Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Летний
вечер. Комната многоквартирного дома в Нью-Йорке. Разговаривают два молодых
гомосексуалиста, Шо и Филипп. Шо как бы между делом говорит, что он только
что задушил с помощью веревки своего товарища по колледжу Дэвида. Он совершил
это преступление от безделья, из-за интеллектуального щегольства, чтобы
проверить теорию, которую позаимствовал у Ницше и о которой так много
разглагольствовал их преподаватель, профессор Руперт Каделл. Шо затевает
опасную игру, и Филиппу не нравится это. Чтобы придать этому дню по-настоящему
запоминающийся характер, Шо пригласил на коктейль родителей и родственников
Дэвида-его отца, его тетю, старую высокомерную женщину, его невесту Джанет,
а также самого профессора Каделла. Шо просит горничную расставить бокалы
и еду на сундуке, где лежит труп. Также он приглашает на вечеринку бывшего
жениха Джанет, Кеннета, которому между делом советует снова завязать отношения
со своей бывшей возлюбленной. Профессор Каделл-единственный в этой компании,
способный, по мнению Шо, оценить совершенный им поступок и, может быть,
даже до него догадаться. Во время ужина Каделл, как обычно, начинает развивать
свою теорию по поводу убийства: по его мнению, это-искусство, которое
должно принадлежать избранным, которые могут по своему желанию выбирать
жертв из низших существ. Отец Дэвида больше не может выносить эту болтовню
и просит хозяина квартиры показать приготовленные для него Шо раритетные
книги, которые являлись основной целью его визита. Все очень удивлены
отсутствием Дэвида. Отец звонит своей жене, умирающей от беспокойства,
и покидает вечеринку вместе с другими гостями, чтобы известить полицию
об исчезновении сына. Каделл встревожен многочисленными двусмысленными
признаками и намеками-увеличивающейся бледностью Филиппа, расставленным
капканом для двух бывших влюбленных Кеннета и Джанет, отказом Шо открыть
сундук, обнаружением шляпы Дэвида, которую ему подала горничная вместо
его собственной. Он возвращается в квартиру Шо под ложным предлогом и
начинает разговаривать о Дэвиде. Шо принимает игру и подпитывает его подозрения.
Каделл объясняет, как, по его мнению, совершается убийство (текст этого
эпизода взят из фильма «Подозреваемый» Роберта
Сьодмака 1944 года). Он показывает веревку, которой могло быть совершено
преступление и которой Шо, провоцируя, перевязал книги, приготовленные
для отца Дэвида. Филипп, выведенный из себя игрой в кошки-мышки, бросается
на револьвер, который Шо несколькими мгновениями ранее достал из своего
кармана. Каделл пытается выбить его из рук Шо. Выстрел легко ранит Каделла,
но тому удается выхватить револьвер. Он открывает сундук. То, что он там
видит, как говорит Шо, есть продукт его теорий. Потрясенный, Каделл несколько
раз стреляет в окно. Встревоженные люди на улице вызывают полицию. Слышится
сирена приближающейся полицейской машины. Три человека, находящиеся в
прострации, ждут прибытия полиции в квартире Шо…
В картине можно усмотреть критику влияния фашистских идей на сознание
молодежи. Первый цветной фильм Альфреда Хичкока, первый из четырех с Джеймсом
Стюартом в главной роли («Окно во двор», 1954,
«Человек, который слишком много знал», 1956 и «Головокружение»,
1958), первый, где режиссер выступил со-продюсером. Один из самых серьезных
фильмов Хичкока. Картина построена по формуле, которая в течение более сорока
лет соблазняла публику всего мира: крайний формализм ставится на службу
сильным эмоциям, глобальным темам и связывается моралью. Поставить фильм
в одних декорациях всегда было мечтой многих великих режиссеров. Режиссеры
сороковых годов прошлого века (Фриц
Ланг, Отто Премингер, Роберт Сьодмак), культивировавшие в США этот прием,
довели его до весьма высокого уровня, используя статичные планы. Не удивительно,
что Альфред Хичкок, который рассматривал каждый свой фильм как немыслимую
затею, как упражнение в стилистике и возможность по-новому ошеломить зрителя,
пожелал воспользоваться этим приемом, чтобы поставить целый фильм. Фильм
снят не только в одних декорациях, но также длинными кусками и имеет всего
восемь монтажных склеек. Отто Премингер в свое время стремился к тому, чтобы
зритель вообще забыл о существовании кинокамеры. Здесь камера присутствует
с самого начала и до конца: она, как всегда у Хичкока-главный персонаж истории,
увлекающий за собой послушного и зачарованного зрителя. Можно отметить,
что пространственная «ограниченность», когда камера на колесиках перемещается
среди передвижных перегородок комнаты и мебели, считается одной из самых
существенных открытий в истории кинематографа. Она имеет одну единственную
цель: на новый манер подчеркнуть напряженную атмосферу, создаваемую интригой
картины. Ни один фильм Альфреда Хичкока, за исключением «Психоза»
(1960), не обладал настолько тяжелой и удушающей атмосферой. Обратите внимание
на макет Нью-Йорка, постепенно погружающегося в ночь, и на то, что отвратительность
и гнусность двух убийц соседствует с ужасающей посредственностью остальных
персонажей. Чувствуется, что Хичкок избегает давать им более значимые для
развития сюжета диалоги. Что касается профессора Каделла, то он в глазах
режиссера выглядит самым виноватым из всех присутствующих. С этой точки
зрения «Веревка»-исключительный фильм в карьере Альфреда Хичкока: зритель
не может однозначно оценить ни одного персонажа, кроме, может быть, мертвеца
в сундуке, который словно ждет, когда убийц разоблачат. Картина занимает
центральное место в ряду хичкоковских работ, потому что она консолидировала
традиционную общественную мораль и устранила все проявления морали индивидуалистической,
благоприятствующей формированию элитарной системы, которая отводит одному
индивидууму или группе индивидуумов особое место в обществе. Фильм также
подчеркивает ответственность интеллектуала, слова, писания, теории, парадоксы
которого должны рассматриваться и оцениваться им самим и другими с той же
серьезностью, что и его поступки. Можно даже сказать, что эта картина не
очень приятная. Но в этом другой секрет гения Хичкока: никто до него не
осмеливался быть таким серьезным, оставаясь таким развлекательным. Над сценарием
картины также работал знаменитый актер Хьюм Кронин («Тень
сомнения», 1943; «Призрак оперы»,
1943; «Седьмой крест», 1944; «Почтальон
всегда звонит дважды», 1946; «Клеопатра», 1963; «Кокон»,
1985; «Батарейки в комплект
не входят», 1987; «Кокон-2»,
1988; «Комната Марвина», 1996). Картина поставлена по пьесе Патрика Хэмилтона
«Compulsion» и основана на реальном случае из судебной практики. Двое студентов
чикагского университета Леопольд и Лоэб совершили такое убийство. Обратите
внимание на эпизод, в котором Филипп роняет стакан и ранит руку. Две минуты
спустя его ладонь оказывается цела и невредима. Бюджет фильма составил 1,
5 миллиона долларов.