Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
1838
год. Шведский порт Висборг. Молодой человек Хаттер женится на молодой
девушке Эллен. Его шеф, агент по недвижимости Нок, посылает его в Карпаты
навестить графа Орлока, который хочет приобрести дом в Висборге. Перед
своим отъездом Хаттер знакомит Эллен с судовладельцем Хардингом и его
сестрой Анни. Хаттер достигает места своего назначения. В таверне посетители
бурно реагируют, когда он говорит, что должен как можно быстрее попасть
в замок графа Орлока. Они советуют ему не идти туда в столь поздний час.
Хаттер снимает на постоялом дворе комнату на ночь. Там он находит «Книгу
вампиров», которую быстро просматривает и узнает, что в 1443 году родился
первый представитель рода Носферату. Хаттер не воспринимает книгу всерьез.
На следующий день он отправляется к графу Орлаку. Но как только опускается
ночь, кучер отказывается ехать дальше. «Здесь начинается страна призраков»-говорит
он. Хаттер идет дальше пешком и пересекает маленький мост. «И когда пересечешь
мост, призраки устроят тебе встречу»-предупреждали его жители. Неожиданно
повозка нагоняет его. Кучер, которым оказывается ни кто иной, как переодетый
Носферату, приглашает его сесть. Он довозит Хаттера до главной башни замка
и уезжает. Высокий человек в колпаке и мундире встречает Хаттера: «Вы
прибыли поздно, молодой человек. Уже почти полночь». Хаттер идет отдыхать,
в то время как Носферату читает документы, которые он ему привез. В полночь
Хаттер нечаянно ранит свой палец. «Кровь! Ваша драгоценная кровь!»-восклицает
Носферату, облизывая палец. Утром Хаттер просыпается в кресле. Он обнаруживает
два укуса на своей шее, о которых упоминает в письме своей жене. Он встречает
посыльного в деревне и отдает ему письмо. Увидев медальон Хаттера, на
котором изображена Эллен, Носферату восхищается прекрасной шеей молодой
женщины. В своей комнате Хаттер продолжает читать «Книгу вампиров» и с
ужасом узнает тайну происхождение двух укусов на своей шее. «Это есть
знак вампира, оставляющего след своих зубов на шее жертвы». В полночь
Носферату появляется в спальне Хаттера. В этот момент в Висборге у Эллен
начинается приступ сомнамбулизма. Позже Хаттер внезапно просыпается. Он
спускается в склеп и видит Носферату, спящего в гробу. Позднее, запертый
в своей комнате, он в окно видит, как Носферату грузит на телегу гробы,
и сам ложится в один из них. Хаттер убегает из комнаты с помощью шторы.
Он входит в доверие к жителям деревни и рассказывает им о гробах. Их грузят
на корабль, а один из них кишит крысами. В Висборге профессор Булвер рассказывает
о плотоядном растении: «Это растение-вампир царства растительности»-говорит
он. Тем временем Нок сходит с ума, и его помещают в госпиталь, где он
проводит свое время, поглощая мух. Носферату контролирует его поведение.
Профессор Булвер показывает своим ученикам полип с щупальцами. Полупрозрачный,
он кажется почти призраком. Тем временем Эллен смотрит на горизонт, ожидая
возвращения своего мужа. Он находится по дороге в Висборг, на паруснике,
на борту которого находятся и гробы. Нок читает в газете о таинственной
эпидемии чумы, которая охватила Восточную Европу. Это его очень забавляет.
Члены экипажа парусника умирают один за другим. Единственные выжившие,
капитан и его помощник, выбрасывают в море тела погибших. В трюме Носферату
встает из своего гроба, сильно пугая помощника капитана, который бросается
в море. Капитан подходит к рулю, а Носферату исчезает. Эллен встречает
своего мужа. Из окна своей палаты Нок в восторге видит прибытие корабля
в порт. Носферату с гробом направляется в только что купленный дом, расположенный
напротив поместья Хаттера. Тот тоже возвращается к своей жене и попадает
в ее объятия. На борту корабля власти обнаруживают только труп капитана.
Они листают бортовой журнал, где говорится об охватившей экипаж чуме.
Глашатай города объявляет о запрете отправлять больных в госпиталь. Тем
временем Эллен читает «Книгу вампиров» и все понимает. «Только женщина
может разорвать ужасные чары, женщина с чистым сердцем, которая добровольно
предложит свою кровь Носферату и привлечет вампира на свою сторону до
крика петухов»-говорится в ней. Вскоре Анни заболевает чумой. Нок душит
охранника и убегает их госпиталя. Эллен видит в окне дома напротив Носферату.
Она просит своего мужа найти профессора Булвера. Носферату поднимается
в ее комнату. В отсутствии Хаттера Эллен приносит себя в жертву и позволяет
вампиру укусить ее. Кричит петух. Носферату слабеет и его силуэт исчезает.
Нок, приведенный в свою палату, узнает, что вампир, которого он безуспешно
пытался предупредить, мертв. Профессор Булвер и Хаттер заходят в комнату
Эллен. Она умирает на руках своего мужа. На экране появляется надпись:
«И в этот момент чудесным образом больные чумой перестают умирать, и гнетущая
тень вампира исчезает в утреннем солнце»…
Это была не авторизованная экранизация романа Брэма Стокера, так как у
режиссера и компании не было на нее прав. Вдова Брэма Стокера Флоренс
отказала в них Мурнау. «Носферату-симфония ужаса» является одним из самых
значительных фильмов за всю историю кинематографа. И, естественно, самым
великим немым фильмом. Он положил начало экранизациям литературных фантастических
мифов Вэлом Льютоном-Жаком
Турнером-Марком Робсоном,
а также лентам Эдгара Улмера,
ассистента и ученика Мурнау. Режиссер не смог избежать влияния экспрессионистской
стилистики, которая вошла в моду после фильма «Кабинет
доктора Калигари» (1919) и соответствовала атмосфере и сюжету повествования.
Однако Мурнау отказался от деформации предметного мира, которая поражала
зрителей в «Кабинете доктора Калигари», и поместил действие «Носферату»
в привычную, на первый взгляд, обстановку. Ощущение ужаса и сверхъестественности
ситуаций внушалось с помощью «внутреннего зрения» главного героя, что
передавалось зловещими контрастами черного и белого, композицией кадра,
неожиданными пластическими деталями и оригинальными техническими приемами.
Экспрессионизм в фильме стал взглядом на действительность, выражением
апокалиптического ужаса перед приближением неведомой катастрофы, идущей
изнутри, из подполья человека. Мировая слава пришла к Фридриху Вильгельму
Мурнау с его девятым фильмом «Носферату-симфония ужаса». Большая часть
картин, снятых до этого, например, «Мальчик в голубом» (1919), «Двуликий
Янус» (1920), по мотивам «Доктора Джекилла и мистера Хайда» Роберта Льюиса
Стивенсона и другие, потеряны. Другим шедевром, закрепившим место Мурнау
в мировой киноэлите, стал его фильм «Последний человек» (1924). Вершина
немецкого экспрессионизма, эта лента без привычных для немого кино надписей
идеально воплощала тезис режиссера о фильме, который выражает в движении
внутренний мир переживающего драму человека. Превратив камеру в очевидца
и рассказчика этой драмы, Мурнау нашел столь гибкие и разнообразные способы
пластического рассказа, что этого режиссера считают предшественником Орсона
Уэллса, Уилльяма Уайлера и Михаила Ромма, которые ввели в 30-е годы в
обиход глубинную мизансцену. Экранизации мольеровского «Тартюфа» (1926)
и гетевского «Фауста» (1926) не обладали
остротой социальной тематики и эмоциональностью «Последнего человека»,
но остались образцом искусства режиссера и актеров. Переехав в 1927 году
в США, Мурнау выпускает там немецкий по мироощущению и экспрессионистский
по стилистике «Восход солнца» (1927, премия «Оскар» за художественные
достоинства постановки), который резко выделяется на фоне американской
продукции. В 1930 году режиссер приступает к съемкам фильма «Табу», поэтического
рассказа об обитателях Таити. Но за неделю до премьеры жизнь Мурнау нелепо
оборвалась в автомобильной катастрофе. До Мурнау Мелье в 1896 году («Обитель
Дьявола») уже экранизировал знаменитый миф о Дракуле, но все режиссеры,
которые пытались перенести его на экран, делали это значительно хуже,
чем Мурнау. Шестидесятилетняя Флоренс Стокер после выхода картины в свет
возбудила дело в суде против его создателей и выиграла его. Все копии
фильма в Германии были уничтожены, однако сохранились в других странах.
Персонаж Носферату на экране виден менее девяти минут в течение всего
фильма. Мурнау нашел актера Макса Шрека чрезвычайно уродливым, поэтому
посчитал, что для своего персонажа ему достаточно заострить уши и вставить
острые зубы. Картина была запрещена в Швеции вплоть до 1972 года.