
















Знаменитый поэт Орфей пресыщен жизнью и славой. Все меняет встреча с
Принцессой Ада. Она и сама влюбляется в Орфея, а ее слуга Артебиз-в его
жену Эвридику. Странный любовный четырехугольник обречен. Движимая запретной
для нее любовью, Принцесса забирает Эвридику в царство Тьмы, а Орфей с
Артебизом пускаются в погоню…
Знаменитый поэт и кумир толпы Орфей и некая принцесса в черном становятся
свидетелями многолюдной драки в кафе. После прибытия полиции юный поэт
Сежест был сбит невесть откуда взявшимися мотоциклистами. Орфей и принцесса
отвозят бездыханное тело Сежеста на загородную виллу, где он от прикосновения
принцессы необъяснимым образом оживает. На следующее утро Орфей начинает
получать по радиоприемнику в машине странные, бессвязные сообщения. Ему
кажется, что это драгоценные крупицы великой поэзии. В надежде вернуть
утраченное вдохновение он забывает о молодой жене, Эвридике, и проводит
целые дни в гараже, записывая сообщения. Как становится ясно впоследствии,
это строчки из стихов Сежеста. Когда Орфей публикует их как собственные,
его обвиняют в плагиате. Между тем по ночам, когда Орфей спит, к нему
в комнату из зеркала приходит таинственная принцесса. Это сама Смерть,
а зеркало-тот портал, которым она входит в мир людей и уходит из него.
Ведь только при взгляде на зеркало человек понимает, что стареет. Видимо,
по ее приказу покойный Сежест диктует свои стихи Орфею. Принцессу сопровождает
водитель по имени Эртебиз. Когда-то он тоже был человеком, но умер; во
время посещений дома Орфея он влюбляется в Эвридику. Любовь потусторонних
созданий к смертным чревата трагедией. Единственный способ воссоединиться
с любимым-отправить его на тот свет. К такому выводу приходит принцесса
и посылает к дому Орфея своих мотоциклистов. По роковой ошибке под их
колеса попадает Эвридика. Нарушив обет молчания, Эртебиз ведет Орфея через
зеркало на поиски жены в потусторонний мир зазеркалья, где они присутствуют
при необычном судебном разбирательстве. Подсудимая-сама Смерть. Высшие
силы (представленные в виде типичного для Франции военного времени трибунала)
обвиняют ее в том, что она допустила смешение чувства и долга, что из
любви к Орфею она забрала раньше срока жизнь человека. За это ее ожидает
ужасная кара. Орфей забирает Эвридику и приводит ее обратно к себе в дом.
Чтобы она осталась в живых, он не должен отныне смотреть на нее. Жизнь
Орфея и Эвридики становится нестерпимой. При его появлении она вынуждена
выскакивать в другую комнату или прятаться под стол. Однажды их взгляды
пересекаются в зеркале автомобиля…Финал картины оптимистичен. Орфей и
Эвридика просыпаются и говорят друг другу о том, что видели удивительный
сон. Эвридика ждет ребенка…
Орфей-легендарный певец и музыкант-лирист, герой древнегреческих мифов.
Также известен как поэт и философ. Основатель культовых обрядов орфических
мистерий и религиозно-философского учения-орфизма. Образ Орфея присутствует
в значительном количестве произведений искусства.
Существует множество различных версий о происхождении Орфея. По наиболее
распространенному варианту, он сын фракийского речного бога Эагра и музы
Каллиопы. По другим версиям, сын Эагра и Полигимнии, либо Клио, либо Мениппы;
либо Аполлона (у Пиндара) и Каллиопы. Согласно Лексикону Свиды, родился
за 11 поколений до Троянской войны и прожил 9 или 11 поколений. Согласно
Геродору, было два Орфея, позднейший из которых был аргонавтом. Ученик
Лина или Мусея, либо сын Мусея, либо учитель Мусея. Фракиец, из области
киконов. Жил в селении Пимплея у подножия Олимпа, неподалеку от Диона.
Любимец Аполлона. Аполлоном ему была подарена золотая лира, с помощью
которой можно было приручать диких животных, двигать деревья и скалы.
Эсхил в трагедии «Агамемнон» так описывает воздействие голоса Орфея (обращаясь
к корифею): «Язык твой-язык Орфея наоборот: Тот водил за собой все, вызывая
радость своим голосом». Довел количество струн на лире до девяти. Победил
в игре на кифаре в погребальных играх по Пелию. Участвовал в походе аргонавтов
за золотым руном. Об этом имеется упоминание во фрагменте из произведения
Симонида и в поэзии Пиндара. Он пел команду гребцам. Давнейшее из дошедших
до нас изображений Орфея-его фигура на метопе сокровищницы сикионцев в
Дельфах среди всадников, которых принято считать аргонавтами. Отправился
в Египет и там значительно усовершенствовал свои знания, став первым из
эллинов в теологии, обрядах, поэзии и музыке. Запрещал пролитие крови.
Не почитал Диониса, а поклонялся Солнцу-Аполлону, восходя на Пангейскую
гору к восходу. Был посвящен в Самофракийские мистерии. По другому рассказу,
открыл тайные обряды Диониса, установил их на горе, названной от его кифары
Кифероном. Построил храм Коры Сотеры в Спарте. Деревянная статуя Орфея
находилась в храме Деметры Элевсинской в Лаконике. После смерти жены спускался
за ней в подземное царство. Очаровал своим пением и игрой на лире Аида
и Персефону-так, что они согласились возвратить на землю Эвридику. Но
она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил
условие, поставленное богами-взглянул на нее еще до выхода из подземного
царства. Согласно Овидию, после окончательной потери Эвридики Орфей разочаровался
в женской любви и научил фракийцев любви к юношам. Существует несколько
рассказов о его смерти. По Овидию, был растерзан фракийскими менадами
за то, что презрел их любовные притязания. По Конону, фракийские и македонские
женщины убили Орфея за то, что он (будучи жрецом местного храма Диониса)
не допустил их к мистериям. Либо был убит за то, что стал свидетелем мистерий
Диониса, превращен в созвездие Коленопреклоненного. Либо за то, что в
песне, восхваляющей богов, пропустил Диониса. Убит фракийскими женщинами
в городе Дие (Македония): урну показывали у реки Геликон в Македонии.
По версии Павсания, был поражен молнией.
Мифы о растерзании Орфея менадами легли в основу орфических культов. Его
растерзание бассаридами описывалось в трагедии Эсхила «Бассариды», где
упоминалась и гора Пангей. Эдониек, убивших Орфея, Дионис превратил в
дубы. В отместку за Орфея фракийцы татуировали своих жен. Музы собрали
вместе его растерзанное на куски тело и похоронили его тело в Либетрах,
а лиру Зевс поместил среди созвездий. Гимны Орфея пели Ликомиды при совершении
таинств. Голова и лира плыли по Гебру и выброшены на Лесбос у Мефимны
(или только голова), лиру поместили в святилище Аполлона. На Лесбосе было
святилище, где пророчествовала его голова. По одному из древнегреческих
мифов, после смерти Орфей был помещен на небо в образе Лебедя, недалеко
от Лиры. После смерти его душа выбрала жизнь лебедя из-за ненависти к
женщинам. Полумифическому Орфею приписывается создание одной из наиболее
значительных предфилософских школ Древней Греции-орфизма. Эта школа была
по сути религиозной, а орфизм можно назвать своего рода «ересью» на основе
традиционной греческой религии. Тем не менее, «Орфей» и орфизм сыграли
определенную роль в генезисе философского мышления, предопределив некоторые
принципы ранней греческой науки. Орфизм получил наибольшее распространение
в VI веке до н. э. в Аттике эпохи Писистрата, в VI-V веках до н. э. укоренившись
главным образом в Южной Италии и на Сицилии. От орфической школы сохранился
ряд своеобразных сочинений: это орфические теогонии, священные сказания
и другое. В основном эти произведения дошли во фрагментах-либо на пластинках
или папирусах, либо в позднейших пересказах. Однако уже классическая критическая
традиция (Платон и Аристотель) пересказывают основные положения орфической
школы. Прародителями всего, вслед за Гомером, выступают Океан и Тефия,
родившиеся от Геи и Урана. Океан и Тефия прежде были сплетены вместе,
но затем разделились под действием «лютой вражды». Тогда же породился
и Эфир, в котором появились планеты, звезды, горы и моря. Возникновение
животного «подобно плетению сети»-оно возникает из органов постепенно
(в этом Орфей предопределил прото-эволюционную концепцию Эмпедокла).
Известен миф о Дионисе Загрее, сыне Зевса и Персефоны, растерзанном титанами,
стихийными силами земли. Вкусившие плоть Диониса, они были испепелены
молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшейся с кровью бога, произошел
человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством
Диониса. Отсюда-орфизм как учение о равенстве всех людей, независимо от
сословий. В основе орфической антропологии лежит утверждение о двойственности
природы человека, имеющем два начала: низшее-телесное, титаническое, и
высшее-духовное. Нравственный долг каждого человека, учили орфики, состоит
в том, чтобы содействовать освобождению дионисийского начала, очиститься
от унаследованной от титанов скверны.
Своеобразным сводом их молитв-заклинаний является сборник философско-ритуального
характера, авторство которых приписывается Орфею, известный под названием
«Орфические гимны». Орфей как художественный образ известен в искусстве
с первой половины VI в. до н. э. Как отмечает исследовательница Е. Гнездилова,
среди многочисленных античных и библейских мифов, используемых в литературе
XX столетия, миф об Орфее занимает особое место, благодаря ему в культуре
XX века актуализируются проблемы художественного творчества, психологии
творческой личности, исследуется феномен Поэта, а также обсуждаются такие
экзистенциальные категории, как одиночество, любовь и смерть. Канадский
литературовед Ева Кушнер, исследовавшая особенности интерпретации мифа
об Орфее во французской литературе XIX-первой половины XX века, отмечала
тогдашнюю особую популярность мотива любви Орфея и Эвридики, что связывала
с общим для многих французов настроением одиночества и бесприютности человека
в мире. Из сохранившихся авторов впервые упомянут у Алкия и Ивика.