
















Эжен Видок, рожденный в тюрьме, посвятил первые тридцать лет своей жизни всевозможным
преступлениям: особенно он преуспел в деле обольщения женщин, однажды украв
подвязку с рубинами у любовницы шефа полиции. Проведя два года в наполеоновской
армии, где он и его верный помощник Эмиль скрывались от преследований полиции,
двое авантюристов замышляют ограбить старую маркизу де Пьермон, перед которой
Эжен Франсуа разыгрывает истинного джентльмена, родственника некогда знакомого
ей, а ныне почившего барона Видока. По иронии судьбы, зятем маркизы оказывается
месье Рудольф, министр полиции Франции, что подает месье Видоку новую дерзкую
идею: стать шефом полиции вместо недалекого месье Рише и устроить ограбление
Парижского банка…
Настоящий Эжен Видок был авантюристом и дерзким юношей, который часто сидел
в тюрьме, в основном за мелкие кражи. Он прекрасно служил в армии и сражался
в первых сражениях войн за независимость в 1792 году. Он был нанят правительством
в 1809 году за его опыт и знание преступности и помог создать полицию безопасности
(police desurete) во Франции. В 1832 году его уволили за то, что он якобы планировал
кражу, и он создал частное полицейское агентство. Это стало образцом для современных
частных детективных фирм. В более позднем возрасте Видок опубликовал два тома
своих мемуаров. Согласно Британской энциклопедии, он дружил с несколькими ведущими
авторами того времени-Гюго, Бальзаком, Дюма и другими. В 2001 году был снят
фильм «Видок».
Эжен Франсуа Видок (1775-1857)-французский преступник, ставший одним из первых
современных частных детективов и «отцом» уголовного розыска в его современном
виде. Большая часть информации о Видоке почерпнута из автобиографии, написанной
«литературным негром». Согласно ей, Видок родился в ночь с 23 на 24 июля 1775
года во французском городе Аррасе. Его отцом был пекарь. В возрасте 14 лет он
вскрыл кассу отца и украл деньги, после чего бежал из города. Первоначально
он намеревался отправиться в Америку, но потратил все деньги на актрису, даму
легкого поведения. В конце концов, через год он вынужден был вступить в Бурбонский
полк. Он был далеко не идеальным солдатом: позже он вспоминал, что участвовал
в 15 дуэлях, убил двух противников и подвергался множеству дисциплинарных взысканий.
В ходе войны Франсуа вынудили перейти на сторону австрийцев, но, не пожелав
сражаться против своих, он перед битвой притворился больным. В ходе Французской
революции Видок, по его собственному заявлению, спас двух дворянок от гильотины,
но впоследствии сам был арестован. Его спас отец, обратившись за помощью к семье
Шевалье. Франсуа влюбился в их дочь Луизу и женился на ней, когда она притворилась
беременной. Узнав о ее любовнике-офицере, Видок уехал в Брюссель по фальшивым
документам, где ухаживал за баронессой старше его по возрасту и был членом банды
налетчиков. Переехав в Париж, он потратил все деньги на женщин легкого поведения
и переехал в пограничный город Лилль, где начались его отношения с некой Франсиной.
Однажды, застав ее с любовником, Видок избил его, за что был посажен на три
месяца в Башню Святого Петра. Там он встретил крестьянина Себастьяна Бутателя,
осужденного на шесть лет за кражу хлеба и тяжело переживавшего разлуку со своей
большой семьей. Впоследствии Себастьян был освобожден по поддельному прошению,
составленному его сокамерниками Гербо и Груаром. Видок отрицал свою причастность
к этому (по его словам, Гербо и Груар лишь пользовались его камерой, не посвящая
его в суть дела). Сокамерники же утверждали, что именно Франсуа был зачинщиком.
Видока и Гербо осудили на 8 лет исправительных работ, но Франсуа с помощью раскаявшейся
Франсины сбежал из Брестской тюрьмы, переодевшись полицейским инспектором. В
1798 году он переехал в Нидерланды, где помогал каперу Фромантену грабить английские
суда. В Остенде был вновь арестован и отправлен в тулонскую тюрьму под строгой
охраной, откуда сбежал благодаря помощи другого заключенного. Перепробовав множество
профессий, Видок не раз попадал в тюрьму, бежал и снова оказывался за решеткой,
за что был прозван «королем риска» и «оборотнем». В 1799 году Видок бежал из
тюрьмы в очередной раз и 10 лет жил в Париже. Шантажируемый бывшими соседями
по тюремной камере, он сделал решительный шаг: отправился в полицейскую префектуру
Парижа и предложил свои услуги. В 1811 году он сформировал особую бригаду из
бывших уголовников по принципу: «Только преступник может побороть преступление».
Во многом по этой причине о его конторе ходили плохие слухи, что не мешало ему
пользоваться расположением начальства. Бригада получила название «Сюрте» («Безопасность»).
Кроме розыска внес вклад в зарождение и становление трасологии и криминологии
(разработав стойкие чернила и гипсовую заливку следов обуви). Разработал систему
оперативного учета правонарушителей, ставшую впоследствии повсеместной и с незначительными
изменениями дошедшую до наших дней. Первым из полицейских руководителей стал
обращаться к представителям науки для проведения научно-технической экспертизы
обнаруженных вещественных доказательств и предметов с места преступления (в
частности, первой в истории баллистической экспертизы), стал проводить следственные
эксперименты для воссоздания картины преступления. Обладая широчайшими познаниями
преступного мира изнутри, реорганизовал криминальную полицию на манер тайной
политической с упором на негласные мероприятия с целью поимки злоумышленников
«на горячем», при попытке совершения преступления. Ввел практику повседневной
работы сотрудников полиции в штатской одежде, проведение следственных мероприятий
с подозреваемыми на контрасте. Также ввел практику сбора доказательственной
базы при помощи комплекса негласных мероприятий, ныне относящихся к легендированному
вводу, разведопросу и разведбеседе. Широко внедрил привлечение преступных элементов
к сотрудничеству с органами полиции как альтернативу немедленному привлечению
их к уголовной ответственности. Так или иначе идеи Видока в области организации
полицейской службы, стратегии и тактики полицейских мероприятий, были впоследствии
востребованы полицейскими структурами всех ведущих стран мира и в том или ином
виде практикуются по сей день. Эжен Франсуа Видок пробыл во главе «Сюрте» свыше
10 лет. Однако в 1827 был вынужден уйти в отставку. Почти сразу после отставки
Видок уселся за написание мемуаров. Издатель Тенон выплатил ему задаток-24 тысячи
франков. Опубликованные в 1827 году мемуары бывшего сыщика были переведены на
многие европейские языки, в том числе и на русский. Вновь был призван возглавить
«Сюрте» во время революционных выступлений 1832 года, после подавления которых
опять отставлен.
После окончательного ухода из полиции в 1833 году организовал «частную полицию»-собственное
«Бюро расследований» (первое в мире). Видок считается одним из первых профессиональных
частных детективов. Вершиной его карьеры стала должность руководителя канцелярии
министра иностранных дел и фактического главы правительства А. де Ламартина
во время Революции 1848 года. Однако с приходом к власти императора Наполеона
III отошел от дел.
История бывшего уголовника, ставшего сыщиком, привлекла внимание целого ряда
современных ему и более поздних беллетристов. Основатель детективного жанра
Эдгар По был знаком с деятельностью Видока, имя которого нередко упоминалось
в американской прессе. Он мог быть знаком с подлинными или подложными мемуарами
французского сыщика, публиковавшимися в США в тридцатые годы XIX века. Бесспорно
установлено, что он читал «Неопубликованные страницы жизни Видока, французского
министра полиции», печатавшиеся в сентябре-декабре 1838 года. В новелле «Убийство
на улице Морг» (1841) имеется прямое упоминание имени Видока и причем дается
не очень лестная характеристика его аналитических способностей: «У Видока, например,
была догадка и упорство, при полном неумении систематически мыслить; самая горячность
его поисков подводила его, и он часто попадал впросак». Эжен Сю использовал
в изданном в 1843 году романе «Парижские тайны» ряд сюжетов, участником которых
в реальности был Видок, но его имя в книге не упоминается, а героем их становится
центральный персонаж романа Родольф (сам Видок в ответ уже в следующем году
издал «Подлинные тайны Парижа», пытаясь отстоять свое видение этих историй).
Видока называют прототипом беглого каторжника Вотрена (Жака Коллена)-персонажа
нескольких произведений Бальзака, входящих в цикл «Человеческая комедия» и издававшихся
начиная с 1835 года. Вотрен в этих произведениях предстает человеком бесчестным
и жестоким, но вызывающим восхищение персонажей своим «стальным характером»;
так же, как и Видок, он проделал путь от преступника до защитника закона (в
«Депутате от Арси»). После смерти Видока его образ использовал Виктор Гюго при
создании сразу двух персонажей своих «Отверженных»-беглого каторжника Жана Вальжана
и безжалостного, одержимого одной целью полицейского инспектора Жавера. Одним
из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на
пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города
Диня монсеньор де Миоллис, принял последовательное участие в его судьбе после
освобождения, сначала дав приют, а потом-рекомендацию на работу. Морен оправдал
его доверие: он стал храбрым солдатом и пал в битве при Ватерлоо. Именно с Видоком
произошел описанный в романе случай спасения Вальжаном старого Фошлевана из-под
опрокинувшейся повозки. В 1860-е годы Эмиль Габорио использовал приключения
Видока для сюжетов своих книг о Лекоке-бывшем преступнике, ставшем сыщиком.
Черты Видока просматриваются в образах «вора-джентльмена» Арсена Люпена из произведений
Мориса Леблана, его «коллеги» Раффлза из рассказов Эрнеста Хорнунга и Саймона
Темплара из романов Лесли Чартериса. Видок под собственным именем неоднократно
встречается как второстепенный персонаж в более поздних произведениях. В американском
фильме «Скандал в Париже» (1946) образ Видока воплотил Джордж Сандерс. В конце
1960-х и начале 1970-х годов французское телевидение транслировало три детективных
сериала, в которых он выступил уже главным героем. В первом сериале (1967 год)
эту роль сыграл Бернар Ноэль, во втором и третьем (снятом совместно с канадскими
кинематографистами) его место занял Клод Брассер. В 2001 году Видок стал заглавным
героем одноименного французского кинофильма, где его роль исполнил Жерар Депардье;
сюжет фильма, однако, не имеет ничего общего с реальной деятельностью исторического
Видока. В 2018 году вышел художественный фильм режиссера Жана-Франсуа Рише «Видок:
Охотник на призраков», в котором главную роль исполнил Венсан Кассель. В России
имя Видока приобрело известность после того, как вышел русский перевод его мемуаров.
В апреле 1830 года Пушкин разместил (без подписи) в «Литературной газете» резкую
рецензию на эту книгу, в которой литературоведы усматривают завуалированные
выпады в сторону Фаддея Булгарина-консервативного литератора и редактора «Северной
пчелы». Примерно в это же время была пущена по рукам пушкинская эпиграмма «Не
то беда, что ты поляк», где тоже увязываются эти два человека:
Будь жид-и это не беда;
Беда, что ты Видок Фиглярин.
Эпиграмма была напечатана в булгаринском «Сыне отечества» 26 апреля в искаженном
виде-упоминание о «Видоке Фиглярине» из последней строки исчезло. В дальнейшем,
однако, эта формулировка появилась еще в нескольких пушкинских эпиграммах, а
также в эпиграмме Вяземского «Синонимы: гостиная, салон». После этого имя «Видок»
стало в России нарицательным, обозначая доносчика и шпиона, и в таком качестве,
в частности, фигурирует в более поздних эпиграммах.