Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПРИЗРАК ОПЕРЫ»
(The Phantom Of The Opera)

США, 1925, 93 мин., ч/б, немой, «Universal»
Режиссер Руперт Джулиан по Гастону Леру, композитор Густав Хинрихс
В ролях Лон Чейни, Мэри Филбин, Норман Керри, Бернар Сигел, Сниц Эдвардс, Артур Карю

Когда новые антрепренеры Парижской оперы услышали, что знаменитый призрак обитает в этих местах, они не могли сдержать смех. Но танцовщицы балетной труппы поверили в его существование. Механик Джозеф Буке описывает им его ужасный облик: две дыры вместо глаз, кожа, похожая на пергамент, выступающие кости и отсутствие носа. Тем временем мать примадонны Карлотты устраивает скандал, показывая письмо с угрозами, адресованными ее дочери. Оно подписано словом Призрак. В этот вечер в представлении перепуганную Карлотту заменяет Кристина и имеет большой успех. В своей гримерной Кристина слышит таинственный голос: «Париж будет у твоих ног сегодня вечером, но ты должна думать только о своей карьере». На следующий день Карлотта получает новое письмо с угрозами, но никому не показывает его и выступает перед публикой. Во время спектакля гигантская люстра с потолка оперы падает на зрителей. Карлотта, чувствуя себя жертвой проклятья, больше не может петь. Однажды Рауль Де Шагни, жених Кристины, прячется в ее гримерной. Он слышит таинственный голос и видит, как Кристина проходит через большое зеркало, которое ведет в секретный проход. Призрак ведет Кристину в подземелья оперы. Они садятся в лодку и пересекают подземное озеро. Кристина понимает, что имеет дело со знаменитым Призраком оперы. Маска полностью скрывает его лицо. «Людская ненависть сделала меня таким, какой я есть, но я буду прощен твоей любовью»-говорит Призрак. Кристина падает в обморок. Призрак относит ее в комнату, специально приготовленную для нее. Проснувшись, она слышит звуки органа, и Призрак снимает свою маску. Его уродство отражается страхом в глазах молодой девушки. Кристина просит разрешить ей уйти. Призрак соглашается, чтобы она еще раз спела перед публикой, но добавляет: «Если ты снова увидишь своего возлюбленного, это будет смерть для вас обоих». Не считаясь с угрозой, Кристина назначает свидание Раулю на бале-маскараде, устроенном в опере. Там человек, одетый в красную маску Смерти производит впечатление на всех присутствующих. «Знаете ли вы, что под вашими ногами находятся могилы замученных людей?»-спрашивает он их, намекая на комнату пыток, которая со средних веков находится в подземельях оперы. Рауль и Кристина поднимаются на крышу оперы. Они договариваются, что Рауль будет ждать девушку после выступления, и они отправятся в Англию. Но Призрак подслушивает разговор. Он понимает, что его предали. Тем временем в полиции находится досье на человека по имени Эрик, сбежавшего с каторги с острова Дьявола. За кулисами оперы механик Джозеф Буке обнаруживает люк, ведущий в жилище Призрака. Но вскоре его находят повешенным. Его брат Симон жаждет мести. Во время спектакля Призрак похищает Кристину. Полицейский просит Рауля отвезти его в подземные катакомбы. Они проходят через зеркало в гримерной и направляются по секретному проходу. Но попадают они в комнату пыток. В это время брат Рауля отправляется на самостоятельные поиски, но Призрак опрокидывает его лодку. Призрак увеличивает температуру в комнате пыток. Он ставит Кристину перед выбором: или она выходит за него замуж, или двое несчастных умирают. Ведомая Симоном толпа спускается в катакомбы. Кристина клянется Призраку, что сделает все так, как он захочет. Призрак спасает двух пленников и сажает Кристину в нанятый Раулем экипаж. Толпа преследует их. Экипаж переворачивается. Кристина падает, но Рауль спасает ее. Толпа, вооруженная факелами, ночью преследует Призрака до набережной Сены. Там она разрывает его на кусочки и бросает в реку…
Первая адаптация знаменитого романа Гастона Леру, сделанная новозеландцем Рупертом Джулианом. Звуковые эпизоды были добавлены в версию 1929 года. Фильм произвел настоящую сенсацию, благодаря исключительно ужасной маске Лона Чейни и оригинальным декорациям. Сюжет, похожий на вариацию темы «Красавица и чудовище», разворачивается в быстром, почти непрерывном ритме. Фильм наполнен блестящими эпизодами (падение люстры, спуск в подземелье оперы, снятие маски Призраком, бал-маскарад), которые придают ему своеобразный климат тревоги и ужаса. Можно отметить, что мотивов, приписываемых Призраку в последующих версиях (среди которых можно отметить показ его в виде жертвы, у которой украли его произведение) здесь нет. Сценарий придерживается достоверной линии романа Леру, в котором не рассказывается его прошлое. У писателя Эрик-монстр с самого рождения. В картине факты показаны без объяснений и комментариев. Они рассматриваются как органические элементы кошмара, в котором обоснованность и правдоподобие не имеет никакой ценности. Фильм относится к последнему периоду короткой карьеры Лона Чейни (1913-1930). За исключением лица, в большинстве сцен спрятанном под маской, Лон Чейни не подвергался никакой деформации. В отличие от своего силуэта, облаченного в накидку. Фильм повторно вышел в 1929 году в двух, отличных от оригинала 1925 года, версиях. Звуковая версия, где Лона Чейни дублирует другой актер, дополнена новыми сценами оперных выступлений. Немая версия, предназначенная для кинотеатров, еще не оснащенная звуком, но уже и не оригинал 1925 года без диалогов, с новыми титрами и оперными номерами. Интересно, что грим Лон Чейни практически всегда готовил и накладывал себе сам. Кроме того, он самостоятельно снял сцену бала-маскарада, которая, ко всему прочему, впервые была снята с использованием двухполосного «Техниколора». Несколько сцен снял Эдвард Седвиг из-за расхождений во взглядах с режиссером Рупертом Джулианом. Именно Лон Чейни придумал заключительную сцену, когда Эрик протягивает свои руки к приближающейся толпе, показывая, что они пустые. В 1998 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе США.