Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Молодая супружеская чета Кристина и Анджей по пути к озеру подбирают попутчика,
красавца-студента. На берегу озера Анджей ради приличия приглашает студента
покататься с ними на яхте, а тот, к его удивлению, с радостью соглашается.
Если бы знал Анджей, кого он приглашает на борт яхты. Когда та заплывает
достаточно далеко от берега, поведения незнакомца круто меняется. Сказав,
что он не умеет плавать, студент прыгает за борт яхты. Когда Анджей также
прыгает в озеро, чтобы спасти его, он действительно не находит никого…
Роль молодого героя Роман Полански собирался взять себе, но продюсеры
студии посчитали его не слишком привлекательным. Тем не менее, Полански
дублировал Зигмунта Малановича, так как у того был высокий басистый голос,
не подходящий для его персонажа. На эту же роль претендовал и написавший
сценарий Джерси Сколимовски. Первоначально сценарий подразумевал, что
плавание на яхте займет неделю, будут задействованы еще несколько персонажей,
а главный герой в конце погибнет при загадочных обстоятельствах. Но Сколимовски
предложил уложить сюжет в один день и ограничиться тремя главными героями.
Этот сценарий был написан в квартире Полански всего за 3-4 дня. Яхта,
на которой проходили съемки, по слухам когда-то принадлежала Герману Герингу,
отдыхавшему в этих краях в 30-х годах. Она утонула в озере Mazurian во
время Второй мировой войны, но затем была поднята и восстановлена. Во
время съемок картины она называлась «Акула» и сдавалась внаем туристическим
агентством. В одном из эпизодов оператор Джерси Лимпан, снимая в верхотуры
мачты, разозлился на глупые вопросы Полански и бросил камеру в озеро,
забыв, что она не привязана к тросу. Дорогая камера «Arriflex» не была
найдена водолазами и до сих пор лежит на дне озера. Начальная сцена езды
на машине снималась практически любительским способом. Перед машиной,
за рулем которой сидел Леон Ниемчик, на бампере стоял привязанный к ней
оператор. Он снимал в дырочку, прорезанную в натянутом перед лобовым стеклом
одеяле. В результате чего Ниемчик практически не видел впереди дорогу,
и на приличной скорости ехал по ней, ориентируясь исключительно по деревьям,
стоявшим по обочинам. Когда картина стала известна в США, Полански предложили
сделать ее англоязычный ремейк со Спенсером Трейси и Элизабет Тейлор в
главных ролях, но Полански отказался, заявив, что не хочет «повторяться».
Фильм вошел в своеобразную трилогию режиссера, повествующую о семейной
паре, чья жизнь нарушается появлением незнакомца. Другими фильмами были
«Тупик» (1966) и «Смерть и дева» (1994). Это первый польский фильм, номинировавшийся
на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Также это первый польский фильм,
показывающий женский стриптиз. Это режиссерский дебют Полански и его единственный
фильм, снятый в родной Польше перед иммиграцией во Францию. На Венецианском
кинофестивале картина номинировалась на «Золотого льва», а получила приз
ФИПРЕССИ. Фильм номинировался на «Оскар» и приз британской киноакадемии
«BAFTA» как лучший иностранный фильм.