Чтобы
написать очередной роман, неудачливый писатель Джек Торранс соглашается
стать охранником отеля, закрытого на мертвый сезон. Директор отеля предупреждает,
что предыдущий сторож убил свою жену и двух своих дочерей, прежде чем
покончить жизнь самоубийством. Торранс размещается в отеле вместе со своей
женой и сынишкой Дэнни. Мальчик обладает экстрасенсорными способностями
и может общаться со своим призраком-двойником. Поначалу ничто не предвещает
беды. Однако постепенно писатель начинает сходить с ума, а снегопады тем
временем превращают отель в совершенно отрезанное от людей место. Прежде
чем уехать, шеф-повар Халлоран предупреждает Дэнни, что для тех, кто обладает
такими способностями, то есть являются «сияющими», пребывание в отеле
может закончиться неблагоприятно. И в самом деле, происходят странные
события. Торранс становится все более нервным и раздражительным. Семье
сумасшедшего писателя грозит смертельная опасность, поскольку Торранс
уже совсем ничего не понимает и гоняется за родными с топором в руках.
Дэнни телепатически предупреждает Халлорана. Когда тот возвращается, Торранс
убивает повара и хочет то же самое сделать с сыном. Но во время преследования
на улице он умирает от холода и снегопада…
Очаровательный фильм на тему парапсихологии и экстрасенсорики. Конец книги
Стивена Кинга, где взрывалась котельная, был переделан, так как показался
режиссеру слишком банальным. «Нужен конец, который публика не могла бы
предвидеть»-объяснял Стэнли Кубрик. Трехкратному обладателю «Оскара» (всего
11 номинаций) Джеку Николсону удалось поддерживать напряженное до самого
конца фильма. Здесь у него стояла одна актерская задача: показать нарастающее
безумие персонажа, оказавшегося в опустевшем на зиму «заколдованном» отеле.
В его персонаже нет игрового начала, в нем проявляется губительная сущность
бесповоротного ухода в безумие от реальной жизни (в данном случае-семьи),
чему свидетельство смерть в тупике ледяного лабиринта, откуда он не смог
выбраться. Во время съемок очень большое внимание уделялось не только
звуку, но и использованию камеры «steadicam». Стэнли Кубрик даже нанял
изобретателя камеры Гарретта Брауна, чтобы тот использовал ее по максимуму.
Режиссер увеличил количество эпизодов с движением камеры. А в зрелищных
сценах он, наоборот, предпочитал фиксированные планы. Вот так и родился
климат ужасный и тревожный, который присущ романам Стивена Кинга. Стэнли
Кубрику помогали делать фильм его жена и дочь. Комната, в которой происходили
невероятные события, имела номер 217, но владельцы отеля попросили создателей
картины заменить одну цифру, на 237, так как боялись, что будущие постояльцы
будут бояться останавливаться в этом «проклятом» номере. Оператором картины
был Джон Алкотт («Поезд ужасов», 1980;
«Повелитель зверей», 1982;
«Триумф человека по прозвищу
Конь», 1983). Интересно, что Стэнли Кубрик потратил много времени,
чтобы найти подходящий сюжет для своего нового фильма. Его секретарша
брала из огромного шкафа книгу, читала несколько минут, после чего ставила
книгу на место. Когда она начала читать роман «Сияющий» Стивена Кинга,
Кубрик моментально заинтересовался им. Узнав об этом, Кинг очень удивился,
так как начало книги было очень медленным и не имело ничего общего с разворачивающейся
в романе историей. Бюджет картины составил 22 миллиона долларов, а съемки
заняли почти 7 месяцев. Кубрик заставлял актеров смотреть картины«Головоластик»
(1977), «Ребенок Розмари» (1968) и «Изгоняющий
дьявола» (1973), чтобы добиться от них необходимого для съемок настроения.
Название «Сияющий» пришло из песни группы Джона Леннона и Йоко Оно «Plastic
Ono Band» «Instant Karma», а именно от слов припева «We all shine on».
Стивен Кинг сразу по выходу картины Стэнли Кубрика невзлюбил ее и, в конце
концов, переснял ее в 1997 году вместе со своим другом Миком
Гаррисом. Во время съемок этого фильма Кубрик как-то в 3 часа ночи
позвонил Стивену Кингу и спросил: «А ты веришь в Бога?» (разница во времени
между Англией и штатом США, где живет Кинг, составляет 5 часов). Снаружи
использовали вид настоящего отеля Timberline Lodge в Орегоне, но все внутренности
отеля и его задний вид построили на студии «Elstree Studios». Известный
своим тщательным подходом к съемкам, Кубрик в этом фильме установил рекорд
по дублям одной сцены: эпизод, где Халлоран объясняет Дэнни, что такое
«сияние», снимали 148 раз. Сцену, в которой из лифта выливается кровь,
снимали три раза почти год, а подготовка к каждому дублю занимала 9 дней.
На роль Джека Торранса режиссер рассматривал Роберта Де Ниро (решив по
фильму «Таксист», что он не слишком психованный)
и Робина Уилльямса (решив по фильму «Mork and Mindy», что он слишком психованный).
Сам Кинг настаивал на кандидатурах Майкла Мориарти («Кетцелькоатль-крылатый
змей», 1982; «Смертельный десерт», 1985; «Тролль»,
1986) или Джона Войта. Съемочную площадку, где снимали этот фильм, впоследствии
облюбовал Стивен Спилберг
для картины «Искатели затерянного
ковчега» (1981) под гробницу, наполненную змеями, куда падают герои.
Шестилетний Дэнни Ллойд до 13 лет не подозревал, что снимался в фильме
ужасов, полагая, что это была семейная драма. Бросание теннисных мячей
по отелю было идеей самого Николсона, в сценарии было просто написано
«Джек не работает». Начальная сцена, когда машина едет по горной дороге
к отелю, была позаимствована Ридли
Скоттом для хэппи-энда своего фильма «Бегущий
по лезвию бритвы» (1982). Для создания финального снежного лабиринта
понадобилось 900 тонн соли и пены. Анжелика Хьюстон, которая в то время
жила с Джеком Николсоном, вспоминала, что актер приходил домой после съемочного
дня, шел прямиком к постели, ложился и мгновенно засыпал. На съемочной
площадке не было кондиционера и было очень жарко, поэтому актеры, едва
снявшись в эпизоде, сразу бежали раздеваться до нижнего белья. Кубрик
снимал фильм в хронологическом порядке, что потребовало, чтобы все декорации
к тому времени были сооружены, освещены и готовы к съемкам. Для этого
пришлось задействовать все съемочные площадки студии. В сцене бала Кубрик
попросил статистов только открывать рты, а не кивать головами. Сцену,
в которой Джек кидает теннисный мяч в стену, а тот отскакивает прямо в
камеру, снимали несколько дней, пока кинутый мяч не попал точно в объектив
камеры. Роль бармена Ларри должен был играть Гарри Дин Стэнтон, но он
был в это время занят на съемках картины «Чужой»
(1979). Скэтмен Кротерс был другом Николсона и когда узнал о роли Халлорана,
то попросил его убедить Кубрика отдать роль ему. Из-за того, что работа
над фильмом продолжалось так долго, были отложены съемки картин Уоррена
Битти «Красные» (1981) и Стивена Спилберга «Искатели затерянного ковчега»,
которые также должны были проходить на студии «Elstree Studios». Создатель
камеры «Steadicam» Гарретт Браун не подозревал, что съемки так затянутся,
а ему нужно было работать над картиной «Рокки-2» (1979), поэтому Брауну
пришлось каждую неделю летать между Лондоном, где снимался «Сияющий» и
Филадельфией, где свой фильм снимал Сильвестр Сталлоне. Идея движения
пальцем Дэнни в моменты, когда он разговаривает с Тони, была его собственной
и получилась спонтанно во время первых проб. Сцену с катящимся среди игрушек
Дэнни теннисным мячом снимали 50 раз. Сцену в конце фильма, когда Уэнди
спускается с лестницы с ножом, снимали 35 раз: за это время она могла
спуститься с Empire State Building. Стивен Кинг не знал, что «Redrum»
означает «убийство» задом-наперед, пока не напечатал его. Ему понравилось!
Уэнди машет бейсбольной битой 41 раз. После прочтения сценария Джек Николсон
предложил на роль своей жены Уэнди Джессику Ланж, которая нравилась Стивену
Кингу, в отличие от Шелли Дювалль. Картина снималась на той же студии,
где в это время работали над проектом «Империя наносит ответный удар»
(1980). Сцену убийства Джеком Халлорана (69-летнего Скэтмена Кротерса)
снимали 40 раз. Дэнни произносит слово «Redrum» 43 раза, прежде, чем просыпается
его мать. На экране происходит всего одно убийство. Сцену преследования
Джека Дэнни в лабиринте снимали месяц. Часто во время этих дублей члены
съемочной группы действительно терялись в лабиринте и были вынуждены использовать
рации, чтобы выбраться к людям. Академия фантастических фильмов, фэнтази
и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн»
за лучшего актера второго плана (Кротерс), а номинировала за лучшую режиссуру,
музыку и как лучший фильм ужасов года. Также фильм номинировался на анти-приз
«Razzie» за худшую актрису (Дювалль) и худшую режиссуру. В прокате США
картина собрала 44 миллиона долларов и еще 31 миллион выручила за право
использования на территории США.