Это фильм о стариках, каких, возможно, уже и не встретить. Дело даже
не в том, что это Словакия. Просто их время, кажется, ушло. Объединяет
их земля, почва, на которой прошла их жизнь, не прикрытая асфальтом, как
у горожан. Лица их похожи на печеную картошку или ту самую почву, растрескавшуюся
от долгой засухи. Они улыбаются вовсю и смеются, нимало не смущаясь тем,
что их рты никогда не видели дантистов. Они простосердечны, понимают,
что малоразвиты и смущены этим, хотя нет в этом их вины. Иногда лукавы,
но тоже-простодушно. А вот в том, что дожили до своих лет-их заслуга есть.
Всем им, так или иначе, довелось выживать, сражаться за право быть…
Несомненный шедевр европейского документального кино, экзистенциальный
радикализм которого контрастирует с поверхностностью сотен других документальных
фильмов, показывающих образы с окраин цивилизации. Окраиной здесь является
словацкий город в Татрах. Несмотря на цензуру в течение 17 лет, поэтическое
визуальное эссе Душана Ханака не является политическим или даже социальным
фильмом. Она идет к гораздо более глубоким и фундаментальным уровням человеческого
опыта. Вдохновленный фотографиями Мартина Мартинека, сила фильма заключается
в необычных портретах людей, чья грубая визуальная красота исходит из
самой их души. Некоторых, например, деревенского любителя космоса или
старика-инвалида, который поднимается по лестнице на коленях, трудно забыть…