора в другую область,
присваивает ему чин полковника и переводит в Париж. Но в 1944 году в столице
Франции вновь обнаруживают труп проститутки, способ убийства которой подозрительно
напоминает полковнику Грау о преступлении в Варшаве. Он вновь берется
за расследование и вскоре выясняет, что те самые три генерала во время
убийства находились в Париже. Но завершить свое расследование полковнику
Грау не удается, так как его убивают. Заканчивается Вторая мировая война,
проходит много лет. И вот в 1965 году в ФРГ обнаруживают очередной труп
убитой проститутки. Этим делом заинтересовывается сотрудник Интерпола
из Франции инспектор Моран, занимавшийся убийством проститутки в Париже
в 1944 году. Он полагает, что убийца может быть одним и тем же человеком.
Инспектор Моран поднимает документы расследования полковника Грау и собирает
все улики воедино…
Английская певица Марианна Фэйтфут проходила пробы на роль Ульрике. Персонаж
генерала Танца основан на реальном самом молодом генерале в фашистской
армии Хоакиме Пайпере, который был протеже Генриха Гиммлера и получил
генеральский чин в 29-летнем возрасте. После войны Пайпер был арестован
и приговорен к смертной казни, на американцы заменили ее на тюремное заключение.
Он провел за решеткой 11 лет, после чего жил во Франции. Пайпер был убит
французскими коммунистами у себя дома в 1976 году. Картина подверглась
серьезной цензуре за сексуальные намеки, которые продюсерам пришлось закамуфлировать
тенями и силуэтами. В том же 1967 году актеры Дональд Плезенс и Чарльз
Грей, снимавшиеся здесь, сыграли в фильме про Джеймса Бонда «Ты
живешь только дважды» (1967). Причем Плезанс сыграл роль Эрнста Ставро
Блофельда, которую Грей сыграл в другой картине саги «Бриллианты
навсегда» (1971). Актеры Дональд Плезенс, Найджел Сток и Гордон Джексон
сыграли фашистских офицеров, а несколькими годами ранее все три актера
снялись в ролях британских военнопленных немецкого концлагеря в картине
«Большой побег» (1963). Вторе
из четырех совместных появления на экране Питера О'Тула и Омара Шарифа,
наряду с картинами «Лоуренс
Аравийский» (1962), «Rainbow Thief» (1990) и «Путешествие Гулливера»
(1996). Итальянская киноакадемия вручила Питеру О'Тулу свой приз «David
di Donatello» как лучшему иностранному актеру (наряду с Ричардом Бартоном
за роль в фильме «Taming of the Shrew», 1967).
Из журнала «Искусство кино». Коль скоро название-«Ночь генералов», и генералы
немецкие, а время военное, легко предположить, что фильм-о заговоре 1944
года. Тем более, что заговор показан в действии и в подробностях: в кабинетах-сдержанно
молчаливые встречи, в каминах-неслышно сгорающие шифровки, и 20 июля фон
Штауффенберг минует контрольные посты гитлеровской ставки «Волчье логово»
в Растенбурге и направляется в бункер на совещание к фюреру, чтобы оставить
под столом портфель с бомбой и, поднявшись по условному вызову наверх,
дожидаться взрыва. Взрыв происходит. «Операция Валькирия» идет своим чередом.
Фильм-своим. Ибо кроме генералов, причастных к заговору, есть один непричастный,
и именно его ночь имеет в виду афиша. Все и начинается этой ночью-полутемной
лестницей с конвульсивным, предсмертным женским криком, торопливыми шагами
в тишине, заглушившей крик, и подглядывающим в дверную щель случайным
и пугливым прохожим. Детектив повернут лицевой стороной: в оккупированной
Варшаве 1942 года убивают проститутку, и прежде чем будет найден виновный,
последуют другие убийства других проституток-в военном Париже и в послевоенной
Германии. Однако считать криминальный мотив ведущим было бы так же рискованно.
Ибо в этой параллельности есть и последовательность. У генералов-несхожие
задачи, и антагонизм их обостряет скорее не сюжет, а история, как она
видится авторам. Линия разграничения обозначена с резкостью, нехарактерной
для атмосферно и стилистически аморфного фильма. Генерал Танц-действительный
и довольно скоро разоблачаемый убийца-изгой среди генеральской элиты,
парвеню, выскочка, лишенный в своей среде корней и уважения и постоянно
это чувствующий. Неизменно и утонченно загадочный Питер О’Тул в этой роли
в полной мере отвечает замыслу и играет маньяка, сгорающего на огне честолюбия
и уродливой страсти. Но демаркационная полоса все же много шире, нежели
граница, отделившая Танца от остальных. Мотив, возникающий в фильме американского
режиссера Анатоля Литвака, достаточно знаком и по другим лентам с маркой
голливудских и западногерманских студий. Зона отчуждения пролегает между
немцами-насильниками, выродками и умудренными службистами, которым только
и дано знать, кто враг и кто друг. Надо заметить, что внешние барьеры,
воздвигнутые войной, здесь не более чем условность: когда офицеру немецкой
контрразведки, который стремится разоблачить Танца, требуется помощь,
партнера он находит в лице деятеля французского движения сопротивления.
Баррикады сооружены в другом месте и по другому поводу. Среди немногих
эпизодов, разработанных обстоятельно и сколько-то развернутых во времени,
эпизод уничтожения Варшавы соединением, руководимым Танцем. Садист по
природе и по призванию проводит тактику «выжженной земли», пока генералы
готовят покушение на Гитлера. Служебные обязанности исполняет сластолюбивый
убийца, тогда как офицер-контрразведчик расследует преступление, движимый
личным долгом, долгом совести. Параллели пересекаются дважды. Сначала,
когда этот офицер приезжает, чтобы арестовать Танца, и получает пулю из
генеральского пистолета. Так разрешена локальная ситуация противостояния
сторон. Во второй раз правосудие настигает генерала уже в Федеральной
Германии, на реваншистском сборище, куда бывшие чипы СД и СС съезжаются
на черных лимузинах и где Танц занимает почетное место в президиуме среди
таких же подтянутых и зловеще спокойных фигур в штатском. Неожиданно и
в то же время закономерно всплывает здесь боковая и, кажется, ничуть не
обязательная линия: бывший деятель движения сопротивления становится инспектором
Интерпола и появляется на авансцене сюжета, чтобы окончательно разоблачить
Танца в этом новом своем качестве, словно выполняя последнюю волю фронтового
друга. Картина сегодняшней жизни как бы призвана подчеркнуть объективность
авторского взгляда на прошлое и на связь прошлого с настоящим, преподносимую
в финале с наглядностью откровенно декоративной.
Антифашистская страстность и недвусмысленное осуждение правящей верхушки
гитлеровского вермахта резко выделяют этот фильм среди многочисленных
кинопроизведений режиссеров Запада на темы, связанные с событиями Второй
мировой войны. Но действие фильма, поставленного режиссером Анатолем Литваком,
не ограничивается, как известно, событиями двадцатипятилетней давности:
основные персонажи фильма-трое гитлеровских генералов-предстают перед
зрителем не только в 1942 году на улицах оккупированной Варшавы, но и
в наши дни в Западной Германии. Подобное «двойное» построение не только
способствует напряженности детективного сюжета (основанного на расследовании-кто
из троих генералов совершил несколько похожих друг на друга садистических
убийств), но и придает фильму жгуче современное звучание. Характерен,
например, такой обмен репликами. «Один из наших генералов-убийца»-сообщает
ведущий расследование детектив своему французскому коллеге. «Только один?»-саркастически
замечает тот. Из исполнителей пресса выделяет Питера 0’Тула, играющего
одного из генералов, и Филиппа Нуаре в роли французского детектива.