Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Нищий
пригород Мексико. Хаибо, подросток, сбежавший из исправительного заведения,
возвращается в свою банду. Он руководит избиением слепого, ограблением
безногого. Сам убивает своего товарища по имени Хулиан, который якобы
выдал его полиции. Юный Педро оказался свидетелем убийства. С некоторых
пор Педро не ночует в доме матери, измученной вдовы, которая совсем забросила
сына. Он находит работу на фабрике ножей (откуда Хаибо крадет нож с серебряной
рукоятью), затем на ярмарке. Хаибо приходит к матери Педро и становится
ее любовником. Педро подозревают в краже ножа. Мать отправляет его в исправительную
школу. Директор этой школы-человек либеральных взглядов. Он показывает
Педро открытую дверь и отправляет его за покупками, доверив ему небольшую
сумму денег. Хаибо крадет эти деньги, и Педро не может вернуться на ферму.
Он гонится за Хаибо и дерется с ним. Но Педро младше и слабее, а потому
проигрывает. Он публично обвиняет Хаибо в убийстве Хулиана. Хаибо убегает,
но потом убивает Педро. Его преследуют и убивают двое полицейских, которым
указывает на Хаибо слепой, слышавший слова Педро. Труп Педро находят девушка
и ее дед. Чтобы избежать неприятностей, они грузят его на осла и выбрасывают
на свалку…
В восхитительной документальной картине 1932 года «Лас-Урдес, земля без
хлеба» Луис Бунюэль не просто описал крайнюю нищету и покинутость испанского
населения, но и нашел для них (и в этом заключалась экспериментальная
сторона фильма) уникальную интонацию: затаенное возмущение, скрытое в
глубине изображения; простое, ледяное и почти невыносимое изложение событий.
Ту же интонацию Бунюэль использует и здесь, в своем третьем полнометражном
мексиканском фильме, с которого после успеха на Каннском кинофестивале
1951 года началась вторая карьера режиссера (впереди его ждет еще несколько).
Невероятная по тем временам жестокость рассказанных событий не может сравниться
ни с чем, кроме как с невозмутимой бесстрастностью в изложении. Хотя Бунюэль
не навязывает и не подчеркивает свои намерения, все в этом фильме обвиняет
нищету и социальную несправедливость, главные причины трагической судьбы
детей, превратившихся в палачей, убийц или жертв, всеми заброшенных и
погибающих в мучениях. По словам самого Бунюэля, фильм был вдохновлен
«Шушей» (1946) Витторио Де Сики и в более общем смысле-итальянским неореализмом.
Перед съемками Бунюэль долго собирал документы и изучал нищие районы города.
Но посреди самого грубого реализма проявляется множество диковинных, эротичных,
онейрических образов, навязчивых идей, снов, которые вновь приближают
фильм к исконному сюрреализму вселенной Бунюэля. И ужасная жестокость
картины является следствием не только холодного взгляда, брошенного на
мир, но и влияния испанской эстетической традиции. При всей своей силе
фильм, тем не менее, в сравнении с другими картинами Бунюэля кажется лишь
черновым наброском. Его конструкция и в особенности ритм далеки от совершенства.
Прокат фильма в Мехико продлился всего три дня, после чего все копии были
изъяты из кинотеатров из-за резко отрицательной реакции прессы, правительства
и представителей высшего класса общества. Мексиканская киноакадемия вручила
картине свой приз «Ariel» за лучшую операторскую работу, режиссуру, монтаж,
сценарий, художественное оформление, звук, юного актера (Альфонсо Мехия
и Роберто Кобо), актрису второго плана (Эстелья Инда) и как лучшему фильму
года. Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA»
как лучший фильм года. На Каннском кинофестивале картина номинировалась
на Гран-при, а получила приз за лучшую режиссуру.