
















Красивая девочка Пьера была желанным ребенком в обеспеченной
семье. Однако ее мать, Евгения, не отличалась высокой нравственностью, и
была способна заняться любовью с первым встречным привлекательным мужчиной.
Отец девочки хотел сохранить семью, и долгое время закрывал глаза на выходки
жены. Пьера мечтала стать актрисой, но наследственность матери начинает
сказываться….
Эта картина способна удивить даже преданных поклонников признанного итальянского
киномастера. Все уже, кажется, привыкли к скандальным историям Марко Феррери
о животных инстинктах людей и медленно агонизирующем человечестве, которое
возлежит почти бездыханно на собственных экскрементах. И в ленте «История
Пьеры» тоже есть сцены, смущающие обывательское сознание-Эуджения, жизнелюбивая
и легкомысленная женщина, ведет раскованный образ жизни, не обращая внимания
ни на слабовольного и ущербного мужа Лоренцо (между прочим, он-коммунист),
ни на малолетнюю дочь Пьеру, которая испытывает любопытство и неудовлетворенную
тягу к естеству своей матери. Став уже взрослой, Пьера увлекается театром,
имеет лесбийскую связь при наличии жениха, жалеет опустившегося, больного
отца, перед которым она раздевается по его просьбе, а в финале вместе с
матерью, обе обнаженные, они сливаются в поцелуе на берегу моря. В пересказе
получается довольно извращенно и патологично, хотя Феррери, наверно, не
был еще таким пронзительным лириком, импрессионистом человеческих переживаний,
как в этом фильме (не под влиянием ли актрисы Пьеры Дельи Эспости, которая
написала в 1980 году во многом исповедальный роман совместно с Дачией Мараини?!).
К тому же действие воссоздано короткими мазками, распадается на цветовые
пятна, вроде бы не имеющие отношения друг к другу, но при отдалении они
сливаются в одно целое, не до конца ясное, проступающее сквозь пелену, угадываемое
лишь по контуру. Подобным абрисом истинной сути очень странной картины Марко
Феррери может быть его излюбленная мысль о дискредитации мужского начала
в эпоху доминирования женской природы, которая еще способна возродить человечество,
вернуть к первооснове жизни. Море, как общее материнское лоно для земного
мира-постоянный финальный рефрен произведений итальянского постановщика
в 1970-80-е годы. Культ матери вместо культа отца дает новый импульс потерявшему
всякий смысл существованию. Для понимания ленты немалое значение также имеет
занимаемое ею место в списке работ Феррери-между фильмами «Истории обыкновенного
безумия» (там проститутка вдохновляет писателя на создание стихов, пока
не кончает жизнь самоубийством в море, не будучи в состоянии выполнить миссию
по рождению детей) и «Будущее-это женщина». В нем та же исполнительница
роли проститутки, кстати, в реальности беременная Орнелла Мути, играет женщину,
которая рожает ребенка, но все равно оставляет его на воспитание другой-в
ее качестве выступает Ханна Шигулла, уже успев побывать беспечной матерью,
не заботящейся о дочери в «Истории Пьеры», и сценарий вновь был написан
Дельи Эспости и Мараини. Неспособные родить детей или воспитать их приравниваются
друг к другу. Поэтому Пьера и ее мать Эуджения в финале-как две половинки
одного существа, которое жаждет и боится жизни, так и не реализовав до конца
свое подлинное женское начало. Этот «недостаток» отчасти преодолевается
в картине «Будущее-это женщина», где героини словно дополняют друг друга.
Но в их мире, тем не менее, нет места мужчине, который, выполнив свою «малую
функцию», погибает в результате несчастного случая. А в «Истории Пьеры»
немощный герой, примирившийся с ролью второго плана, оставлен доживать свой
срок в доме для престарелых, не имея уже мужества покончить с собой, подобно
другому персонажу Марчелло Мастроянни из ленты «Прощай, самец» Марко Феррери.