Один из первых фильмов легендарной студии «Хаммер» (второй если быть точным).
И первый британский фильм Белы Лугоши. Он был разочарован участием в проекте,
так как считал, что будет сниматься в большом фильме, а не триллере категории
В. Американские СМИ писали, что с проектом будет работать один из крупнейших
британских продюсеров Александр Корда. В основу положена история знаменитого
судна «Мари Селест». Американский бриг был выброшен на берег. Об этой истории
написано много книг и стаей, проводились расследования. История этого корабля,
произошедшая в 1872 году, считается одной из самых странных и драматичных в
истории мореплавания. В 1930-е несколько американских студий планировали снять
картину на основании этой истории. Бриг был приписан к порту Нью-Йорк, из которого
и вышел в свое печально известное плаванье. Корабль вез в Геную груз спирта.
Команда-разный сброд (капитан сам признает «Это настоящие подонки»). На борту
находилась невеста капитана Сара. Из-за Сары он поссорился со своим другом,
который уходя сказал «Может ему лучше купить тебе лавку и больше никогда не
выходить в море». Так и нужно было поступить. Сброд, недовольный условиями,
почти бунт из-за тухлой еды. Первого убийства не пришлось долго ждать. Помощник
Билсон настроил против себя и капитана всю команду. Авторы предполагают, что
на борту был убийца, который и перебил всю команду. Версия не хуже любой другой.
Снял картину американский сценарист и режиссер Денисон Клифт, в начале карьеры
сотрудничавший с Сесилом Блаунтом Демиллем. Это его последний фильм в режиссерской
карьере. В фильме снялись звезды т известные актеры Бела Лугоши, американка,
дочь шведских эмигрантов Ширли Грей, будущий муж Ширли Грей (они поженились
после съемок в фильме) Артур Марджетсон, Деннис Хоуи (инспектор Лэстрейд в ряде
фильмов), бывший чемпион Великобритании и претендент на звание чемпиона мира
по боксу в супертяжелом весе Ганнер Мойр. Бела Лугоши совсем неплох в роли странного
человека. А его черный котенок прямо великолепен. В этот период «Хаммер» был
еще никому не известной студией, поэтому вряд ли мог замахнуться на масштабный
проект, хотя перейти дорогу MGM сумели. После этой картины «Хаммер» еще десяток
лет не связывался с триллерами, а уж легендой ужасов стал много позже. Британская
оригинальная версия, которая была длиннее на 20 минут, не сохранилась. То, что
есть-американская прокатная версия «Корабль-призрак»…
«Мари Селест»-парусный корабль (бригантина), покинутый экипажем по невыясненной
причине и найденный 4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара кораблем «Деи
Грация». Классический пример корабля-призрака. Киль судна был заложен в конце
1860 года на верфи Джошуа Дэвиса в Спенсер-Айленде (Новая Шотландия) и первоначально
был назван «Амазонка». Согласно регистрационным документам, длина корабля составляла
30, 3 метра, ширина-7, 8 м., осадка-3, 6 м. и водоизмещение-200 тонн. Строительство
было начато 18 мая 1861 года, 10 июня бригантину зарегистрировали в Паррсборо.
Официально владельцами корабля тогда числился консорциум из девяти человек,
возглавляемых Дэвисом; среди совладельцев был Роберт Маклеллан, ставший затем
первым капитаном корабля. Первый рейс состоялся в июне 1861 года-«Амазонка»
приплыла к Файв-Айлендс, чтобы взять груз древесины для прохождения через Атлантику
в Лондон. После погрузки Маклеллан неожиданно тяжело заболел, и «Амазонка» вернулась
в Спенсер-Айленд, где Маклеллан умер 19 июня. Капитаном затем стал Джон Наттинг
Паркер, и «Амазонка» возобновила путешествие в Лондон, в ходе которого сначала
налетела на рыболовное снаряжение в американском Истпорте в штате Мэн, а затем
в Ла-Манше налетела на бриг и потопила его. Паркер пробыл капитаном два года,
в течение которых «Амазонка» в основном курсировала по торговому маршруту между
Новой Шотландией и Вест-Индией, и только один раз, в ноябре 1861 года, пересекла
Атлантику и прибыла во Францию. В 1863 году Паркера сменил Уилльям Томпсон,
который оставался в команде до 1867 года. Как вспоминал один из членов экипажа,
эти четыре года были для судна самыми спокойными. Но в октябре 1867 года возле
острова Кейп-Бретон «Амазонка» попала в шторм и была выброшена на берег, при
этом получила такие тяжелые повреждения, что владельцы отказались от нее. 15
октября того же года ее приобрел Александр Максбин из шотландского Глэйс-Бэя,
который через месяц продал корабль местному бизнесмену-тот спустя год, в ноябре
1868 года, продал его американскому моряку из Нью-Йорка Ричарду Хэйнсу. Хэйнс
заплатил 1750 долларов за покупку, а затем потратил еще 8825 долларов на восстановление
корабля. Он назначил себя капитаном в декабре того же года и зарегистрировал
корабль в Нью-Йорке как американское судно под новым названием-«Мари Селест»
(«Мария Небесная»).
Спустя год, в октябре 1869 года, Хэйнсу пришлось отдать корабль своим кредиторам,
которые продали нью-йоркскому консорциуму, возглавляемому Джеймсом Винчестером.
В течение следующих трех лет состав этого консорциума несколько раз изменялся,
хотя Винчестер сохранял по крайней мере половину своей доли на протяжении всего
года. О том, чтобы «Мари Селест» в этот период занималась какой-либо торговой
деятельностью, отчетов не сохранилось. В начале 1872 года судно подвергалось
большому ремонту, обошедшемуся в 10 тысяч долларов. Длина была увеличена до
31 метра, ширина-до 8 м. и осадка-до 5 м., водоизмещение-до 282 тонн. Помимо
этого была добавлена вторая палуба, расширена корма и заменены многие доски.
29 октября 1872 года был составлен новый консорциум из Винчестера с шестью двенадцатыми
доли и двух младших инвесторов с одной двенадцатой долей каждый. Оставшиеся
четыре двенадцатых доли отошли новому капитану судна, 37-летнему Бенджамину
Бриггсу. 5 ноября 1872 года «Мари Селест», под командованием Бриггса, вышла
в плаванье. Корабль с грузом спирта-ректификата, принадлежавшего компании «Meissner
Ackermann-Coin», вышел из Статен-Айленда, Нью-Йорк, в порт Генуя, Италия. На
корабле, кроме капитана и команды в 7 человек, находилась жена капитана Сара
Элизабет Кобб-Бриггс и их двухлетняя дочь София Матильда. «Мари Селест» была
обнаружена спустя четыре недели, 4 декабря, бригом «Деи Грация» под командованием
капитана Дэвида Рида Морхауза, лично знавшего Бенджамина Бриггса. За день до
отплытия «Мари Селест» капитаны и их жены ужинали вместе. Корабль был покинут
командой: ни одного человека, ни живого, ни мертвого, на борту не было. Между
переборками и палубами обнаруженного корабля была морская вода, ее уровень в
трюме достигал 1 метра. Крышки люков были сняты, причем створки носового люка
были сорваны с петель и валялись на палубе. В остальном корабль казался неповрежденным.
Окна кормовой надстройки, где находилась капитанская каюта, закрыты брезентом
и заколочены досками. Секстант и хронометр не были найдены (что подразумевает
эвакуацию команды), в часах кончился завод. Компас разрушен, предположительно
при неудачной попытке спешно его снять. В каюте капитана остались нетронутыми
шкатулка с драгоценностями и две пачки денег. По полу каюты были раскиданы игрушки,
швейная машинка жены капитана стояла с неоконченным шитьем. Матросы не забрали
с собой свои трубки-они были сложены в надлежащем месте в кубрике. В плавание
«Мари Селест» отправилась с одной спасательной шлюпкой, вторая из штатных шлюпок
была сдана в ремонт. Шлюпка, скорее всего, была спущена на воду, а не сорвана
стихией. При этом, судя по состоянию перил, шлюпка была спущена с борта, который
при господствующих в это время года ветрах и курсе на Геную являлся бы наветренным.
Груз в 1701 баррель спирта оказался цел (однако после доставки его в Геную владелец
сообщил об исчезновении 9 баррелей). Нетронутым оказался полугодовой продовольственный
запас. Все бумаги, за исключением судового журнала, исчезли. Последняя запись
в судовом журнале датирована 24 ноября, с координатами «Мари Селест»: 36°57′
с. ш. 27°20′ з. д.HGЯO. Согласно надписи на грифельной доске в кают-компании,
в 8 часов утра следующего дня бригантина находилась бы в 6 милях к юго-юго-западу
от острова Санта-Мария (один из Азорских островов). Дэвид Морхауз, пообещав
долю в призе, высадил на покинутый корабль своего штурмана Оливера Дево и несколько
матросов с «Деи Грация», которые, на скорую руку исправив корабль, привели его
в Гибралтар. Британское Адмиралтейство провело обстоятельное следствие с подробным
обследованием корабля (в том числе и ниже ватерлинии, водолазами) и тщательным
опросом очевидцев. Именно материалы этого следствия и являются основным и самым
надежным источником сведений. Это расследование сильно отсрочило получение Морхаузом
призовых, так как груз не был доставлен вовремя, а корабль был задержан в Гибралтаре.
Следствие проводилось с 17 декабря 1872 года в Гибралтаре под управлением Фредерика
Солли-Флуда, генерального прокурора Гибралтара. Свидетельства экспертов, привлеченных
к осмотру корабля, показали, что на носу корабля были обнаружены следы, сделанные
предположительно острым инструментом, а также возможные следы крови на капитанском
мече. Расположение вещей свидетельствовало о том, что корабль не попадал в сильный
шторм-в частности, на швейной машинке лежала масленка, которая при сильной качке
обязательно бы свалилась. Об отсутствии шторма свидетельствовали и наблюдения
других судов в районе в предполагаемое время катастрофы. Сырость в жилых помещениях
корабля объяснялась только повсеместно открытыми люками, в том числе световым
в каюте капитана, что было сделано явно не по погоде. На обшивке корпуса корабля
не было повреждений, характерных при столкновениях корабля. Возможные следы
крови, а также показания Дево и второго помощника «Деи Грация» Джона Райта убедили
Флуда, что он имеет дело с преступлением, а не с последствиями некоего природного
явления. В своем отчете от 22 января 1873 года, отправленный в Лондон, он указал,
вероятнее всего, под воздействием алкоголя члены экипажа убили семью капитана
и офицеров корабля, после чего попытались скрыть преступление, замаскировав
его под столкновение, и скрылись на шлюпке, после чего пропали без вести. Флуд
также подозревал, что Морхауз мог что-то скрывать, так как между последним задокументированным
местоположением «Мари Селест» и ее обнаружением разделяло большое расстояние.
Факт того, что корабль мог преодолеть такое расстояние без экипажа, вызывал
у него большие подозрения. Глава консорциума, которому принадлежало судно, Джеймс
Винчестер прибыл в Гибралтар 15 января с целью получить корабль и его груз обратно.
Узнав о подозрениях Флуда, Винчестер под присягой засвидетельствовал о высоких
качествах Бриггса и настаивал на том, что капитан покинул бы корабль только
в случае огромной опасности. Версия Флуда о преступном сговоре и убийстве встретила
серьезную критику, когда стало известно, что анализ следов на мече и корабле
показал, что это были не следы крови. Следы на носу же, по мнению американской
стороны, являются следствием естественного воздействия морской воды на древесину
корабля. Не имея никаких более оснований для подозрений, Флуд неохотно освободил
«Мари Селест» из судебного ареста 25 февраля. Вскоре на судно был назначен новый
капитан, набравший из местных моряков команду, после чего «Мари Селест» отправилась
в Геную. Обнаружение корабля породило массу домыслов и слухов. Обсуждались возможности
мятежа, нападения пиратов, воздействия Бермудского треугольника или инфразвука].
Некоторые вспоминали полуфантастические истории о якобы имевших место нападениях
на корабли гигантских кальмаров, осьминогов и «морских змеев». Однако даже такие
экзотические версии не смогли свести воедино все факты. Например, версия захвата
пиратами не объясняет, почему остался нетронутым весьма привлекательный для
них груз спирта-точнее, коньячного ректификата-который можно было бы не только
пить, но и выгодно продать. Версия нападения или мятежа не объясняет отсутствия
следов борьбы или записей жертв. Версии, связанные с необъяснимыми явлениями,
содержат большое количество непроверяемых предположений. Правдоподобные объяснения
сводятся к тому, что экипаж и пассажиры покинули корабль по своей воле, и отличаются
только в толковании причин, побудивших их на такое странное поведение в относительно
спокойном (по свидетельству других судов в этом районе и в это время), но холодном
океане, при более чем приемлемом состоянии корабля. Одновременно трудно объяснить
повсеместно открытые световые и грузовые люки, брошенные ценности и судовой
журнал, порядок в капитанской каюте и кубрике, заколоченные брезентом надстройки,
оставленные матросские трубки. Наиболее правдоподобная гипотеза была высказана
дальним родственником Бриггса-Коббом. Согласно его утверждению, он каким-то
образом сумел на время заполучить у сына капитана Морхауза семейный архив и
изучить все материалы, относящиеся к тайне «Мари Селест». Кроме того, он детально
ознакомился с материалами следствия по бригантине, сохранившимися в архивах
английского Адмиралтейства. Версия Кобба изложена в его книге «Розовый коттедж»,
изданной в США в 1940 году. По мнению Кобба, причина трагедии заключалась в
негерметичности бочек со спиртом. Спирт медленно испарялся из бочек, его пары
смешивались с воздухом в замкнутом пространстве трюмов, образуя взрывоопасную
смесь. 24 ноября 1872 года произошел взрыв этой смеси в кормовом трюме бригантины.
Мощность взрыва была небольшой, и деревянные люковые крышки остались на месте.
Бриггс приказал проветрить трюм, для чего матросы сняли крышки. Несколько позже
аналогичный, но более сильный взрыв произошел в носовом трюме; в этом случае
взрывная волна опрокинула крышки люков. Бриггс, опасаясь очередного, еще более
сильного взрыва, приказал спешно покинуть судно. Спуск шлюпки и покидание корабля,
по-видимому, происходили в обстановке нарастающей паники. Вероятно, первыми
в шлюпку сели жена капитана с дочерью, штурман Ричардсон и один из матросов.
Бриггс бросился к себе в каюту, собрал судовые документы, взял хронометр и секстант,
но в спешке забыл о судовом журнале; кок в это время забрал с камбуза провизию
для шлюпки, что объясняет отсутствие на «Мари Селест» приготовленной пищи. По-видимому,
Бриггс не намеревался совсем покидать бригантину, а просто хотел временно удалиться
от корабля на расстояние порядка 100-150 метров, чтобы обезопасить команду на
случай очередного взрыва. Однако буксирного троса такой длины на корабле не
оказалось, и второй штурман Джиллинг с матросом временно позаимствовали для
этой цели дирик-фал-длинную снасть, которой поднимают косой парус-что объясняет,
почему на грот-мачте «Мари Селест» парус был спущен. Более того, Кобб разыскал
в архивах протокол допроса Дево, где тот утверждает, что, готовя «Мари Селест»
к плаванию в Гибралтар от Азорских островов, он не обнаружил на бригантине дирик-фала
и вынужден был закрепить его заново. Когда отцепили дирик-фал и все сели в шлюпку,
Бриггс вспомнил, что не взял с собой компас. Матрос, которому это было поручено,
в спешке погнул нактоуз и уронил компас на палубу. Шлюпка быстро отошла от бригантины
на расстояние около 130 метров. «Мари Селест» дрейфовала. Сидящие в шлюпке ожидали
очередного, еще более сильного взрыва, однако его не произошло, поскольку взрывоопасная
смесь улетучилась через открытые люки обоих трюмов. Внезапно изменившийся ветер
наполнил паруса бригантины, и та быстро набрала ход, в то время как тяжелая,
перегруженная людьми шлюпка оставалась на месте; связывавший ее с бригантиной
дирик-фал резко натянулся и, не выдержав рывка, оборвался. Неуправляемая «Мари
Селест» ушла на восток со скоростью, гораздо большей, чем та, которую могла
развить весельная шлюпка. Надвигающийся шторм потопил шлюпку со всеми людьми.
Данная гипотеза была высказана в 1951 году моряком Додом Орсборном. Она основана
на следующих фактах. Под территорией Мавритании под песками Сахары протекает
большая подземная река, в устье которой время от времени скапливается огромное
количество наносного песка, слипающегося в глыбы большого размера. Под напором
водного потока глыбы сносит в море, и потом они всплывают в море в виде небольших
островов. По мнению Орсборна, «Мари Селест» столкнулась с одним из таких островов,
ее экипаж пытался добраться до Азорских островов на шлюпках, но утонул. Остров
же затем снова погрузился на морское дно, и корабль стал просто дрейфовать в
море. Тот факт, что парусник был обнаружен не у берегов Мавритании, а между
Азорскими островами и Португалией, Орсборн объяснял тем, что он в течение восьми-десяти
дней шел через штормовую зону, в результате чего координаты были рассчитаны
неверно, и «Мари Селест» отнесло на несколько сот миль к востоку от Азор, где
она и столкнулась с песчаным островом. Как уже упоминалось выше, экипаж погиб.
Впоследствии ветры отнесли корабль к месту его обнаружения. В свою очередь,
некоторые факты опровергают данную версию: во-первых, песчаные острова никогда
не сносит так далеко от берега, во-вторых, пассаты отнесли бы корабль не на
север, а на юг, в-третьих, согласно утверждению некоторых исследователей, последний
раз координаты «Мари Селест» были сняты в пяти милях от одного из Азорских островов,
то есть в пределах видимости берега. Впрочем, подтвердить последний факт вскоре
стало невозможно, поскольку судовой журнал «Мари Селест» исчез из канцелярии
Гибралтарского суда. Писатель Лоуренс Киттинг выдвинул гипотезу, согласно которой
капитаны Морхауз и Бриггс изначально договорились, что, поскольку команда «Мари
Селест» была недоукомплектована, три матроса с «Деи Грация» помогут «Мари Селест»
преодолеть наиболее трудную часть перехода, после чего корабли встретятся у
Азорских островов и матросы вернутся на «Деи Грация». В ходе плавания жена капитана
погибла в результате несчастного случая (была придавлена пианино во время качки),
после чего капитан стал вести себя неадекватно и перестал руководить командой.
Команда предалась пьянству, капитан погиб, в пьяной драке был убит матрос. В
конце концов, первый офицер Хулок, не желая отвечать за случившееся, убедил
часть команды оставить корабль и по возвращении заявить, что корабль погиб.
В результате оставшиеся в живых члены команды, кроме кока и трех матросов с
«Деи Грация», испугались предстоящего суда и поплыли на шлюпках к Азорам. Оставшаяся
часть команды была обнаружена кораблем «Деи Грация», однако капитан убедил моряков
представить дело так, как будто корабль был обнаружен пустым, а сами они являются
членами команды «Деи Грация». Таким образом, капитан Морхауз получил премию,
которой поделился и с моряками с найденного корабля.
Главным недостатком данной версии является то, что она основана на показаниях
единственного свидетеля-восьмидесятилетнего старика Джона Пэмбертона, якобы
являвшегося коком с «Мари Селест». Данный свидетель мог просто забыть многие
подробности произошедшего или сознательно исказить факты. Кроме того, кок мог
быть просто подставным лицом, поскольку Киттинг никогда не сообщал, где конкретно
встретил его, а журналистам всегда заявлял, что Пэмбертон умер. А. И. Ракитин
выдвинул версию, согласно которой «таинственное исчезновение» команды было инсценировкой
с целью обогатиться. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что многие
ключевые участники событий были хорошо знакомы или приходились друг другу родственниками.
Прежний капитан Ричардсон, незадолго до последнего рейса снятый с должности,
но оставшийся на корабле в качестве штурмана и старшего помощника, и новый капитан
Бриггс были женаты на двух сестрах-дочерях основного акционера судоходной компании
Джеймса Винчестера. Одна из дочерей, Сара, плыла со своим мужем на «Мари Селест».
Капитан корабля, обнаружившего покинутую «Мари Селест», Дэвид Морхауз, также
был хорошо знаком с капитаном Бриггсом, с которым учился вместе и дружил больше
двадцати лет. Эти обстоятельства, а также то, что все причастные к обнаружению
корабля получили денежное вознаграждение, а корабль вернулся к своему владельцу
вместе со страховыми выплатами, позволяют выдвинуть версию о страховом мошенничестве.
Команда корабля на самом деле покинула «Мари Селест» непосредственно перед ее
«обнаружением», все повреждения и прочие странные детали были оставлены намеренно
с целью запутать расследование. По версии Ракитина, афера все же не удалась
по злой случайности: экипаж и семья капитана, которые должны были на шлюпке
добраться до ближайшего острова, погибли по независящим от них обстоятельствам.
Несколько раз в печати появлялись сообщения якобы членов экипажа «Мари Селест».
После того как первый-кок «Мари Селест»-с успехом прокатился по Америке с циклом
выступлений, в разных городах одновременно появилось сразу пятеро самозванцев,
которые были быстро разоблачены из-за незнания деталей расследования и оказались
в тюрьме. После ремонта корабль использовался еще в течение 12 лет. В августе
1884 года его капитаном стал Гилман Паркер. 3 января 1885 года корабль налетел
на рифы у берегов Гаити; как выяснилось впоследствии, это было следствием умышленных
действий Паркера с целью получения страховки. Мошенничество вскоре было раскрыто,
и в июле того же года Паркер предстал перед судом, но жюри так и не пришло к
единому мнению, и 15 августа дело было урегулировано мирным путем. Паркер был
отпущен, но его профессиональной репутации был нанесен ущерб, и он умер в бедности
спустя три месяца. В августе 2001 года экспедиция, возглавляемая морским археологом
и писателем Клайвом Касслером, объявила, что они нашли останки судна возле тех
рифов, на которые наскочила «Мари Селест». В сохранности были обнаружены лишь
несколько кусков древесины и металлических предметов, которые они подняли на
поверхность. Начальные экспертизы древесины указали, что это был именно тот
тип дерева, который активно использовался на нью-йоркских верфях во время ремонта
«Мари Селест» в 1872 году. Однако дендрохронологическая экспертиза, выполненная
Скоттом Сент-Джорджем из Геологической канадской службы, показала, что древесина
относится, вероятно, к деревьям штата Джорджия, чьи леса начали вырубать для
этих целей только в 1894 году.