1910
год. Поместье в Шотландии. Прикованный к инвалидному креслу профессор
Джон Хичкок-знаменитый хирург, приверженец оккультных наук. За ним ухаживает
молодой доктор Чарльз Ливингстон, единственный из его коллег, который
согласился вводить ему ядовитую сыворотку его приготовления. Ливингстон
является любовником молодой жены Хичкока, Маргарет. Та неоднократно просит
Чарльза освободить ее, убив ненавистного мужа. В конце концов, Чарльз
соглашается. Как ему говорил сам Хичкок-это проще простого, стоит лишь
не дать противоядия, которое обычно он принимает. После похорон Хичкока
нотариус оглашает завещание профессора. Маргарет получает дом, а вдобавок
к нему Катерину, беспокойную и сумасбродную горничную. Ценные бумаги и
драгоценности находятся в сундуке в приюте отца Оуэнса. Нужен ключ, чтобы
открыть сундук. Оставшись одни, Чарльз и Маргарет неистово его ищут. Катерина
говорит, что ключ остался в кармане одежды профессора. Чарльз открывает
гроб, обыскивает одежду уже начавшего разлагаться трупа и находит ключ.
Однако в сундуке находятся только не имеющие ценности научные бумаги.
Маргарет в нервном кризисе. Вскоре наводящие ужас события начинают преследовать
Маргарет. Шум цепей, Хичкок, появляющийся перед ней как зомби, в которого
она разряжает свой револьвер, капли крови, падающие с потолка на ее постель.
Чарльз и сам видит Хичкока, повешенного на чердаке. Маргарет слышит звуки
музыкальной шкатулки, которую заводил муж, когда хотел вспомнить их счастливое
прошлое. Катерина, обладающая сверхъестественными способностями, разговаривает
с Хичкоком и заявляет, что все его состояние находится под гробом. Маргарет
спускается в склеп и обнаруживает сундук, вставленный в камень, который
поддерживает гроб. Она ранит руку, пытаясь его открыть, и с ужасом обнаруживает,
что внутри находится лишь голова трупа. Чарльз хочет покинуть дом. Маргарет
находит в его дорожном саквояже драгоценности Хичкока. Предательство приводит
ее в бешенство, и она полосует лицо своего любовника лезвием. Потом она
сжигает труп Чарльза и готовится покончить жизнь самоубийством, выпив
яд. В это время появляется профессор Хичкок. Но это не призрак. Он ходит
и кажется совершенно здоровым. Оказывается, профессор уже давно не болен.
Он принял из рук Чарльза лекарство, вызывающее сон, похожий на смерть.
Чтобы отомстить любовникам, он придумал и осуществил эти феномены. Хичкок
говорит, что это он подложил драгоценности в саквояж Чарльза. Тот по-настоящему
любил Маргарет и не был способен на предательство. Катерина помогала профессору
осуществить зловещую месть. Хичкок говорит, что замок сундука, о который
поранилась Маргарет, он смазал ядом курары. Вскоре яд начинает действовать
и парализует Маргарет. Хичкок прощается с женой. Он удаляется, довольный
своей свободой и свершившейся местью. Перед уходом из комнаты Хичкок выпивает
стакан с ядом, приготовленным Маргарет для себя, думая, что там находится
джин. Вдруг Маргарет начинает смеяться как сумасшедшая. Появляется полиция.
Хичкок умирает, зажатый в тайном проходе за библиотекой. Как повторял
отец Оуэнс: «Дьявол еще более могуществен, когда в него не веришь»…
Третий псевдо-британский фильм Рикардо Фреды, снятый под псевдонимом Роберт
Хэмптон. Режиссер взял псевдоним для своих фильмов ужасов из-за провала
фильма «Вампиры» (1957) итальянского производства.
«Призрак» представляет собой самую большую удачу режиссера в этом жанре.
Хотя фильм «Вампиры» был более оригинальным и новаторским в историческом
плане. А первый фильм о профессоре Хичкоке («Ужасный
секрет доктора Хичкока», 1962), продолжением которого «Призрак» не
является, позаимствовав только персонаж полубезумного медика, был более
удивительным смелостью своего сценария, основанного на теме некрофилии.
Но уже в этой картине искусство мастера фильмов ужасов достигло своей
вершины. Рикардо Фреда всегда бежал от простоты и скромности как от чумы.
Поэтому его фильмы просто кишат эффектами, как в драматическом развитии,
так и в эстетическом и визуальном плане. Лирические тенденции, чувственность
и сентиментальность поглотились неистовством и исступлением, обновив внутренний
аспект устаревшего сценария. Например, сцена, когда Барбара Стил ударами
лезвия полосует лицо своего возлюбленного, то его кровь капает, на сюрреалистический
манер, прямо в объектив камеры. Что же касается цвета, то Фреда использовал
его с той же эффективностью контраста, как ранее черное и белое. Аккуратность,
присущая декорациям и мельчайшим аксессуарам, движения камеры, обстановка
вокруг дома, странное лицо с окаменевшим взглядом Барбары Стил помогают
настоящему любителю фильмов ужасов попасть в таинственный и дьявольский
мир, где Сатана воздействует на персонажей не только толкая их в привычные
пороки-скупость, ревность, алчность, зависть, дух мести-но и мучая их
ностальгией по утерянному раю и счастью.