
















Субшах Нагре-местный индийский авторитет. Он, как может,
пытается на своей территории сохранить дух справедливости и неприятия
зла. Арабские мафиози, не получив его согласие на деятельность в его владениях,
вступают в открытую конфронтацию. В центр этого конфликта оказывается
вовлечен Шанкар, сын Субхаша, недавно приехавший из Америки. Субхаш, понимая,
что началась схватка не на жизнь, а на смерть, уговаривает Шанкара вернуться
в Америку, но тот не хочет оставлять отца в трудную минуту…
Прототипом главного героя являлся Бал Кешав Такерей (1926-2012)-индийский
журналист и ультраправый политик. Основатель и бессменный лидер влиятельной
маратхской индуистской партии «Шив сена» (1966-2012). Крайний националист,
активный антикоммунист и антиисламист. Обладал серьезным политическим
и административным влиянием в штате Махараштра, во второй половине 90-х
годов прошлого века контролировал региональное правительство. Считается
авторитетным идеологом индийских правонационалистических сил. Родился
в семье известного писателя и общественного деятеля Кешава Такерея, выступавшего
за создание самоуправляемой маратхской общности со столицей в Бомбее.
С юности Такерей проникся этой идеей. В 1960 году после кровопролитных
столкновений штат Бомбей был разделен по языковому признаку на Махараштру
и Гуджарат. Создание маратхской Махараштры явилось победой движения, в
котором участвовали отец и сын Такереи. В молодости Такерей работал художником-карикатуристом
в бомбейском издании «Free Press Journal». В 1960 году он стал издавать
ежедневную газету «Marmik». В редакции сотрудничал с профсоюзным активистом
Джорджем Фернандесом-видным деятелем социалистической оппозиции, будущим
многократным министром. Правый националист Такерей и социалист Фернандес
расходились в политических взглядах, но консолидировались как журналисты-профессионалы,
оппозиционные правящему правительству. В 1966 году Такерей учредил партию
«Шив сена». Идеологическими принципами партии являлись ультранационализм
и антикоммунизм, главной практической задачей-обеспечение преимущественных
прав коренных жителей региона и максимальное самоуправление штата. Партия
активно противодействовала трудовой миграции в Мумбаи из других регионов
страны. Ораторские данные Такерея привлекли в «Шив сена» немалое количество
безработной молодежи. Партийные активисты совершали нападения на работодателей,
устраивали избиения и поджоги, добиваясь приоритета при трудоустройстве
для этнических маратхи. «Шив сена», исповедовавшая идеологию хиндутва
в крайней националистической версии, находилась в жесткой оппозиции центральному
правительству Индии во главе с Индирой Ганди. В то же время партия вела
активную борьбу с коммунистами, сумев вытеснить просоветскую и прокитайскую
коммунистические партии из бомбейских профсоюзов. В противоборстве с коммунистами
боевики «Шив сена» применяли насильственные методы. Предполагается, что
на этом этапе «Шив сена» пользовалась негласной поддержкой правительства
Индии, заинтересованного в ослаблении бомбейских коммунистических организаций.
В СССР именно «Шив сена» рассматривалась как «ударный отряд реакции».
Этому способствовали выступления Такерея в духе ультраправого радикализма.
Такерей неоднократно высказывал позитивное отношение к Гитлеру. Экстремистские
установки и практика «Шив сена», равно как авторитарный стиль Такерея,
не способствовали коалиционным связям. Существенно было и то, что во главе
правой оппозиции стоял Морарджи Десаи-в 50-х годах прошлого века главный
министр штата Бомбей, ответственный за расправы с участниками маратхского
движения. Однако партия Такерея сыграла заметную роль в предвыборной кампании
правой коалиции и победе Бхаратия джаната парти на парламентских выборах
1977 года. Наибольшего влияния «Шив сена» и лично Такерей достигли к середине
90-х годов. В 1995 году «Шив Сена» одержала победу на выборах в региональный
парламент Мумбаи. В 1995-99 годах Такерей являлся фактическим главой местного
правительства, хотя формально не занимал министерских постов. Именно тогда
Бомбей был переименован в Мумбаи-в порядке топографической и общекультурной
национализации. В 1999 году судебное решение отстранило Такерея от каких-либо
выборных должностей сроком на шесть лет. Основанием являлись обвинения
в подкупе избирателей. Такерей не признал себя виновным. Он по-прежнему
выступал с позиций этноконфессионального шовинизма, призывая индусов-маратхи
добиваться преимущественных прав на государственные должности. Такерей
и его партия постоянно обвинялись в разжигании межконфессиональной розни
и насилии в отношении индийских мусульман. Особенно крупный масштаб приняли
бомбейские погромы в 1992-93-х годах. После 2001 года Такерей стал позиционироваться
как сила, противостоящая исламистскому терроризму. Он призывал создавать
индусские отряды отряды смертников. Призыв встретил отклик среди отставных
военных. Националистические боевики организовали патрулирование индо-пакистанской
границы. Такерей также призывал к депортации из Индии нелегальных мусульманских
иммигрантов и к введению визового режима с Бангладеш. При этом Такерей
отвергал обвинения в разжигании розни и подстрекательстве к расправам.
Такерей демонстративно солидаризировался с мусульманскими протестами против
террористических актов в Мумбаи 11 июля 2006 года и выразил восхищение
ими. Но такого рода высказывания не меняли принципиальной установки Такерея
и его партии: «Индостан для индусов!». В 2008 году Такерей возглавлял
кампанию за установление квот государственной службы в Махараштре для
коренного населения жителей штата. Эта позиция привела к беспорядкам и
столкновениям жителей Мумбаи с выходцами из штата Бихар. Для стабилизации
положения потребовалось вмешательство центрального правительства. Представители
властей в своих выступлениях приравнивали «Шив сена» к террористическим
движениям. Возмутительное поведение Такерея привело к расколу в партийном
руководстве и отделению делийской организации. Такерей и «Шив сена» вели
борьбу не только против коммунизма и ислама, но и против западных культурных
влияний, чуждых индуистским началам. В частности, боевики-националисты
нападали на празднующих День святого Валентина. Наибольший резонанс получил
инцидент в Мумбаи 14 февраля 2006 года. Такерей вынужден были принести
извинения за действия своих активистов. Однако Такерей продолжал выступать
против празднования 14 февраля. Этот вопрос имеет для индуистских националистов
принципиальную важность. В партии «Шив Сена» так или иначе состояли почти
все члены семьи Такерея. В середине 2000-х годов произошел конфликт между
сыном основателя партии Удхавом и племянником Раджем. Лидерство в «Шив
Сена» унаследовал Удхав Такерей. Радж Такерей учредил новую партию, идейным
авторитетом которой также считается Бал Такерей. Весть о кончине Бала
Такерея привела к закрытию присутственных мест и коммерческих учреждений
Мумбаи. Войска и полиция штата были приведены в состояние повышенной боевой
готовности. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх призвал сохранять спокойствие
и отдал должное заслугам Такерея, своего политического противника. Похороны
Бала Такерея 18 ноября 2012 года имели государственный статус. Присутствовали,
по разным оценкам, несколько миллионов человек (называются цифры от 1
до 20 миллионов). Отмечалось, что предыдущие похороны официального публичного
статуса в Бомбее проходили в 1920 году, когда скончался национальный герой
Индии Бал Тилак. Бал Такерей считается своего рода гуру индийских правонационалистических
сил. Подражание фильму «Крестный отец» (1972). Было снято два продолжения
в 2008 и 2017 годах. Индийская киноакадемия вручила картине свой приз
за лучшего актера второго плана (Абхишек Баччан), а номинировала его отца
Амитабха Баччана как лучшего актера. Бюджет картины составил 150 миллионов
индийских рупий.