Трое
молодых людей знакомятся в полицейском участке американского города среди
ночи: подвыпивший Джим сетует на слабохарактерность отца и постоянное
давление матери; у 16-летней Джуди тоже проблемы с отцом, который не понимает
ее и не выносит теплоты в отношениях; Платона, самого младшего из троицы,
бросила мать: она ушла от мужа и доверила сына чернокожей служанке. Протрезвев,
Джим рассказывает о своих проблемах полицейскому Рею, чуткому и внимательному
человеку, и тот предлагает Джиму приходить к нему, когда захочется поговорить.
За Джимом приходят родители. На следующий день он впервые идет в университет.
Его родители постоянно переезжают, поскольку не видят другого решения
проблем. По дороге Джим встречает Джуди, с которой познакомился в участке.
Она вступила в банду под руководством Базза: это ее парень. Первая лекция,
на которую попадает Джим, проходит в планетарии. Преподаватель рассказывает
о гипотезе, по которой планета Земля образовалась в результате взрыва-событие
мелкое с точки зрения космоса. После лекции Джима поджидают на улице Базз
и его банда; они протыкают шину его автомобилю. Базз вызывает Джима на
поединок, и Джим оказывается ловчее соперника. Базз предлагает ему встретиться
вечером и принять участие в необычной гонке. Базз и Джим сядут в угнанные
машины и помчатся к обрыву над океаном. Тот, кто первым выпрыгнет из машины,
будет считаться трусом. Джуди дает сигнал к старту. Джим успевает выпрыгнуть,
но Базз цепляется рукавом за дверную ручку и вместе с машиной падает в
океан. После этого происшествия молодые люди разбегаются по домам. Джим
рассказывает обо всем родителям, и те советуют ему не ходить в полицию.
Он их не слушает и идет в полицейский участок, где натыкается на трех
парней из банды Базза, которым как раз оформляют привод. Они думают, что
Джим выдал их. В действительности же Джим хочет поговорить с инспектором
Реем, но того нет на месте. Джим находит Джуди, которая так же, как и
он, не хочет возвращаться к родителям. Три члена банды берутся за Платона
и крадут его записную книжку, чтобы узнать адрес Джима. Платон очень хочет
стать лучшим другом Джима (ему не хватает отца); он ищет его, чтобы предупредить
об опасности. Преступная троица наведывается к родителям Джима и вешает
курицу на их двери. Джим и Джуди приходят на заброшенную виллу, принадлежащую
семье Платона. Платон находит их. На руинах большого особняка, в котором
есть даже бассейн, трое молодых людей забавляются как дети, причем Джим
и Джуди разыгрывают новобрачных. Платон засыпает. Джим и Джуди признаются
друг другу в любви. Вскоре Платон оказывается в окружении трех бандитов.
В одного он стреляет из револьвера. Остальные двое гонятся за ним, и он
спасается в планетарии, откуда его пытается выгнать полиция. Джим и Джуди
пробираются в здание и уговаривают его сдаться. Испугавшись прожекторов,
Платон бежит и погибает под пулями. Джим в отчаянии показывает полицейским
пули, которые он вынул из его револьвера. Затем он знакомит Джуди со своими
родителями…
Второй фильм Джеймса Дина и первый крупный успех Николаса Рэя, известного
прежде лишь небольшой группе посвященных. По правде говоря, для Рэя «Бунтарь
без причины» так и останется единственным коммерческим успехом. Этот фильм
позволит ему продолжить карьеру в Голливуде, хотя карьера эта преждевременно
оборвется десятью годами позже. Сценарный материал могла захлестнуть волна
штампов, пришедших из фильмов о трудных подростках, от которых Голливуд
в то время был без ума. Но поэтичность и лиричность авторского стиля выходят
за рамки этого материала. Лиризм Николаса Рэя располагает персонажей в
декорациях (планетарий, отвесный обрыв над океаном, заброшенная роскошная
вилла в стиле Кокто), в большинстве своем вызывающих мысли о конце света,
экзистенциальное головокружение у героев фильма-подростков, которые ищут
себя и отчаянно нуждаются хоть в каких-нибудь ценностях. Конфликтные отношения
с родителями усиливают их неуверенность, а неуверенность приводит к мрачному
упоению жизнью. Мастерство Рэя в этой картине видно по тому, как он использует
социологический контекст для поэтических размышлений на тему одиночества,
насилия и неизлечимой тоски некоторых людей. Ему как художнику тоже нужны
оправдания, чтобы установить контакт с массовым зрителем, и это придает
его фильму определенную двусмысленность, аромат декаданса-еще один источник
обаяния. В самом деле, на строго социологическом уровне «Бунтарь без причины»
лишен той силы реализма, что отличает, например, «Стучись в любую дверь»,
и социальное положение банды, сплотившейся вокруг Базза, остается довольно
туманным. Если фильму удается преодолеть собственную склонность к декадентству,
то происходит это благодаря его драматургической строгости, преувеличенной
театральности. Все действие фильма сжато в 24 часа (фильм начинается и
заканчивается среди ночи) и разворачивается в нескольких местах, которые
и банальны, и необыкновенны, и прекрасно смотрятся в широкоэкранном формате.
В этих декорациях происходят подчас очень длинные сцены, таящие в себе
яркие и незабываемые моменты. Фильм внес существенный вклад в подкрепление
мифа о Джеймсе Дине, сложившегося после фильма «К востоку от рая». Но
очевидно, что любимый персонаж Рэя-подросток Платон (Сэл Минио), гораздо
более хрупкий, чем герой Джеймса Дина. Отчаянная нехватка дружбы и отцовской
любви приведет его прямиком к трагедии. Впрочем, именно этот персонаж
занимал главное место в сценарии на ранней стадии-до того, как Джеймса
Дина утвердили на роль Джима Старка. Рассказ, легший в основу сценария,
был написан Николасом Рэем и озаглавлен «Гонка вслепую». Его переработал
Леон Юрис, автор «Исхода», затем-Ирвинг Шульман (который, в частности,
добавил гонку у обрыва) и, наконец, Стюарт Стерн написал окончательную
версию сценария. При подготовке к съемкам режиссер лично вращался среди
уличных банд несколько ночей. В сцене драки с ножами актеры (Джеймс Дин
и Кори Аллен) использовали настоящие ножи, только под одеждой у них была
предохраняющая от порезов ткань. Все исполнители главных ролей погибли
в молодости: Джеймс Дин погиб в автокатастрофе в возрасте 24-х лет, Сол
Минео был убит бродягой в 37-летнем возрасте, Натали Вуд утонула, когда
ей было 43 года. мало того, Эдвард Платт покончил жизнь самоубийством
в 58-летнем возрасте. Несколькими годами ранее этот проект предназначался
Марлону Брандо в главной роли. позднее на роль Джима претендовал молодой
Пол Ньюман. Все события фильма укладываются в 24 часа. Джеймс Дин не дожил
до премьеры картины. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший сценарий,
актера и актрису второго плана (Сол Минео и Натали Вуд). Британская киноакадемия
номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшего иностранного актера
(Джеймс Дин) и как лучший фильм года. В 1990 году картина была внесена
на хранение в медиатеку при конгрессе США.