Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НОСФЕРАТУ-СИМФОНИЯ УЖАСА»
(Nosferatu, Eine Symphonie Des Grauens)

Германия, 1922, 94 мин., ч/б, немой, «Prana Film»
Режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау по Брэму Стокеру, композиторы Ганс Эрдман и Карлос Гарза
В ролях Макс Шрек, Грета Шредер, Макс Немец, Вольфган Хейнц, Густав Фон Вангенхейм

1838 год. Шведский порт Висборг. Молодой человек Хаттер женится на молодой девушке Эллен. Его шеф, агент по недвижимости Нок, посылает его в Карпаты навестить графа Орлока, который хочет приобрести дом в Висборге. Перед своим отъездом Хаттер знакомит Эллен с судовладельцем Хардингом и его сестрой Анни. Хаттер достигает места своего назначения. В таверне посетители бурно реагируют, когда он говорит, что должен как можно быстрее попасть в замок графа Орлока. Они советуют ему не идти туда в столь поздний час. Хаттер снимает на постоялом дворе комнату на ночь. Там он находит «Книгу вампиров», которую быстро просматривает и узнает, что в 1443 году родился первый представитель рода Носферату. Хаттер не воспринимает книгу всерьез. На следующий день он отправляется к графу Орлаку. Но как только опускается ночь, кучер отказывается ехать дальше. «Здесь начинается страна призраков»-говорит он. Хаттер идет дальше пешком и пересекает маленький мост. «И когда пересечешь мост, призраки устроят тебе встречу»-предупреждали его жители. Неожиданно повозка нагоняет его. Кучер, которым оказывается ни кто иной, как переодетый Носферату, приглашает его сесть. Он довозит Хаттера до главной башни замка и уезжает. Высокий человек в колпаке и мундире встречает Хаттера: «Вы прибыли поздно, молодой человек. Уже почти полночь». Хаттер идет отдыхать, в то время как Носферату читает документы, которые он ему привез. В полночь Хаттер нечаянно ранит свой палец. «Кровь! Ваша драгоценная кровь!»-восклицает Носферату, облизывая палец. Утром Хаттер просыпается в кресле. Он обнаруживает два укуса на своей шее, о которых упоминает в письме своей жене. Он встречает посыльного в деревне и отдает ему письмо. Увидев медальон Хаттера, на котором изображена Эллен, Носферату восхищается прекрасной шеей молодой женщины. В своей комнате Хаттер продолжает читать «Книгу вампиров» и с ужасом узнает тайну происхождение двух укусов на своей шее. «Это есть знак вампира, оставляющего след своих зубов на шее жертвы». В полночь Носферату появляется в спальне Хаттера. В этот момент в Висборге у Эллен начинается приступ сомнамбулизма. Позже Хаттер внезапно просыпается. Он спускается в склеп и видит Носферату, спящего в гробу. Позднее, запертый в своей комнате, он в окно видит, как Носферату грузит на телегу гробы, и сам ложится в один из них. Хаттер убегает из комнаты с помощью шторы. Он входит в доверие к жителям деревни и рассказывает им о гробах. Их грузят на корабль, а один из них кишит крысами. В Висборге профессор Булвер рассказывает о плотоядном растении: «Это растение-вампир царства растительности»-говорит он. Тем временем Нок сходит с ума, и его помещают в госпиталь, где он проводит свое время, поглощая мух. Носферату контролирует его поведение. Профессор Булвер показывает своим ученикам полип с щупальцами. Полупрозрачный, он кажется почти призраком. Тем временем Эллен смотрит на горизонт, ожидая возвращения своего мужа. Он находится по дороге в Висборг, на паруснике, на борту которого находятся и гробы. Нок читает в газете о таинственной эпидемии чумы, которая охватила Восточную Европу. Это его очень забавляет. Члены экипажа парусника умирают один за другим. Единственные выжившие, капитан и его помощник, выбрасывают в море тела погибших. В трюме Носферату встает из своего гроба, сильно пугая помощника капитана, который бросается в море. Капитан подходит к рулю, а Носферату исчезает. Эллен встречает своего мужа. Из окна своей палаты Нок в восторге видит прибытие корабля в порт. Носферату с гробом направляется в только что купленный дом, расположенный напротив поместья Хаттера. Тот тоже возвращается к своей жене и попадает в ее объятия. На борту корабля власти обнаруживают только труп капитана. Они листают бортовой журнал, где говорится об охватившей экипаж чуме. Глашатай города объявляет о запрете отправлять больных в госпиталь. Тем временем Эллен читает «Книгу вампиров» и все понимает. «Только женщина может разорвать ужасные чары, женщина с чистым сердцем, которая добровольно предложит свою кровь Носферату и привлечет вампира на свою сторону до крика петухов»-говорится в ней. Вскоре Анни заболевает чумой. Нок душит охранника и убегает их госпиталя. Эллен видит в окне дома напротив Носферату. Она просит своего мужа найти профессора Булвера. Носферату поднимается в ее комнату. В отсутствии Хаттера Эллен приносит себя в жертву и позволяет вампиру укусить ее. Кричит петух. Носферату слабеет и его силуэт исчезает. Нок, приведенный в свою палату, узнает, что вампир, которого он безуспешно пытался предупредить, мертв. Профессор Булвер и Хаттер заходят в комнату Эллен. Она умирает на руках своего мужа. На экране появляется надпись: «И в этот момент чудесным образом больные чумой перестают умирать, и гнетущая тень вампира исчезает в утреннем солнце»…
Это была не авторизованная экранизация романа Брэма Стокера, так как у режиссера и компании не было на нее прав. Вдова Брэма Стокера Флоренс отказала в них Мурнау. «Носферату-симфония ужаса» является одним из самых значительных фильмов за всю историю кинематографа. И, естественно, самым великим немым фильмом. Он положил начало экранизациям литературных фантастических мифов Вэлом Льютоном-Жаком Турнером-Марком Робсоном, а также лентам Эдгара Улмера, ассистента и ученика Мурнау. Режиссер не смог избежать влияния экспрессионистской стилистики, которая вошла в моду после фильма «Кабинет доктора Калигари» (1919) и соответствовала атмосфере и сюжету повествования. Однако Мурнау отказался от деформации предметного мира, которая поражала зрителей в «Кабинете доктора Калигари», и поместил действие «Носферату» в привычную, на первый взгляд, обстановку. Ощущение ужаса и сверхъестественности ситуаций внушалось с помощью «внутреннего зрения» главного героя, что передавалось зловещими контрастами черного и белого, композицией кадра, неожиданными пластическими деталями и оригинальными техническими приемами. Экспрессионизм в фильме стал взглядом на действительность, выражением апокалиптического ужаса перед приближением неведомой катастрофы, идущей изнутри, из подполья человека. Мировая слава пришла к Фридриху Вильгельму Мурнау с его девятым фильмом «Носферату-симфония ужаса». Большая часть картин, снятых до этого, например, «Мальчик в голубом» (1919), «Двуликий Янус» (1920), по мотивам «Доктора Джекилла и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона и другие, потеряны. Другим шедевром, закрепившим место Мурнау в мировой киноэлите, стал его фильм «Последний человек» (1924). Вершина немецкого экспрессионизма, эта лента без привычных для немого кино надписей идеально воплощала тезис режиссера о фильме, который выражает в движении внутренний мир переживающего драму человека. Превратив камеру в очевидца и рассказчика этой драмы, Мурнау нашел столь гибкие и разнообразные способы пластического рассказа, что этого режиссера считают предшественником Орсона Уэллса, Уилльяма Уайлера и Михаила Ромма, которые ввели в 30-е годы в обиход глубинную мизансцену. Экранизации мольеровского «Тартюфа» (1926) и гетевского «Фауста» (1926) не обладали остротой социальной тематики и эмоциональностью «Последнего человека», но остались образцом искусства режиссера и актеров. Переехав в 1927 году в США, Мурнау выпускает там немецкий по мироощущению и экспрессионистский по стилистике «Восход солнца» (1927, премия «Оскар» за художественные достоинства постановки), который резко выделяется на фоне американской продукции. В 1930 году режиссер приступает к съемкам фильма «Табу», поэтического рассказа об обитателях Таити. Но за неделю до премьеры жизнь Мурнау нелепо оборвалась в автомобильной катастрофе. До Мурнау Мелье в 1896 году («Обитель Дьявола») уже экранизировал знаменитый миф о Дракуле, но все режиссеры, которые пытались перенести его на экран, делали это значительно хуже, чем Мурнау. Шестидесятилетняя Флоренс Стокер после выхода картины в свет возбудила дело в суде против его создателей и выиграла его. Все копии фильма в Германии были уничтожены, однако сохранились в других странах. Персонаж Носферату на экране виден менее девяти минут в течение всего фильма. Мурнау нашел актера Макса Шрека чрезвычайно уродливым, поэтому посчитал, что для своего персонажа ему достаточно заострить уши и вставить острые зубы. Картина была запрещена в Швеции вплоть до 1972 года.