
















Действие происходит в разрушенной Германии вскоре после окончания Второй мировой
войны. Семья Малик из Чехословакии в свое время была депортирована: отец и старшая
дочь погибли, а мать Ханна с младшим сыном Карелом были сосланы в Освенцим,
где их затем разлучили. Разлука так сильно ударила по психике Карела, что постепенно
он забыл все о своей прошлой жизни вплоть до личности. После войны он в числе
множества беспризорных детей, разлученных с родителями, проходит через руки
Администрации помощи и восстановления ООН (ЮНРРА). Работники этой организации
выясняют происхождение и судьбу этих детей, чтобы по возможности вернуть их
в семьи. Однако Карел на все вопросы отвечает лишь немецкое «Я не знаю», из-за
чего его не могут никак идентифицировать. Во время отправки в приют он и другие
дети отказываются сесть в кареты скорой помощи (у ЮННРА просто нет в доступе
свободных грузовиков): они все помнят, что в таких каретах немцы травили людей
газами. Когда же их уговаривают сесть, то в пути дети, учуяв выхлопные газы,
ошибочно думают, что их хотят отравить, и сбегают. Карел и еще один мальчик-француз
пытаются спастись от сопровождающих солдат вплавь по реке: француз, не справившись
с течением, погибает, а Карел прячется в камышах. Находят только его шапочку,
из-за чего Карела признают тоже погибшим. В конце концов, скитания приводят
его в дом американского военного инженера Стива, который начинает понемногу
«приручать» мальчика. Тем временем Ханна Малик, мать ребенка, уцелевшая в концлагере,
проводит свой поиск…
Бюджет фильма составил 250 тысяч долларов. Клинт Иствуд отметил, что игра Монтгомери
Клифта в этом фильме оказала на него наибольшее влияние как на актера. Всего
в этом фильме говорят и поют на семи языках. Ни для одного диалога не используются
субтитры. Первый американский фильм, снятый в разоренной Германии после окончания
Второй мировой войны. Это был второй фильм Монтгомери Клифта после «Красной
реки» (1948), но из-за того, что у вестерна был такой долгий постпродакшн, «Поиск»
был выпущен первым. Фред Циннеманн и Монтгомери Клифт совершили поездку по лагерям
помощи ООН, чтобы увидеть, какие травмы пережили дети, которых они будут изображать.
Просмотр немецких фильмов, снятых в реальных концентрационных лагерях, вызывал
у чувствительного Клифта рвоту. Второй фильм Монтгомери Клифта и первая номинация
на премию «Оскар». Монтгомери Клифт не был слишком очарован диалогом в сценарии.
Он усердно работал над своими репликами, находя наиболее естественные слова
и помогая сформировать свою запоминающуюся личность. Это не понравилось оригинальному
сценаристу Дэвиду Векслеру, который пригрозил судебным иском. Монтгомери Клифт
впервые появляется на 36-й минуте фильма. Монтгомери Клифт снялся за свою жизнь
всего в 17-ти фильмах, и в четырех из них он играл солдата. Кроме этого фильма,
это картины «Большой подъем» (1950), «Отныне и во веки веков» (1953) и «Молодые
львы» (1958). По прибытии в Европу для съемок Монтгомери Клифт жил в армейской
инженерной части и настаивал на том, чтобы носить армейскую форму. Европейская
премьера фильма состоялась в кинотеатре Empire на Лестер-сквер в Лондоне вечером
в среду, 2 ноября 1949 года, в присутствии Ее Величества Королевы Марии в помощь
Национальному обществу по предотвращению жестокого обращения с детьми. Тем не
менее, фильм не был выпущен в Великобритании до мая следующего 1950 года, более
чем через два года после его премьеры в Северной Америке. В 2014 году был снят
одноименный ремейк. Картина получила «Оскар» за лучший сценарий и юного актера
(Иван Яндл), а номинировалась за лучшую режиссуру и актера (Монтгомери Клифт).
На Венецианском кинофестивале картина номинировалась на главный приз. На международном
кинофестивале в Карловых Варах фильм номинировался на Гран-при. Также фильм
получил «Золотой глобус» за лучший сценарий и юного актера (Иван Яндл). Британская
киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» как лучшему иностранному фильму.