Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МЕСТЬ ФРАНКЕНШТЕЙНА»
(The Revenge Of Frankenstein)

Великобритания, 1958, 94 мин., «Hammer»
Режиссер Теренс Фишер по Мэри Шелли, сценарист Джимми Сангстер, продюсеры Майкл Каррерас и Энтони Хиндс, композитор Леонард Сальзедо
В ролях Питер Кашинг, Франсис Мэттьюз, Майкл Гвинн, Джон Уэлш, Джон Стюарт

Фильм начинается в том месте, где заканчивается картина «Проклятие Франкенштейна» (1957). 1860 год. Барона Франкенштейна ведут к гильотине. Но ему удается избежать смерти, войдя в сговор с палачом и охранником тюрьмы. Франкенштейн переезжает в Карлсбрук, где становится видным и уважаемым врачом, хотя отказывается состоять в Ассоциации медиков города. Доктор практикует на богатой клиентуре, но в то же время открывает больничное отделение для бедных, в котором работает бесплатно, что вызывает к нему уважение общества. На самом деле эта работа позволяет брать человеческие органы и части тела, необходимые ему для экспериментов. Он ампутирует руку у вора и пересаживает ее существу, которое намеревается сделать совершенным. Молодой доктор Ганс Клев знает, что Франкенштейн убил ученого Бернштейна. Он шантажирует его, пытаясь стать его ассистентом. Франкенштейну нужен человек компетентный и готовый на все. Поэтому Ганс приходится кстати. Франкенштейн пересаживает своему существу мозг охранника тюрьмы, хромого и уродливого человека. Тот согласился, чтобы его мозг занял место в совершенном теле существа. Эксперимент закончен. Кажется, что существо удалось с физической точки зрения. Но Франкенштейна мучает то, что его идеи не совпадают со взглядами ученых всего мира. Медсестра Маргарет по рекомендации своего отца-министра устраивается работать в госпиталь Франкенштейна, который вынужден ее принять против своей воли. Другая медсестра дает ей ключ от палаты, где находится «специальный больной». Маргарет разговаривает с ним. Но вскоре монстр убегает из госпиталя и отправляется сжечь тело хромого охранника. Спровоцированный консьержкой, монстр душит ее. Он находит себе убежище на гумне, где его встречает Маргарет. Монстр убегает и убивает молодую девушку, которая болтала со своим возлюбленным. Так как Франкенштейн пришил монстру голову обезьяны, то теперь существо склонно к каннибализму. Монстр прибывает на бал и падает замертво перед гостями. Франкенштейн вынужден предстать перед Ассоциацией медиков, потом его жестоко избивают больные госпиталя. Доктора находит его ассистент, Франкенштейн шепчет ему: «Вы знаете, что должны делать». Ганс берет голову барона и присоединяет ее к телу, приготовленному для очередного эксперимента. В Лондоне, на улице медиков Харли-стрит, новый доктор Франкенштейн осваивает кабинет…
«Проклятие Франкенштейна» и «Месть Франкенштейна» представляют собой как бы две части одного фильма. Цикл Теренса Фишера о Франкенштейне включает в себя пять фильмов, помимо данных, это «Франкенштейн создал женщину» (1966), «Франкенштейн должен быть уничтожен» (1969) и «Франкенштейн и монстр из ада» (1973). Вместе они составляют великолепное воплощение литературного мифа, экранизированного в Голливуде Джеймсом Уэйлом в 1931 году. На каждом этапе цикла складывается впечатление, что Франкенштейн становится более злым и мострообразным. В этом фильме сотрудничество Фишер-Кашинг было особенно плодотворным, что в итоге вылилось в самый лучший фильм. Питер Кашинг демонстрирует в Франкенштейне холодность и жестокость под видимой вежливостью. Без какой-либо показной горделивости, он выглядит Богом, которому все разрешено. Франкенштейна фишеровского от голливудского отличает то, что барон-настоящий герой цикла, а его создание не более, чем продукт его работы. Это особенно отчетливо видно по первым двум фильмам. «Месть Франкенштейна», без сомнения, самый полноценный и совершенный из пяти фильмов. Но многочисленные драматические и стилистические элементы (второстепенные персонажи, использование цвета, поведение Франкенштейна) значительно изобретательнее раскрыты в других четырех картинах. Посредственность ленты «Ужас Франкенштейна» (1970), поставленной сценаристом этого фильма Джимми Сангстером, и Франкенштейна, сыгранном Ральфом Бейтсом, подчеркивает определяющий вклад в создание цикла Теренса Фишера. То же самое можно сказать о фильме «Зло Франкенштейна» (1964), поставленном Фредди Франсисом, который, хоть и лучше, чем фильм Сангстера, но не имеет ни связности, ни монументальности картин Фишера.