Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Охотясь
в Вайоминге со своим старым другом-врачом, Джеймс Вэннинг становится свидетелем
аварии, в которую попадают два гангстера, только что совершившие ограбление.
Один убивает врача и оставляет Вэннинга умирать, хотя тот лишь ранен.
Придя в себя, Вэннинг обнаруживает, что вместо сумки с деньгами гангстеры
унесли с собой сумку его друга. Он забирает сумку, но вскоре теряет ее,
удирая по снегу от бандитов, вернувшихся на место преступления. Полиция
подозревает его в убийстве друга, и он не видит способов оправдаться,
поэтому меняет имя, род деятельности и место проживания. Теперь за ним
охотятся одновременно и гангстеры, и агент страховой компании по имени
Бен Фрейзер. При помощи женщины и Фрейзера, которому он все рассказал,
Вэннинг находит деньги в Вайоминге. Сумка попадает в руки гангстеров,
и те, поспорив о том, как следует поступить с Вэннингом, губят друг друга:
один убивает сообщника, но вскоре погибает в снежном буране…
С крупнейшими режиссерами Голливуда, будь они американцы или уроженцы
других стран, нередко случается, что именно в рутинных работах ярче всего
вырисовывается их личность и стиль. В таких фильмах содержится именно
то, что у них никак не отнять, некий прожиточный минимум их таланта и
их видения мира. Эта экранизация романа Дэйвида Гудиса была для Жака Турнера
рутинной работой, в отличие, например, от богатой смыслами экранизации
романа Джеффри Хоумза «Из прошлого»
(1947). Турнер прежде всего описывает своего героя, самого обычного гражданина,
загнанным человеком, за чьим каждым поступком и шагом пристально следят.
Для этого он использует параллельный монтаж и связывает сцены между собой
через некий предмет, визуальный элемент или звук, переходящий из одной
сцены в другую (в одной сцене действует герой, в другой-его преследователь).
Фриц Ланг часто использовал
этот прием, создавая атмосферу замкнутости и трагичности. Турнер прибегает
к нему так, будто на свете нет ничего ординарнее. Как и Уго Фрегонезе
в «Одностороннем движении», он использует способность фильмов-noir впитывать
даже ту атмосферу, что противоречит законам этого жанра. Одностороннее
движение уводило нас из ночного города на солнечное, райское южноамериканское
побережье. Здесь визуальное пространство фильма постепенно захватывают
горы, снег, холод-сначала во флэшбеках, затем в настоящем времени. Заснеженные
и безмолвные горные пейзажи не становятся, как в «На
опасной земле» (1952), Николаса Рея, спасительным убежищем для героя,
но в данном случае особенно хорошо работают на выразительное смягчение
реальности, как в изображении, так и на уровне звуков, чего всегда добивался
Турнер в своих фильмах. Это смягчение в кинематографе-то же самое, что
литота в литературе. Но в использовании этого приема чувствуется также
поиск обыденного и скрытого. Турнера интересует не столько зрелищная трагедия,
сколько то, что скрывается за ней и коренится в ее основе. В этой зоне,
запрятанной глубоко и неблагодарной для описания, его воля, неутомимое
стремление докопаться до сути раскрывают со всей очевидностью фундаментальные
основы отношения персонажей к миру: страшную усталость («Вы не можете
даже представить себе, как я устал, мистер Фрейзер»-говорит Альдо Рей)
и постоянное удивление тем ситуациям, в которые они попадают. Повсюду
знакомое становится удивительным, а удивительное-знакомым. «Знакомое кажется
совсем другим»-этот довольно туманный комплимент, адресованный героем
Альдо Рея героине Энн Бэнкрофт, мог бы послужить эпиграфом ко всему творчеству
Турнера. Схожесть со сном и загадочность самых заурядных событий-таковы
основные характеристики этого фильма, рисующего интимистские и обманчивые
вариации на тему «жизнь-это сон», перед которыми почти невозможно устоять.