Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ОПЕРАЦИЯ ТИХИЙ ОКЕАН»
(Operation Pacific)

США, 1951, 110 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер и сценарист Джордж Ваггнер
В ролях Патрисия Нил, Джон Уэйн, Уорд Бонд, Филипп Кэри, Скотт Форбс, Поль Пичерни

После уничтожения тихоокеанского флота США коварной атакой японцев в Перл Харбор для борьбы с врагом остались лишь подводные лодки. Одной из уцелевших субмарин с гордым названием «Гром» командует Дьюк Э. Гиффорд, потопивший уже не один вражеский корабль. Во время выполнения очередного задания происходит неожиданный сбой систем магнитного подрыва торпед, из-за чего лодка была обнаружена врагом…
Во время съемок Гари Купер посетил съемочную площадку, чтобы убедить свою любовницу Патрисию Нил сделать аборт их будущего ребенка. Нил согласилась на его требования и позже выразила огромное сожаление по поводу того, что не родила. В последующие годы она стала активисткой против абортов и обратилась в католицизм незадолго до своей смерти от рака легких в 2010 году. Купер ударил Нил кулаком по лицу после того, как увидел, как Кирк Дуглас пытается соблазнить ее, это единственный раз, когда он, как известно, ударил девушку. Фильм был снят с небольшим бюджетом. В результате почти все кадры подводных лодок, кораблей и боевых сцен были документальными кадрами времен Второй мировой войны. Джон Уэйн был недоволен законченным фильмом, считая его слишком длинным и содержащим слишком много романтики. Он также с самого начала был против выбора Патрисии Нил, которая, по его мнению, была слишком молода в 24 года для роли его бывшей жены. Джон Уэйн и Патрисия Нил не ладили во время съемок. Ее особенно раздражало его обращение с рекламными агентами. Однако почти четырнадцать лет спустя они вместе работали над фильмом «По методу Харма» (1965), где она отметила, что он сильно смягчился, возможно, потому, что в то время он серьезно болел раком легких. Было решено использовать меньше расистских терминов по сравнению с «Песками Иводзимы» (1949), поскольку к моменту создания этого фильма Япония использовалась в качестве базы союзников во время Корейской войны. Картина почти полностью снята в студии. Спасение женщин и детей основано на инциденте с USS Crevalle. Подводная лодка доставила 40 беженцев с острова Негрос на Филиппинах, включая женщин, детей и некоторых выживших после Батаанского марша смерти. Спасение было просто прикрытием. Настоящая причина, по которой подводная лодка была отправлена туда, заключалась в том, чтобы забрать группу важных документов, а именно японский «План Z», обнаруженный местным партизанским отрядом при крушении самолета, на борту которого находился начальник штаба Объединенного флота Японии. Проблемы с торпедами подводных лодок, показанные в фильме, точны. Плохо спроектированный и испытанный ударник мог выйти из строя при хорошем попадании (то есть при попадании торпеды в пределах примерно 45 градусов от перпендикуляра к стороне цели). Плохие попадания (под очень острым углом к борту корабля) часто могли привести к более надежным взрывам. Поиск проблемы, хотя и не выполненный экипажами подводных лодок, как показано, на самом деле происходил аналогичным образом. Проблема с торпедами, изображенная в фильме, на самом деле была одной из нескольких проблем, с которыми столкнулся USN со своими торпедами. Помимо ударников, их магнитные детонаторы были ненадежны, как и способность торпеды сохранять правильную глубину. Торпеда была спроектирована так, чтобы либо поразить цель напрямую, либо пройти под целью и взорваться под килем, сломав спину корабля. Если торпеда пробежала слишком мелко, она попала в цель и, учитывая дефект ударника, может не взорваться. Если торпеда проходила слишком глубоко, магнитный спусковой крючок не мог обнаружить магнитное поле корабля, поэтому он проходил под кораблем без детонации. Торпеды были настолько ненадежны, что по каждой цели было выпущено несколько торпед в «разбросе» таким образом, что корма корабля, нос, и каждый из миделей был нацелен в надежде, что один из них найдет свою цель и взорвет. Возвращение из патруля, выпустившего все 24 торпеды, в результате которых было потоплено 3 или 4 вражеских корабля, считалось очень хорошим патрулем, которым можно гордиться и даже хвастаться. Бюро артиллерийского вооружения ВМС США отвечало за разработку и испытания торпед ВМС США. Несмотря на то, что дефекты были очевидны для всех, кто стрелял из оружия в бою, бюро настаивало на том, что торпеды без дефектов граничили с преступностью. Их упрямство привело к задержке развертывания надежных торпед как минимум на два года. Темно-синяя кепка Джона Уэйна из фильма была продана на аукционе Heritage Auctions в Техасе за 11 тысяч долларов. Контрабандный ликер, упомянутый во время тюремной сцены, который персонажи называют «у-ку-ли-хау», на самом деле является «околехао» (о-ко-ле-хау). Это гавайский самогон на основе корня растения и сахарного вещества, такого как сахарный тростник или ананасы. Околехао означает «железный зад» или «железные ягодицы». Происходит от двух железных котлов, используемых для приготовления месива на китобойных судах. Горшки обычно ставили рядом, напоминая часть анатомии мужчины (яйца). Фильм получил ужасные отзывы критиков, которые высмеивали его как пустую трату времени, хотя имя Джона Уэйна гарантировало, что он по-прежнему собирал приличную сумму денег в прокате. Когда Джон Уэйн вытаскивает свою команду из тюрьмы, командир говорит о том, что экипажи подводных лодок всегда находятся в тюрьме. Он заявляет, что если это не USS Thunderfish, то он называет еще четыре подводные лодки. Он называет USS Tang, USS Silversides, USS Wahoo и USS Growler. Это настоящие подводные лодки, которые действительно были в Тихом океане во время Второй мировой войны, и все они служили с отличием. Джон Уэйн был на 19 лет старше Патрисии Нил. Патрисия Нил позже вспоминала: «Джон Уэйн имел огромную привлекательность для публики, но я не находила его привлекательным ни в малейшей степени. Я думаю, что мое обаяние тоже потеряло его. У него были семейные проблемы, из-за которых он был в плохом настроении все время. Уэйн был в разногласиях с режиссером и мог быть хулиганом, особенно с рекламщиком, который, казалось, вызывал его гнев на каждом шагу». Во вступительном слове и посвящении этого фильма говорится: «Когда Тихоокеанский флот был уничтожен тайной атакой японцев на Перл-Харбор, подводным лодкам оставалось нести войну врагу. В последующие четыре года наши подводные корабли потопили шесть тонн японских судов, в том числе некоторые из самых гордых кораблей Императорского флота. Погибли 52 наши подводные лодки и 3500 солдат и офицеров. Именно этим людям и всей безмолвной службе смиренно посвящается эта картина». Гари Купер был сфотографирован разговаривающим с Джоном Уэйном на съемочной площадке. Хотя Уэйн благосклонно отзывался о Купере, он резко осудил фильм «Ровно в полдень» и даже признал, что сыграл важную роль в том, что Карл Форман был занесен в черный список из Голливуда. Купер категорически отверг предложение снять фильм «Далекие горизонты» с Уэйном. Персонаж Уорда Бонда основан на Говарде Гилморе, капитане USS Growler. При атаке японского конвоя USS Growler протаранил эскорт японского конвоя, который пытался его протаранить. Японский экипаж обстрелял мостик, убив двоих и ранив Гилмора и еще двоих. Гилмор приказал «Очистить мост». Понимая, что он не может спуститься вниз вовремя, чтобы корабль уплыл, Гилмор крикнул: «Снимите ее!». Как и в фильме, съемочная группа позже всплыла, но не смогла найти Гилмора. За свою жертву Гилмор был посмертно награжден Почетной медалью. Когда подводная лодка «Громовая рыба» (подлодка Джона Уэйна) подходит к берегу, чтобы передать запасные части подводной лодке «Корвина», они также обмениваются фильмами. Громовая рыба присылает «Джордж Вашингтон спал здесь» (1942) с Джеком Бенни, Энн Шеридан и Чарльзом Коберном в главных ролях. «Картина с подводной лодкой», которую присылает «Корвина», называется «Пункт назначения Токио» (1943) с Кэри Грантом, Джоном Гарфилдом и Аланом Хейлом в главных ролях. Вскоре после этого «Громовая рыба» натыкается на плавающие обломки-кадры из фильма «Джордж Вашингтон спал здесь» (1942), что подтверждает, что это были обломки подводной лодки «Корвина». Оба этих фильма были произведены Warner Brothers, студией, которая также сняла «Операцию Тихий океан».