Когда
вышел из строя важный спутник, оказалось, что починить его может лишь
американский астронав-пенсионер, который так никогда и не слетал из-за
интриг начальства в космос. Поняв, что боссы НАСА у него в руках, он соглашается
все исправить-но только в том случае, если сам полетит на орбиту вместе
с такими же неудачниками. Он еще не знает, что ему придется не только
чинить какой-то спутник, а спасти весь мир. Фильм начинается в 1958 году,
когда Уилльям Хоукинс, летающий на экспериментальном самолете, ошибается
в пилотировании. Вместе со своим напарником, Фрэнком Корвином, им удается
спастись, но самолет падает на землю. Они должны были стать первыми людьми
в космосе, но руководитель полетов из-за этого инцидента отклоняет их
кандидатуры. Наше время. Русский спутник (намек на «Союз» или «Мир») сходит
с орбиты и направляется к Земле. Есть только пять недель для того, чтобы
что-то предпринять. Русский посол уведомляет НАСА, что потеря этого спутника
связи будет для страны большой потерей. Дело в том, что компьютерный «код»
сорок лет назад был украден КГБ у американцев, и в живых остался только
один человек, знакомый с ним-Фрэнк Корвин. Вместо того, чтобы попытаться
научить молодежь этому «коду», герой настаивает, чтобы в космос отправились
он и его друзья, Джерри О’Нил и Тэнк Салливан, а также Хоукинс, которые
лишились этой возможности много лет назад, когда были простыми летчиками-испытателями.
Наши герои отправляются в космос, стыкуются со спутником и быстро выясняют,
что он предназначен вовсе не для связи, а имеет на своем борту шесть ядерных
боеголовок, нацеленных на самые крупные города США. Теперь перед ними
стоит задача отправить спутник в открытый космос. Однако самый молодой
член команды ломает затвор шлюза и автопилот. Остается только одна возможность
спасти планету. Уилльям Хоукинс, который знает, что умирает от рака, включает
двигатели и вручную пилотирует русский спутник в открытый космос, направляясь
к Луне. Трое оставшихся космонавтов отправляются обратно к Земле. Дома
Фрэнк Корвин и его жена смотрят на Луну и мечтают-а что, если их товарищ
добрался туда. Заканчивается фильм юмористическим эпизодом, показывающим
Хоукинса на Луне…
Из названия фильма следует: мы имеем дело с вестерном. И, несмотря на
то, что в картине никто ни в кого не стреляет, все прочие атрибуты жанра
соблюдены: фильм изобилует героическими личностями и величественными панорамами
первозданного космоса. Главное достоинство фильма не спецэффекты и совсем
не сюжет. Фирменный его знак-добродушный, беззлобный юмор. Поистине стариковский.
Им фильм пропитан насквозь. Правда, периодически его терпкий вкус отбивает
излишний пафос или неуместная сентиментальность, но воспринимаются эти
добавки именно в качестве неудачной приправы. Поэтому стержнем фильма
становится не сам по себе космический полет ветеранов и не реализация
их золотой мечты, а человеческие отношения, которые возникают между членами
экипажа, а также между старичками и молодыми астронавтами. Вот вам пример.
Молодые посылают за обедом на стол старичков препарат для повышения либидо.
Старички не остаются в долгу и преподносят молодым детское питание. Первоначально
вместо Томми Ли Джонса должны были играть или Джек Николсон или Шон
Коннери. Картина провалялась бы на полке целую вечность, если бы не
полет 77-летнего Джона Гленна в космос на борту «Discovery» в конце 1998
года, который повторно пробудил общественный интерес к космической программе,
и соответственно интерес студии к проекту (хотя сценарий был у Иствуда
намного раньше). При съемке одной из сцен Джеймс Гарнер сломал руку. Спецэффекты
сделаны компанией «ILM». Весьма стандартны сцены подготовки к полету,
практически полностью дублирующие тренировки из картины «Армагеддон»
(1998). Весьма похож и сюжет: чтобы спасти мир, НАСА вынуждена обратиться
в связи со своей полной беспомощностью к «старым пенькам». Также фильм
буквально кишит клише и штампами из космических фильмов. Даже прекрасные
актеры, которые являются главной силой этого фильма, не могут оживить
примитивное действие. Несмотря на то, что авторов фильма консультировали
люди из НАСА, картина не избежала некоторых существенных неточностей и
неправдоподобностей с научной точки зрения. Академия фантастических фильмов,
фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн»
за лучшую режиссуру, актера (Иствуд) и как лучший фантастический фильм
года. Картина номинировалась на «Оскар» за лучший монтаж звуковых эффектов.
Премьера фильма состоялась на международном Венецианском кинофестивале.
Клинт Иствуд считается очень быстрым режиссером, снимающим до 35 сцен
за один день. При бюджете в 65 миллионов долларов картина в прокате США
собрала 90 миллионов.