Действие фильма происходит в Сараево в беспокойное время (1948-1952)
после разрыва Тито со Сталиным. Трагедия людей, попавших в жернова тоталитаризма,
показана с точки зрения 10-летнего мальчика. Отец мальчика постоянно уезжает
в командировки, и он-тот самый похотливый бабник, из-за которого страдает
мать. Судьба наносит удар семье, когда отца по доносу любовницы арестовывают,
а его жене и сыну приходится пережить три жутких года, полных горя и нищеты…
В фильме с иронией и злым юмором рассказывается о жизни в конце 1940-х-начале
1950-х годов в Югославии. Фильм развивается на фоне советско-югославского
противостояния и репрессий в отношении тех югославских коммунистов, которые
поддерживали политику Сталина и СССР. Повествование ведется от лица Малика,
впечатлительного и чуткого 10-летнего мальчика, подверженного приступам
лунатизма, живущего в Сараево. Меши, отца Малика, почти всегда нет дома,
что он объясняет своими разъездами, связанными с командировками. Мама
мальчика чувствует, что муж ей изменяет, и глубоко переживает по этому
поводу. Меша обещает летчице Анкице-одной из своих любовниц-развестись
с женой, но под различными предлогами не выполняет своих обещаний. В конечном
итоге Анкица доносит на него властям за политический комментарий про югославскую
карикатуру на Сталина, парадный портрет которого висит в рабочем кабинете
Карла Маркса, сидящего за столом. За это Меша был арестован и направлен
на исправительные работы, что произошло сразу же после обряда обрезания
его сыновей Мирзы и Малика. Непосредственное участие в аресте принимает
Зийо-брат его жены, который является сотрудником Государственной службы
безопасности Югославии. Продолжительное время в семье ничего не знают
о дальнейшей судьбе Меши, но позже они воссоединяются в городе Зворник
на реке Дрине, где он работает на электростанции, куда был переведен после
тяжелой работы на шахте. Малик становится лучшим учеником школы и влюбляется
в свою сверстницу, но та скоропостижно умирает от заболевания крови. В
семье Малика тоже все неладно, любовные похождения Меши в очередной раз
ставят единство семьи под угрозу. Анкица выходит замуж за Зийо, но возобновляет
отношения с Мешей, потом пытается покончить самоубийством, а Зийо уходит
в запой. Дед Малика в день свадьбы брата матери мальчика, когда семья
должна была по-настоящему воссоединиться и забыть старые обиды, окончательно
решает переселиться в дом престарелых, разочаровавшись и устав от распрей,
разделяющих его семью и страну…
Художественный фильм Эмира Кустурицы, снятый по сценарию Абдулы Сидрана,
с которым режиссер в 1981 году создал свой первый полнометражный фильм
«Помнишь ли ты Долли Белл?». Действие второго полнометражного фильма Кустурицы
показано посредством восприятия мальчика, чья судьба оказалась связана
с событиями обострившегося в конце 1940-х годов советско-югославского
противостояния и последовавших репрессий в отношении лиц, которые поддерживали
политику Сталина и СССР. Боснийские власти оказывали противодействие съемкам
фильма на столь болезненную тему. Его сценарий несколько раз рассматривался
на художественном совете киностудии, где звучали упреки в недостаточной
политической сознательности и непонимании политической важности процессов,
происходящих в Югославии в 1940-е-1950-е годы. В итоге фильм был поставлен
только в 1985 году и представлен на 38-м Каннском кинофестивале, где был
удостоен главного приза-«Золотой пальмовой ветви»-и высоких оценок критики.
После окончания школы Эмир Кустурица уехал из родного боснийского Сараево
получать кинематографическое образование на факультете кино и телевидения
престижной Академии исполнительских искусств в чехословацкой Праге, где
жила сестра отца. Выпускниками факультета в разное время были такие известные
режиссеры как Милош Форман, Иржи Менцель и Горан Паскалевич. Еще во время
учебы в Праге он снял свои первые короткометражные ленты, а в 1978 году
снял свой дипломный фильм-«Герника», завоевавший главный приз на фестивале
студенческого кино в Карловых Варах. Вернувшись в Сараево, режиссер работает
на местном телевидении, где создал несколько фильмов и короткометражных
работ. В 1981 году состоялся полнометражный дебют Кустурицы с фильмом
«Помнишь ли ты Долли Белл?», повествующий о детстве и взрослении сараевского
подростка 1960-х годов. Эта картина принесла Кустурице первый крупный
успех-приз за лучший дебютный фильм и приз ФИПРЕССИ на 38-м международном
кинофестивале в Венеции (1981). По словам режиссера, съемки фильма «Помнишь
ли ты Долли Белл?» состоялись благодаря тому, что он посмотрел «Амаркорд»
Федерико Феллини и познакомился с Абдулой Сидраном, по роману и сценарию
которого будет поставлен фильм «Папа в командировке». К съемкам второй
полнометражной работы он смог приступить только через четыре года после
его предыдущей картины. Сценарий фильма был создан всего за неделю, в
тех промежутках времени, когда Сидран был трезв. В это время режиссер
и сценарист проживали в отеле «Империал» в Дубровнике. По словам режиссера,
во время создания сценария они находились как будто в «укрепленном лагере»,
и их занимало только одно: «как можно скорее завершить сценарий об этом
критическом периоде 1948 года». Общую идею фильма режиссер выразил следующим
образом: «Речь шла о том, как отец Меша Золь, став жертвой любовной махинации,
был уничтожен политически и как судьба этого политзаключенного повлияла
на становление его сына Малика». Фильм задумывался и был снят в поэтическом
стиле, а происходящее представлено на экране глазами маленького мальчика,
повествуя о ключевых исторических переменах в Югославии, но при этом касался
также истории невинной жертвы концлагеря «Голи-Оток», расположенного на
одноименном хорватском острове в Адриатическом море. Картина была посвящена
послевоенным годам в Югославии, социальной и политической обстановке сложившейся
в стране. Фильм развивается на фоне обострившегося в конце 1940-х годов
советско-югославского противостояния после неприятия Резолюции Информбюро
со стороны Коммунистической партии Югославии в 1948 году и последовавших
репрессий в отношении тех югославских коммунистов, которые поддерживали
политику Сталина и СССР. Несмотря на то, что Кустурица непосредственно
не застал те тяжелые времена, он много слышал о преследовании инакомыслящих
со стороны тоталитарного режима. Прежде всего про эти события ему было
известно от своего отца-Мурата Кустурицы, который был членом Коммунистической
партии и работал в Министерстве информации Боснии и Герцеговины, куда
он был переведен из Белграда за свои оппозиционные взгляды в отношении
политики Иосипа Броза Тито. Позже с должности заведующего канцелярии он
был понижен до помощника секретаря. По воспоминаниям Кустурицы, его отец
называл югославского лидера австро-венгерским проходимцем и диктатором.
Такое отношение к Тито прежде всего было вызвано тем, что большинство
друзей Мурата, его бывших боевых товарищей по партизанской войне, были
репрессированы и оказались в концлагере «Голи-Оток», в связи с обвинениями
в русофильстве и симпатиях к СССР. «В этом он весь. Отправлял невиновных
в «Голи-Оток», чтобы смыть с себя позор. Сначала он сам научил их любить
Сталина и Россию, а потом сослал в концлагерь, чтобы отучить от этой любви.
Он знал, что это наилучший метод перевоспитания, поскольку перенял его
у самого Сталина». Режиссер в детстве также слушал рассказы друзей отца,
которые приходили в их дом, и по словам Кустурицы, сыграли важную роль
в его становлении и формировании политических взглядов. По поводу трудовой
повинности за инакомыслие, что нашло отражение в судьбе отца главного
героя фильма, отец Кустурицы говорил: «Хуже этих исправительных работ
в новейшей истории ничего не было». Создатели фильма в качестве одной
из сюжетных основ решили использовать политическую карикатуру «Из одного
русского альбома» Зуко Джумхура опубликованную в издании «Книжевне новине»
14 февраля 1950 года. Она считается самой известной югославской карикатурой
и после своего появления была перепечатана в около семидесяти печатных
изданиях по всему миру. В связи с такой табуированной в Югославии темой,
после создания сценария режиссер на протяжении нескольких лет не мог приступить
к съемкам. Вопрос целесообразности создания фильма рассматривался несколько
раз на заседаниях художественного совета «Сутьеска-фильм», так как в то
время разрешение на съемку в обязательном порядке утверждалось этим органом.
Так, на заседании совета проведенного 1 февраля 1983 года в его штаб-квартире
в Ягомире, по поводу первого варианта сценария прозвучали упреки в политической
слепоте, слабом отражении всей сложности драматичной эпохи и значении
антисоветских гонений в истории Югославии. Чедо Кисич, один из членов
совета заявил: «Местами сценарий подпорчен провинциальностью и примитивизмом,
которые следует убрать. Мне также кажется, что психологический портрет
ребенка чересчур надуман. Не знаю, отражает ли этот фильм в полной мере
определенную идеологическую позицию». В связи с тем, что перед этим в
сценарий были внесены некоторые изменения, было решено рассмотреть его
на следующем заседании, которое прошло 28 февраля 1983 года. На нем также
звучали обвинения в непонимании и неверном отражении сложности эпохи,
а Кисич выразил мнение, что создается впечатление, что это скорее фильм
о сталинизме, а не об антисталинизме: «Это ощущение присутствует на протяжении
всего фильма, тогда как наша страна нуждается в очень сильном антисталинистском
фильме». В ответ Кустурица заявил, что фильм не имеет прямой привязки
к событиям 1948 года, он связан с 1950-ми годами и посвящен политическим
разногласиям, которые могли произойти в любое время, не относясь к какой-либо
определенной эпохе, так как прежде всего фильм отражает психологическое
состояние его героев. По поводу отражения сталинской темы режиссер подчеркнул,
что антисталинизм присутствует в сценарии, так как в нем выражен «протест
против сталинизма как всеобщей человеческой несправедливости». В итоге
худсовет принял решение предоставить время для переработки сценария и
его необходимо избавить от «многочисленных двусмысленных размышлений,
которые придают ему негативный характер», а также передать на рассмотрение
«выдающихся представителей культуры нашей республики». В связи с такой
«политической блокадой» фильма, Кустурица подумывал переехать жить и работать
в более либеральный Белград, или даже перебраться на Запад. В аэропорту
Сараево режиссер, при содействии своего друга, повстречался с актрисой
Мирой Ступицей, которая была женой экс-председателя Президиума СФРЮ Цвиетина
Миятовича. До этого они не были лично знакомы, но в сентябре 1981 года
она сумела повлиять на решение своего мужа о разрешении Кустурице поехать
в Венецию за получением присужденного ему приза «Золотой лев», несмотря
на службу режиссера в армии. Они нашли общий язык, и Мира пригласила его
посетить свою семью осенью в Трпани, чтобы лично рассказать ее мужу о
препятствиях в создании фильма. Запланированная встреча прошла в середине
сентября 1983 года, на которой на вопрос экс-президента чему посвящен
будущий фильм Кустурица ответил, что это фактически продолжение «Помнишь
ли Долли Белл?», но с возвращением в прошлое: «история мальчика, который
растет со своей матерью и ее братом, после того как отца арестовывают
и отправляют в «Голи-Оток» за историю с флиртом, в которой он не так уж
и невиноват». По словам режиссера, лента не будет прямо затрагивать тему
печально известного концлагеря, но он хочет показать как эти исторические
события отражаются на главном герое-мальчике Малике: «Это мелодрама, которая
выводит на сцену тех, кто обычно живет на заднем плане». Несмотря на столь
высокое заступничество, режиссер сумел снять фильм только через два года
после этой встречи с Миятовичем. В фильме Кустурица впервые снял Предрага
Манойловича, Мирьяну Каранович и Давора Дуймовича, которые впоследствии
появились еще в нескольких лентах режиссера. Фильм принес как режиссеру,
так и Югославскому кинематографу первую «Золотую пальмовую ветвь», а также
приз ФИПРЕССИ на 38-м Каннском кинофестивале (1985). Картина была удостоена
номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Милош Форман, возглавлявший жюри
Каннского кинофестиваля, единогласно проголосовавшее за картину, назвал
Кустурицу главной надеждой европейского и мирового кино. Однако на церемонии
вручения приза Кустурица лично не присутствовал, так как, когда в кулуарах
фестиваля уже было известно о его вероятной победе, он вернулся в Сараево
за три дня до окончания каннского кинофорума, и премию за него из рук
английского актера Стюарта Грейнджера получил Мирза Пасич-директор студии
«Форум-фильм Сараево» на базе которой снимался фильм. На вопрос почему
он не присутствовал на вручении призов в Каннах Кустурица ответил, что
он вернулся в Сараево, так как ему необходимо было помочь укладывать паркет
в квартире его друга Младена Материна, хотя на самом деле, это видимо
было вызвано политическими разногласиями с властями боснийской республики.
Французский киновед Жак Лурсель назвал международное признание фильма
«прорывом», а также «кульминацией» периода обновления югославского кинематографа
1970-80-х годов. Тот же автор отмечал в этом фильме удивительную зрелость
31-го летнего режиссера, который сумел запечатлеть на экране в «неизменно
разнообразном, привлекательном и зрелищном повествовании» различные психологические
состояния своих героев и показать яркую картину жизни югославского общества:
«Семейная хроника, подведение итогов общества в определенный момент его
истории, описание вечного детства-все это есть в этом фильме, в круговороте
событий, ситуаций и персонажей». Несмотря на то, что ленты Кустурицы часто
представляют собой «пышные полотна», что Лурсель объясняет влиянием его
образования полученного в Академии исполнительских искусств в Праге, столь
характерного для представителей этой школы, однако югославского режиссера
«чудесным образом» миновала эта болезнь: «интеллектуализм и формализм,
сжирающие изнутри большинство фильмов амбициозных кинематографистов его
поколения во многих европейских странах». По поводу присуждения фильму
в 1985 году главного приза Каннского кинофестиваля тот же автор заметил,
что в кои-то веки жюри смогло сделать полезное дело, что несомненно помогло
картине пробиться на экраны и завоевать заслуженное признание, на которое
другим путем вряд ли можно было рассчитывать. Российский критик и киновед
Андрей Плахов в статье «Миф об Эмире» утверждает, что «миф» о режиссере
возник именно благодаря фильму «Папа в командировке», и его награждению
«Золотой пальмовой ветвью», когда глава жюри фестиваля Милош Форман провозгласил
молодого югославского режиссера новой надеждой европейского кинематографа.
По мнению критика, «мифологизации» Кустурицы также поспособствовали «типовые
поносные статейки» опубликованные в советской прессе: «В одной из статеек
утверждалось, что в Каннах награжден фильм духовно антисоветский, переполненный
сексом и насилием, что, в сущности, было правдой». Некоторые критики,
как и первую полнометражную ленту Кустурицы «Помнишь ли ты Долли Белл?»,
восприняли в идеологическом ключе, усмотрев в ней антисоциалистические
мотивы, а некоторые-сталинистские. По мнению Михаила Трофименкова, видимо,
на выбор Формана повлиял показ балканской провинции под гнетом «вполне
нелепого тоталитаризма, смягченного пряностью и непосредственностью нравов»:
«Это был традиционный реализм, приподнятый на котурны «большого стиля»
и сдобренный фантазийным элементом лишь самую малость». Алексей Дунаевский
оценил победу фильма Кустурицы в Каннах как одну из самых бесспорных в
истории фестиваля, и это несмотря на очень представительную программу
1985 года. Режиссер убедительно показал в своей картине, что никакая идеология
не может сопротивляться фундаментальным общечеловеческим ценностям. Кроме
того, «ироничная лирическая хроника провинциальной жизни» в лучшую сторону
отличалась от многих «острокритических» картин того времени стран социалистического
лагеря. Джанет Маслин из New-York Times выделяет фильм за «юмористические,
подробно детализированные портреты». Критик Time Ричард Корлисс сказал,
что фильм стоит посмотреть за его непритязательность и самобытность (отсутствие
гламурных звезд, ошеломляющих пейзажей, дорогого оборудования).