Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Паоло-режиссер-документалист, поставивший перед собой
задачу увидеть мир и представить человеческую природу в ее истинном и
сыром виде, даже доведя свою команду до предела, чтобы запечатлеть жестокость
сошедшего с ума мира даже ценой безопасности и моральной цены…
На Московском международном кинофестивале картина номинировалась на Гран-при,
а после показа удостоилась 35-минутной овации.
Из журнала «Искусство кино». Обличение-жанр трудный, требующий не только
убедительности, но и цели. Не только кого, но во имя чего. «Единожды солгавши,
кто тебе поверит»-эта косноязычная мудрость становится здесь законом не
столько этическим, сколько эстетическим. Речь идет о фильме «Дикий глаз»,
поставленном Паоло Каварой. Фильм о кинорежиссере, что само по себе редкость.
О режиссере здравствующем, определенном, что происходит впервые. Об учителе,
что почти неправдоподобно. Моральная сторона картины заявлена достаточно
благородно: вот сейчас Кавара расскажет, как мир чистогана калечит таланты
и судьбы, как на потребу самым низменным, самым извращенным вкусам уродуется
жизнь. Фильм-памфлет, почти агитка. Не мудрено, что ему предшествовала
шумная слава. Тем более что прототип героя печально известен-это Гуалтьеро
Якопетти, автор фильмов «Грязный мир» и «Прощай, Африка!». Впрочем рассказывать
о Якопетти не стоит-видевшие картину составили о нем впечатление почти
стопроцентное. Кавара с отличным знанием дела предлагает актеру Филиппу
Леруа самые сокровенные, самые интимные подробности биографии своего бывшего
мэтра. Пустыня. Джип, расплескивающий пески, белесые глаза охотников,
загнанный зверь. Быстрее, еще быстрее-«снимай!» Фанатичное, отчаянное
лицо режиссера. Кончился бензин, группа в песках. Кончилась вода. Еще
немного-и будет кончено все. Искаженные лица, воспаленные губы, запыленные
глаза. «Снимай!»-хрипит режиссер, и оператор крутит ручку. Много позже
выяснится, что режиссер все это инсценировал, «подстроил»-для блага будущей
картины, для достоверности. Так завязывается характер фанатика кино, его
раба, человека, видящего жизнь сквозь деформирующую оптику киноглаза.
Еще эпизод: улица Сайгона. Режиссеру не хватает чего-то эдакого-шока,
удара по нервам. Режиссер-человек образованный, он знает: нужен «колер
локаль». И уговаривает случайного буддистского монаха облить себя бензином,
совершить самосожжение. Не все ли равно-по политическим мотивам или ради
искусства? Теоретические споры о допустимости инсценировки показались
бы герою смешными. «Беру жизнь и творю из нее уродливую легенду»-мог бы
он перефразировать Сологуба. Или иначе-«за этот товар платят дороже, и
я поставлю этот товар»-саморазоблачается герой. Кавара выплескивает на
экран всю ненависть к Якопетти, накопившуюся за время сотрудничества,
и портрет героя-один из самых отталкивающих в мировом кино. На этом следовало
бы поставить точку: памфлет снят, обличение состоялось. Но выше уже шла
речь-во имя чего? А этого Кавара не знает, как не знает и другого: иного
стиля, иного видения, иного творческого метода, кроме тех, которым его
научил Якопетти. И Кавара снимает картину о торговце жестокостью и уродствами,
исправно и эпигонски повторяя эстетические, а неизбежно и этические принципы
своего патрона. Это не остается без последствий: чем ближе к финалу, тем
чаще под ненавистью сквозит почти неприкрытый восторг, едва закамуфлированное
восхищение человеком, для которого нет ничего, кроме жестоких эффектов,
для которого собственное горе-только жизненный материал, годный для съемки.
«Снимай!»-снова кричит он оператору, и тот накручивает его отчаяние, его
тоску, его слезы. Якопетти везет в кино: Федерико Феллини писал с него,
еще не кинорежиссера, еще бульварного журналиста, своего Марчелло для
«Сладкой жизни». Он многого не знал о своем герое и относился к нему с
симпатией. И все-таки портрет оказался беспощадным. Кавара снимал памфлет,
а поставил своему бывшему патрону памятник. Говорят, Якопетти намеревался
подать на Кавару в суд за диффамацию а потом передумал. Он человек умный-такой
рекламы, как «Дикий глаз», у него еще не было. И не будет.