Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ИСТОРИЯ ПЬЕРЫ»
(Storia di Piera)

Франция-ФРГ-Италия, 1983, 105 мин., «Faso Film/Sara Films/Ascot Film»
Режиссер Марко Феррери, сценаристы Пьера Дели Эспости и Дачия Марайни
В ролях Изабель Юппер, Ханна Шигулла, Марчелло Мастроянни, Беттина Грюн, Анжело Инфанти, Таня Лоперт

Красивая девочка Пьера была желанным ребенком в обеспеченной семье. Однако ее мать, Евгения, не отличалась высокой нравственностью, и была способна заняться любовью с первым встречным привлекательным мужчиной. Отец девочки хотел сохранить семью, и долгое время закрывал глаза на выходки жены. Пьера мечтала стать актрисой, но наследственность матери начинает сказываться….
Эта картина способна удивить даже преданных поклонников признанного итальянского киномастера. Все уже, кажется, привыкли к скандальным историям Марко Феррери о животных инстинктах людей и медленно агонизирующем человечестве, которое возлежит почти бездыханно на собственных экскрементах. И в ленте «История Пьеры» тоже есть сцены, смущающие обывательское сознание-Эуджения, жизнелюбивая и легкомысленная женщина, ведет раскованный образ жизни, не обращая внимания ни на слабовольного и ущербного мужа Лоренцо (между прочим, он-коммунист), ни на малолетнюю дочь Пьеру, которая испытывает любопытство и неудовлетворенную тягу к естеству своей матери. Став уже взрослой, Пьера увлекается театром, имеет лесбийскую связь при наличии жениха, жалеет опустившегося, больного отца, перед которым она раздевается по его просьбе, а в финале вместе с матерью, обе обнаженные, они сливаются в поцелуе на берегу моря. В пересказе получается довольно извращенно и патологично, хотя Феррери, наверно, не был еще таким пронзительным лириком, импрессионистом человеческих переживаний, как в этом фильме (не под влиянием ли актрисы Пьеры Дельи Эспости, которая написала в 1980 году во многом исповедальный роман совместно с Дачией Мараини?!). К тому же действие воссоздано короткими мазками, распадается на цветовые пятна, вроде бы не имеющие отношения друг к другу, но при отдалении они сливаются в одно целое, не до конца ясное, проступающее сквозь пелену, угадываемое лишь по контуру. Подобным абрисом истинной сути очень странной картины Марко Феррери может быть его излюбленная мысль о дискредитации мужского начала в эпоху доминирования женской природы, которая еще способна возродить человечество, вернуть к первооснове жизни. Море, как общее материнское лоно для земного мира-постоянный финальный рефрен произведений итальянского постановщика в 1970-80-е годы. Культ матери вместо культа отца дает новый импульс потерявшему всякий смысл существованию. Для понимания ленты немалое значение также имеет занимаемое ею место в списке работ Феррери-между фильмами «Истории обыкновенного безумия» (там проститутка вдохновляет писателя на создание стихов, пока не кончает жизнь самоубийством в море, не будучи в состоянии выполнить миссию по рождению детей) и «Будущее-это женщина». В нем та же исполнительница роли проститутки, кстати, в реальности беременная Орнелла Мути, играет женщину, которая рожает ребенка, но все равно оставляет его на воспитание другой-в ее качестве выступает Ханна Шигулла, уже успев побывать беспечной матерью, не заботящейся о дочери в «Истории Пьеры», и сценарий вновь был написан Дельи Эспости и Мараини. Неспособные родить детей или воспитать их приравниваются друг к другу. Поэтому Пьера и ее мать Эуджения в финале-как две половинки одного существа, которое жаждет и боится жизни, так и не реализовав до конца свое подлинное женское начало. Этот «недостаток» отчасти преодолевается в картине «Будущее-это женщина», где героини словно дополняют друг друга. Но в их мире, тем не менее, нет места мужчине, который, выполнив свою «малую функцию», погибает в результате несчастного случая. А в «Истории Пьеры» немощный герой, примирившийся с ролью второго плана, оставлен доживать свой срок в доме для престарелых, не имея уже мужества покончить с собой, подобно другому персонажу Марчелло Мастроянни из ленты «Прощай, самец» Марко Феррери.