Молодой англичанин Майкл Трэвис-пока еще не джентльмен ищет себя в этом
«безумном, безумном, безумном мире!». Как приятно начать свой путь в бизнес
с запасов кофе, личного автомобиля, блестящего (натурально!) костюма с
иголочки и-почти весь мир у тебя в кармане! Но дальше начинается жизненная
дорога в прямом и переносном смысле. Джентльменский набор киногероя: карьера,
надежда, обман, путешествие, катастрофа, любовь, музыка, котелок с тростью,
снова обман. И единственная удача, которая обязательно придет, если всегда
оставаться самим собой…
Привлекательный и неимоверно жизнерадостный молодой человек по имени Мик
Трэвис начинает свою карьеру в качестве коммивояжера (торгового агента)
солидной компании, специализирующейся на продаже кофе. По поручению компании
он отправляется в отдаленное графство на северо-востоке Англии заменить
другого торгового агента. Заблудившись по дороге, Мик случайно заезжает
в запретную зону, где находится какое-то секретное предприятие. Охранники
предприятия задерживают его, принимая за иностранного шпиона. Привязанного
ремнями к креслу в одной из комнат Мика допрашивают и пытают электротоком.
Во время допроса на секретном предприятии неожиданно происходит авария,
и Мику удается сбежать, воспользовавшись всеобщей беготней и суматохой.
Начинается путешествие Мика по стране: пешком и автостопом. Вскоре Мик
случайно попадает в частную клинику, где ему предлагают небольшую сумму
денег в обмен на согласие подвергнуться медицинскому эксперименту. Он
охотно соглашается, даже не подозревая, какой кошмар может за этим последовать.
Однако ему удается сбежать и оттуда, и Мик продолжает свои скитания, в
ходе которых он случайно встречает группу музыкантов, путешествующих по
стране. Среди них-обаятельная девушка Патриция-дочь богатого магната Джеймса
Берджеса. У амбициозного и тщеславного Мика, мечтающего стать богатым
и знаменитым, почти сразу же возникает желание познакомиться и с самим
магнатом. При довольно трагикомических обстоятельствах ему это неожиданно
удается, и Мик становится личным ассистентом магната. Берджес и его бизнес-партнеры
заняты очень опасными и незаконными сделками, а именно: продажей химического
оружия одному из африканских диктаторов. Одна из таких сделок привлекает
внимание полиции. Наивный Мик становится козлом отпущения для коварных
дельцов и коррумпированной полиции. Его арестовывают и сажают на несколько
лет в тюрьму, где начинается новый этап его жизни. После выхода из тюрьмы
Мик остается на улице, без определенной цели в жизни. Случайно он забредает
на съемочную площадку фильма, где из огромной очереди желающих подбирают
актера. Внешность Мика чем-то приглянулась режиссеру. Он просит его улыбнуться
в кадре для кинопробы, однако обаятельная улыбка, которая ему так легко
давалась в самом начале его пути, сейчас уже требует неимоверных усилий.
Картина заканчивается праздником с музыкой и танцами. Все персонажи картины
собрались в одном месте и поздравляют Мика…
Фильм занимает важное место в истории британского кинематографа и стоит
особняком среди других фильмов трилогии. Он сочетает в себе элементы социальной
сатиры, притчи и реализма. Одна из главных идей фильма заключается в том,
что роль случайностей в жизни чрезвычайно важна и человек практически
бессилен перед лицом судьбы. Некоторые актеры играют в фильме сразу несколько
ролей, что усиливает впечатление цикличности, точнее, спиралеобразной
повторяемости бытия. Впечатление дежа-вю не ускользает от внимания и самих
персонажей. Особую эмоциональную силу фильму придают музыка и песни Алана
Прайса (он играет себя самого-руководителя группы музыкантов, с которыми
случайно встречается главный персонаж). Ироничные, а иногда даже циничные
слова песен Алана Прайса служат как бы философским комментарием того,
что происходит с главным героем. Фильм был дублирован и показан в СССР
в 1975 году, хотя и не избежал цензуры. Например, из фильма были удалены
кадры с бегущей строкой, сообщающей об аварии советского авиалайнера,
а также эпизод, в котором жена викария кормит главного героя грудью.