
















В северно-сербском регионе Войводина всегда жили разные
народности-сербы, венгры, словаки, словенцы, а также цыгане, которые воспринимались
все-таки как маргиналы по сравнению с другими местными обитателями. Привлекательный
цыган Бора из маленького городка Сомбор, что находится почти на границе
с Венгрией, был скупщиком гусиных перьев, соперничая за эту территорию
с более старшим по возрасту Миртой. Несмотря на то, что Бора женат и имеет
детей, большую часть времени проводит в пьянках, игре в карты и любовных
авантюрах с посторонними женщинами, прежде всего-с цыганской певицей Ленкой.
Кроме того, он влюблен в Тису, пытаясь отбить ее у Мирты, который сам
строит планы на счет молодой девушки, хотя Тиса является дочерью его бывшей
жены, но рожденной в другом браке. Вражда между Борой и Миртой из-за одного
и того же объекта страсти приводит к весьма драматическим последствиям…
Это фильм о балканских цыганах, и режиссер фильма-югослав Александр Петрович-звезда
кинофестивалей шестидесятых годов двадцатого века-30 лет назад занимал
в киномире ту же нишу, что сегодня Кустурица. Войводина. Цыгане. Безрадостный
быт и отчаянные страсти с развлечениями в фолк-стиле. Местный бизнес-перепродажа
гусиных перьев-на редкость наглядно соответствует менталитету и образу
жизни героев фильма. Ведь с одной стороны пух «мягок, как душа», но с
другой, когда его развеет, то очень уж похоже на летний снег, явление
коварное, зловредное и быстро проходящее. Столь же нелепы, по крайней
мере, на первый взгляд, и очень многие из происходящих в ленте событий.
Секрет этого-в сочетании природной импульсивности с одновременным следованием
вековым традициям, многие из которых в современных условиях выглядят полными
анахронизмами. А в результате даже, казалось бы, безобидные вещи порой
приводят к подлинным трагедиям. Вот и в данном случае могла получиться
красивая романтическая история, но, увы.
Это, безусловно, лучшая работа режиссера Александра Петровича, к тому
же признанная Югославской киноакадемией в 1996 году (увы, уже после смерти
постановщика в 1994 году в Париже) второй по счету среди лучших сербских
лент всего послевоенного периода. Цыганская приземленно-бытовая, а порой
и грубо-криминальная история рассказана удивительно поэтично и проникновенно,
что позволяет современным зрителям убедиться: несомненный талант другого
югославского автора Эмира Кустурицы возник отнюдь не на пустом месте.
Хотя Кустурица пошел дальше Петровича и смог, в отличие от него, очень
своеобразно вписаться в иностранный кинематограф. Фильм «Скупщики перьев»
(на Западе был известен под более красивым названием «Я видел даже счастливых
цыган», позаимствованным из неоднократно звучащей в нем цыганской песни
«Джелем, джелем») не был обделен вниманием далеко за пределами Югославии.
Он удостоился специальной премии жюри на Каннском фестивале и номинирован
в США на «Золотой глобус» и «Оскар» (тогда награда американской киноакадемии
досталась не менее прославленной чехословацкой картине «Поезда под пристальным
наблюдением» Иржи Менцеля). А сам Александр Петрович стал в дальнейшем
снимать при поддержке европейских продюсеров-«Скоро будет конец света»,
«Мастер и Маргарита», «Групповой портрет с дамой» и «Мигранты». Но эти
произведения не вызвали такого художественного резонанса, как «Скупщики
перьев». Главное же-режиссер работал в подчас совершенно разной стилистике
в пределах даже одной ленты, что особенно заметно в весьма неровной и
спорной экранизации романа Михаила Булгакова. А фильм «Мигранты», снимавшийся
долго и с немалыми сложностями, оказавшись финальным творением 60-летнего
сербского мастера кино, сошелся по воле судьбы в программе Каннского фестиваля
1989 года вместе с «Временем цыган» Эмира Кустурицы. И более молодой босниец
как раз отвоевал в тот момент для себя персональное место в мировом кинематографе
чуть ли не с эксклюзивным правом на дальнейшее представление цыган на
экране.
Лучший сербский фильм периода 1947-95 годов. Картина номинировалась на
«Оскар» и «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм. На международном
кинофестивале в Салониках картина номинировалась на Гран-при. На Каннском
кинофестивале картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь», а получила
приз ФИПРЕССИ и специальную награду. На кинофестивале в Пуле картина получила
Гран-при, а также призы за лучшую режиссуру и актера (Беким Фехмиу и Велимир
Живойнович).
Из журнала «Искусство кино». Новый фильм Александра Петровича в югославской
прессе рассматривается как явление уникальное: за исключением трех профессиональных
актеров, все остальные роли исполняют цыгане, никогда не снимавшиеся в
кино. Некоторые из них даже неграмотны, как Гордана Иванович, играющая
героиню фильма-Тису. Судьба этой девушки, стремящейся вырваться из бедности
цыганского поселка, мечтающей стать певицей в городских кафе, судьба лихого
парня по имени Белый Бора, который торгует перьями, собирая их по деревням,
знакомство и встреча этих двух людей составляют событийный стержень картины.
Постепенно он обрастает эмоционально емкими, документальными по изобразительной
фактуре эпизодами удалого, несколько истеричного цыганского веселья, эпизодами
жестоких, порой беспощадных столкновений и конфликтов. Режиссер, по его
словам, стремился снять «суровый фильм, потому что сама жизнь цыган сурова
и тяжела», но картина эта отнюдь не этнографический очерк, в ней нет стремления
к объективно точной фактографии: «Я хотел сделать фильм, где общественное,
психологическое, духовное состояние цыган понималось бы как символ поэтической
человеческой судьбы, фильм, который подчеркивал бы связь этих героев с
судьбой поэзии вообще». На фестивале в Каннах, где фильм демонстрировался
под названием «Я даже видел счастливых цыган», ему была присуждена специальная
премия жюри.