Бланш Дюбуа, увядающая, но все еще привлекательная бывшая учительница английского
языка, приезжает в Новый Орлеан к сестре Стелле, живущей с мужем Стэнли Ковальским,
продавцом автозапчастей в бедном промышленном районе Французского квартала в
полуразрушенном многоквартирном доме. Бланш осталась без работы и без средств
к существованию. Беременная Стелла рада появлению сестры, Стэнли же относится
к Бланш настороженно (а впоследствии и враждебно). Воспитанная в образованной
семье, Бланш стремится окружить себя подобием красоты и жалкой имитацией роскоши
и оказывается в жестком конфликте со Стэнли-рабочим из пролетариата, потомком
польских эмигрантов, и реалистом, который сразу раскрывает лицемерие Бланш,
не принимает ее «культурных» манер, лжи, фантазий и притворства, высокомерия
и которого раздражает ее поведение. Стэнли и Стелла все чаще начинают конфликтовать
между друг другом из-за Бланш. Бланш провоцирует Стэнли своим поведением и оскорблениями,
позволяет себе высказывать свои мысли своей сестре Стелле о нем как о недочеловеке,
неотесанном и примитивном животном. Стелла оказывается между двух огней, однако
она пытается защитить сестру, поэтому ей достается от Стэнли, несмотря на беременность.
После его рукоприкладства Стелла сбегает к соседям, но возвращается к любимому
мужу. Во время очередных мужских посиделок за партией в покер Бланш знакомится
с близким другом Стэнли, Гарольдом «Митчем» Митчеллом. Впечатлившись наигранными
манерами и привлекательностью Бланш, он начинает ухаживать за ней. На свидании
она рассказывает ему, что уже была замужем и тот брак нанес ей душевные раны,
так как супруг покончил из-за нее с собой, не выдержав ее упреков и оскорблений.
Однако это не останавливает Митча, он считает, что они нужны друг другу. Все
идет к свадьбе Митча и Бланш, но вскрывается истина о Бланш: Стэнли выясняет,
что на самом деле Бланш была уволена с работы из-за бурного романа с 17-летним
учеником, а в родном городе ее не воспринимают всерьез по причине ее занятия
проституцией и постоянных недолгих интрижек с различными мужчинами. Стэнли рассказывает
об этом и супруге, и Митчу, который теперь, по его словам, «не собирается прыгать
в аквариум, полный акул». Стэнли отвозит рожающую Стеллу в госпиталь, а по возвращении
сталкивается с Бланш. Та заявляет ему очередные выдумки, что получила телеграмму
от давнего богатого поклонника и собирается в круиз по Карибам на яхте. В отсутствие
Стеллы Стэнли насилует Бланш. Не выдержав очередного удара судьбы и не сумев
справиться с эмоциями, Бланш сходит с ума. Вскоре после рождения ребенка Стэнли
вызывает психиатров для помещения Бланш в психиатрическую больницу. Бланш вначале
полагает, что за ней приехал ее богатый поклонник (Стелла и ее соседка Юнис
поддерживают Бланш в этом убеждении, стремясь скрыть от нее, что за ней прибыли
из психиатрической больницы), но позже, поняв, что это не так, вначале сопротивляется,
а затем соглашается идти с доктором, зная, что выхода у нее нет. После этого
доктор и надзирательница увозят ее. В финальной сцене фильма Стелла, опустошенная
судьбой сестры, кричит, что больше никогда не вернется к Стэнли. Она забирает
ребенка и взбегает по лестнице к соседям…
Бюджет фильма составил 1, 8 миллионов долларов. Было снято много ремейков. Фильм
получил «Оскар» за лучшее художественное оформление, актрису (Вивье Ли), актера
и актрису второго плана (Карл Малден и Ким Хантер), а номинировался за лучшую
режиссуру, сценарий, операторскую работу, костюмы, звук, музыку, актера (Марлон
Брандо) и как лучший фильм года. Картина также получила «Золотой глобус» за
лучшую актрису второго плана (Ким Хантер), а номинировалась за лучшую актрису
(Вивьен Ли) и как лучший фильм года. Британская киноакадемия вручила Вивьен
Ли свой приз «BAFTA» как лучшей актрисе, а фильм номинировала как лучший фильм
года. В 1999 году картина была внесена на хранение в медиатеку при конгрессе
США как имеющая культурную ценность. На Венецианском кинофестивале картина номинировалась
на «Золотого льва», но получила специальный приз жюри, а Вивьен Ли была названа
лучшей актрисой. Пьеса Теннесси Уилльямса удостоена Пулитцеровской премии за
лучшую драму в 1948 году. Малон Брандо мгновенно стал самым многообещающим актером
и заработал первую из четырех последовательных номинаций на «Оскар» в категории
«Лучший актер». После выхода фильма Брандо, практически неизвестный на момент
отбора актеров, поднялся до известности одной из главных голливудских звезд.
Роль Бланш Дюбуа, как позже признавалась сама Вивьен Ли, привела ее к безумию
и заболеванию острой формой биполярного расстройства (маниакально-депрессивного
психоза), которое в итоге косвенно повлияло на ее уход из жизни в возрасте 53
лет. На ранней стадии разработки проекта Уилльям Уайлер изъявлял свой интерес
к экранизации пьесы и видел в роли Бланш Бэтт Дэвис. Роль Бланш была первоначально
предложена Джессике Тэнди, затем от нее отказалась Оливия де Хэвилленд, а Вивьен
Ли она досталась потому, что фильмы с участием этой актрисы собирали большую
кассу. Джон Гарфилд отказался от роли Стэнли, так как не хотел оказаться в тени
своей звездной партнерши. Элиа Казан поначалу не хотел браться за постановку,
поскольку считал, что он сделал с пьесой все, что мог, еще на театральной сцене.
Уговорил же его стать режиссером фильма сам Теннесси Уилльямс. Картина была
снята за 36 дней. До съемок в фильме Вивьен Ли сыграла Бланш в первой лондонской
постановке пьесы Уилльямса, режиссером которой был ее тогдашний муж Лоуренс
Оливье. Позже Вивьен Ли призналась, что Оливье повлиял на ее исполнение роли
Бланш в картине больше, чем постановщик киноверсии Элиа Казан. Сразу девять
участников бродвейской постановки «Трамвая Желание» во главе с Марлоном Брандо
повторно исполнили свои роли в киноверсии. Англичанка Вивьен Ли чувствовала
себя не в своей тарелке, снимаясь в одной компании с членами нью-йоркской театральной
труппы. Эти ее ощущения Элиа Казан удачно использовал в картине. Снявшись в
этой картине, Вивьен Ли, и до этого страдавшая серьезным психическим заболеванием,
именуемым маниакально-депрессивный психоз, стала плохо отличать действительность
от жизни ее героини. В одном из поздних интервью Вивьен Ли признавалась, что
именно роль Бланш привела ее к безумию, в том числе из-за которого актриса ушла
из жизни в столь раннем 53-летнем возрасте. В нескольких интервью Брандо заявлял,
что ненавидит своего персонажа. Фильм собрал 4, 2 миллиона долларов в Соединенных
Штатах и Канаде, став пятым по величине по кассовым сборам 1951 года, при этом
было продано 15 миллионов билетов при производственном бюджете в 1, 8 миллионов
долларов. Переиздание от 20th Century Fox в 1958 году принесло еще 700 000 долларов.
После выхода фильм получил очень высокие оценки критиков. По ходу фильма обстановка
в квартире Ковальски становится меньше, что усиливает впечатление о растущей
клаустрофобии Бланш. Композитор Алекс Норт написал и записал первую музыку к
драматическому фильму, ориентированную на джаз. Музыка послужила для окраски
звучания насыщенной атмосферы Нового Орлеана в фильме. Она стала заслуженной
вехой в истории киномузыки и проложила путь к многочисленным джазовым саундтрекам
к фильмам. Микки Кун, который играет молодого моряка, помогающего Вивьен Ли
сесть в трамвай в начале фильма, ранее появлялся с Ли в «Унесенных ветром» (1939)
в роли Бо Уилкса (ребенка Мелани, персонажа Оливии де Хэвилленд) в конце этого
фильма, когда персонажу было 5 лет. Когда Микки Кун упомянул об этом кому-то
еще на съемках «Трамвая «Желание», весть дошла до Ли, и она позвала его в свою
гримерку для получасовой беседы. В интервью, когда ему было за семьдесят, Кун
заявил, что Ли была очень добра к нему и была «одной из самых красивых женщин,
которых он когда-либо встречал». Приталенные футболки в то время нельзя было
купить, поэтому одежду Марлона Брандо пришлось несколько раз стирать, а затем
зашивать спину, чтобы она плотно облегала грудь актера. Хотя Вивьен Ли поначалу
думала, что Марлон Брандо был затронут, а он думал, что она невероятно чопорная,
вскоре они стали друзьями, и актерский состав сработался без сбоев. На съемочной
площадке произошли столкновения между Вивьен Ли и ее коллегами по съемочной
площадке. Помимо того, что Ли была единственным крупным актером, не пришедшим
из бродвейской постановки, она была актрисой с классическим образованием, тогда
как большинство других актеров учились по «методу Станиславского». Несмотря
на это, Ли была полна решимости сделать хорошую картину и создать отличное представление.
Сообщается, что она не могла дождаться, чтобы попасть на съемочную площадку
каждый день, и часто была последней актрисой, которая уходила в конце дня. Вивьен
Ли, которой на момент съемок было всего 36 лет, пришлось накраситься, чтобы
выглядеть старше. Во время ужина в честь ее дня рождения Бланш начинает рассказывать
анекдот, который прерывает Стэнли. В пьесе она заканчивает анекдот, рассказывающий
о старой деве, у которой был попугай с большим количеством ненормативной лексики
в лексиконе. Шутка гласит: «Единственный способ заставить попугая замолчать-это
накрыть его клетку тканью, чтобы он подумал, что наступила ночь, и пошел спать.
Однажды утром пастор приходит навестить женщину сразу после того, как она раскрыла
его клетку, поэтому ей пришлось немедленно снова накрыть его. Пастор вошел внутрь
и услышал, как попугай сказал: «Черт возьми, это был короткий день!». Джессика
Тэнди изначально должна была сыграть Бланш после создания роли на Бродвее. Роль
была отдана Вивьен Ли, после того, как Оливия де Хэвилленд отказалась от нее,
так как у Ли было больше кассовых сборов. Вивьен Ли уже играла Бланш в первой
лондонской постановке пьесы под руководством ее тогдашнего мужа Лоуренса Оливье.
Позже она сказала, что постановка Оливье в этой постановке повлияла на ее игру
в фильме больше, чем постановка фильма Элии Казаном. Цензоры потребовали внести
68 изменений в сценарий бродвейской постановки, в то время как вмешательство
католического легиона приличия привело к дальнейшим сокращениям, большинство
из которых были связаны со ссылками на гомосексуальность и изнасилование. В
своих мемуарах Теннесси Уилльямс написал, что фильм ему понравился, но он считает,
что он «слегка омрачен голливудским финалом». Когда фильм был показан в Санта-Барбаре
в 1951 году, партнером режиссера Элии Казана была малоизвестная тогда старлетка
по контракту Мэрилин Монро, которую он представил Артуру Миллеру-ее будущему
мужу. Марлону Брандо заплатили значительную сумму в 75 000 долларов за его работу,
отчасти из-за инсайдерской сенсации, которая приветствовала актерский стиль
Брандо как самую революционную вещь, поразившую Голливуд со времен появления
звукового кино. Вивьен Ли получила зарплату в размере 100 000 долларов, что
сделало ее самой высокооплачиваемой английской киноактрисой того времени. Для
лондонской постановки Вивьен Ли осветлила свои знаменитые каштановые локоны.
Однако на протяжении всего фильма она носила обесцвеченные парики, поскольку
предполагалось, что у Бланш Дюбуа были взлохмаченные волосы, и она выглядела
как человек, проживший тяжелую жизнь. Поскольку она не доверяла американским
парикмахерам, Ли отправила свои парики авиапочтой обратно в Лондон, чтобы их
почистил и починил производитель париков и театральный антрепренер Стэнли Холл.
Вивьен Ли поначалу чувствовала себя совершенно не в своей тарелке, когда присоединилась
к сплоченному нью-йоркскому составу на репетициях. Режиссер Элиа Казан смог
использовать свои чувства отчуждения и дезориентации, чтобы обогатить ее игру.
Чтобы подготовиться к роли Стэнли Ковальски, Марлон Брандо начал ежедневные
тренировки в местном тренажерном зале, где он тренировался с отягощениями, чтобы
накачать грудь и бицепсы. До этой роли актер не был известен своим мускулистым
телосложением, и когда Труман Капоте впервые увидел трансформацию Брандо, он
сказал: «Это было так, как будто к мускулистому телу прикрепили голову незнакомца,
как на некоторых поддельных фотографиях». В начале съемок между Вивьен Ли и
Марлоном Брандо возникли неприязни, но эти конфликты не имели ничего общего
с актерским стилем. Брандо просто раздражали типично британские манеры и чопорность
Ли. Два актерских гиганта, в конце концов, подружились по ходу съемок. Безупречное
подражание Брандо Генриху V, тогдашнему мужу Ли, Лоуренсу Оливье, во многом
помогло растопить лед между ними. Несмотря на то, что он дал окончательное изображение
Стэнли Ковальски, Марлон Брандо сказал, что в частном порядке ненавидит этого
персонажа. Однако следует добавить, что Брандо был эксцентричным персонажем,
который любил вводить людей в заблуждение и шалить. Элиа Казан тесно сотрудничал
с художником-постановщиком, чтобы создать действительно нужный образ. Стены
дома Стэнли и Стеллы были построены небольшими участками, которые можно было
убрать, чтобы, поскольку Бланш чувствовала себя более стесненной и угрожающей
внутри дома Ковальски, стены могли буквально двигаться и создавать клаустрофобное
напряжение в пространстве. К тому времени, когда был снят фильм, трамвайная
линия Desire была преобразована в автобусы, но трамваи все еще использовались
в других частях города. Власти смогли предоставить съемочной группе автомобиль
со знаком «Желание» для вступительных сцен прибытия Бланш в город. После того,
как Бланш впервые прибывает к Ковальски, у них со Стеллой возникает спор, в
котором Бланш говорит: «Где ты был?» Там со своим поляком!». В пьесе ее фразой
было: «В постели со своим поляком!». В фильме Бланш говорит, что у нее было
«Много встреч с незнакомцами!». В пьесе это было «Много интимных отношений с
незнакомцами!». В начале разработки Уилльям Уайлер выразил заинтересованность
в адаптации пьесы с Бэтт Дэвис в роли Бланш. Действие пьесы полностью происходит
в квартире Ковальских и на их площади перед домом. В фильме добавлено больше
мест, таких как автобусная станция, боулинг, танцевальный зал, док и завод Стэнли.
Роль Стэнли Ковальски предложили Роберту Митчуму, но студия РКО отказала ему
в этом. Элиа Казан изначально сопротивлялся идее снять экранизацию, так как
чувствовал, что достиг всего, чего хотел, с помощью сценической версии. Казан
подписал контракт только после того, как Теннесси Уилльямс умолял его взяться
за этот проект. В интервью много лет спустя Ким Хантер сказала, что Марлон Брандо
утверждал, что искал вдохновения для своего выступления, вспоминая, как его
отец относился ко всем и каждому в семейном доме в детстве Брандо. В то время
как Вивьен Ли играла Бланш, ее реальный муж Лоуренс Оливье также был в Голливуде,
снимая «Сестру Кэрри» (1952) с Дженнифер Джонс в главной роли и режиссером Уилльямом
Уайлером. Однажды знаменитая пара ужинала с Марлоном Брандо. На пробном просмотре
Элиа Казан и продюсер Чарли Фельдман испытали шок: публика смеялась над Бланш
Дюбуа. Всегда наблюдавший за своими актерами, Элиа Казан обнаружил, что зрители
смеялись именно над сценой, когда молодой коллекционер реагирует на дерзкую
и тоскующую манеру Бланш, с которой она тянется к нему от своей двери. Казан
исключил ответные фразы Райта Кинга, что помогло подавить непреднамеренный смех.
Для бродвейской постановки на роль Стэнли Ковальски рассматривались несколько
голливудских звезд, в том числе Джон Гарфилд, Берт Ланкастер, Ван Хефлин, Эдмонд
О'Брайен. Марлон Брандо, все еще относительный новичок на сцене, изначально
был отвергнут на роль, потому что его считали слишком молодым и слишком красивым.
Только благодаря агенту Брандо, Эди Ван Кливу, Брандо получил возможность читать
для Теннесси Уилльямса, который ушел с прослушивания с уверенностью, что Брандо
идеально подходит для этой роли. Роль Бланш сначала была предложена Оливии де
Хэвилленд, чьи требования по зарплате оказались слишком завышенными. Считается
одним из пятнадцати фильмов, изменивших американский кинематограф. Это второй
фильм, в котором Вивьен Ли получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль за
роль южной красавицы, которая теряет свое семейное состояние и оказывается в
нищете. Первым фильмом был «Унесенные ветром» (1939). Во время работы над фильмом
Марлон Брандо делил квартиру с будущей кинозвездой Тони Кертисом. Это только
один из двух фильмов, удостоенных трех актерских премий «Оскар», второй фильм-«Телесеть»
(1976). Джон Гарфилд отказался от роли Стэнли Ковальски, потому что не хотел,
чтобы его затмила главная героиня. Снят по 36-дневному графику. Тот факт, что
Марлон Брандо был обойден премией «Оскар» за единственный спектакль, который
почти единолично положил начало движению «Метод актерского мастерства» и считается
одним из лучших спектаклей, когда-либо снятых в кино, считается одной из величайших
несправедливостей в истории Голливуда. Второй фильм Марлона Брандо. Первая из
четырех последовательных номинаций на «Оскар» за лучшую мужскую роль за четыре
года для Марлона Брандо, за которым следует «Вива Сапата!» (1952) и «Юлий Цезарь»
(1953), кульминацией которого стала победа за его выступление в ленте «В порту»
(1954). В отличие от Стэнли Ковальски, Ким Хантер говорил, что Марлон Брандо
был более чувствительным человеком на съемочной площадке. В кульминационной
сцене драки между Стэнли и Бланш реквизиторскому отделу пришлось заменить 11
зеркал, прежде чем режиссер Элиа Казан удовлетворился эффектом разбитого стекла,
которого он добивался. Бродвейская постановка «Трамвай Желание»» в постановке
Элиа Казана и продюсера Ирен Майер Селзник открылась в театре Этель Бэрримор
3 декабря 1947 года и насчитывала 855 спектаклей. Независимый продюсер Чарльз
Фельдман купил права на экранизацию пьесы Теннесси Уилльямса, получившей Пулитцеровскую
премию. Он рассказал об этом Дэррилу Ф. Зануку, главе 20th Century Fox, но Занук
категорически отказался, зная, что цензоры вычеркнут из пьесы весь смысл. Первая
экранизация пьесы Теннесси Уилльямса с Марлоном Брандо в главной роли. Другой
адаптацией Уилльямса с Брандо будет «Из породы беглецов» (1960). Из-за весьма
спорной темы ни одна крупная студия не посмеет прикоснуться к пьесе. Глава 20th
Century Fox Дэррил Ф. Занук проявил интерес, но был вынужден отказаться от этой
идеи, когда его босс наотрез отказался позволить этому произойти. Оскароносная
игра Ким Хантер в этом фильме-ее единственная номинация на премию «Оскар». Вивьен
Ли сказала, что съемки этого фильма ухудшили ее и без того ухудшающееся психическое
состояние. По поводу игры Бланш она сказала, что «это свело меня с ума». Первое
сотрудничество Элии Казан с Теннесси Уилльямсом. Патрисия Нил очень хорошо представлялась
на роль Стеллы, но ее рост 170 см. считалась слишком высокой, чтобы быть сестрой
Вивьен Ли. Вивьен Ли заменила Джессику Тэнди в роли Бланш Дюбуа. На самом деле
это был второй раз, когда две актрисы разделили роль. Ли ранее играла Офелию
вместе со своим мужем и режиссером Лоуренсом Оливье в роли Гамлета. Тэнди сыграла
Офелию в постановке актера и режиссера Джона Гилгуда «Гамлет». Элия Казан очень
серьезно рассматривала Энн Бакстер на роль Стеллы. Джоан Фонтейн рассматривалась
на роль Стеллы. Пятый крупнейший хит года. Посмертно внесен в список 100 любимых
фильмов Акиры Куросавы. Хьюи Лонг был губернатором штата Луизиана (1928–1932)
и сенатором США от штата Луизиана (1932-1935). Он представил программу под названием
«Поделись богатством» под девизом «Каждый мужчина-король». Номинирован на 12
«Оскаров», выиграл 8. Сценарий следует Теннесси Уильямсу с несколькими небольшими
изменениями. Однако есть три особенно больших изменения оригинального сюжета.
Во-первых, это исключение гомосексуализма покойного молодого мужа Бланш, который
прямо упоминается в пьесе, но лишь косвенно упоминается в фильме. В пьесе Бланш
застала его в постели с другим мужчиной, и она закричала на него, назвав его
слабым, и он покончил с собой; она винит себя в том, что не понимает его чувств
и в результате его самоубийства. В фильме тот факт, что ее муж покончил жизнь
самоубийством, замаскирован строкой Бланш, в которой говорится, что «она убила
его сама», доведя его до самоубийства. Второе большое отличие-сцена изнасилования.
В пьесе это явно не не описано, но на него намекают более явно, чем в фильме.
Две ключевые фразы Стэнли в этой сцене были исключены из театрального выпуска:
«Тигр, тигр, брось крышку бутылки», которая с тех пор была снова добавлена в
фильм, и «У нас было это свидание друг с другом с самого начала!», после чего
Стэнли хватает Бланш и тащит ее на кровать. Оба эти изменения были внесены по
причинам цензуры, но они изменили историю в некоторых основных аспектах и привели
к некоторой путанице, особенно в отношении сцены изнасилования, которая является
ключом к пониманию окончательного разрыва Стэнли с Бланш. Последнее изменение
пьесы-финал. В конце пьесы Стелла остается со Стэнли: «Он становится на колени
рядом с ней, и его пальцы находят отверстие на ее блузке». Причина, по которой
она оставила его в фильме, заключалась в том, что наказание насильника требовал
голливудский моральный кодекс. В фильме Стэнли Марлона Брандо насилует Бланш
Вивьен Ли, что является кульминацией нарастания сексуального напряжения между
ними на протяжении всей пьесы. В реальной жизни Брандо флиртовал и, как сообщается,
имел роман с Лоуренсом Оливье, мужем Вивьен Ли, а не с самой Вивьен Ли, что
достаточно иронично.