Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СВЕНГАЛИ»
(Svengali)

США, 1931, 80 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер Арчи Майо по Жоржу Дю Морье, сценарист Джозеф. Грабб Александр
В ролях Джон Бэрримор, Марианн Марш, Дональд Крисп, Луис Альберни, Кармел Майерс, Пол Поркаси, Джулия Гриффит

Используя магию, гипноз и телепатию, злобный гений музыки, маэстро Свенгали пытается завоевать сердце молодой девушки, превратив ее в певицу с мировой известностью…
Фильм, снятый с явной ориентацией на немецкий киноэкспрессионизм, является подзабытой классической экранизацией романа-бестселлера «Трильби» (1894), который вдохновил Гастона Леру на создание романа «Призрак Оперы» (1909). Режиссером выступил Арчи Майо, известный до этого в основном немыми комедиями. Впоследствии он приобрел популярность и стал известен своим придирчивым отношением к актерам. Главную роль в фильме исполнил Джон Бэрримор-легенда американского театра, знаменитый исполнитель шекспировских ролей на сцене и звезда немого кино. Хорошо поставленный, богатый обертонами, «театральный» голос позволил актеру благополучно миновать барьер звукового кино. Бэрримор в роли Свенгали часто напевает себе под нос куски арий и песен, которые позволяют зрителю понять, что перед ними именно музыкант, а не просто заурядный фокусник. Что же касается грима-Бэрримор использовал в основном наработанный багаж-мы можем видеть параллели как с его театральными работами, так и с некоторыми кинокартинами немого периода. Эта картина сразу сделала режиссеру имя и имела успех в мировом прокате, хотя впоследствии и была оттенена вышедшими тогда же фильмами ужасов студии Universal. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшее художественное оформление и операторскую работу. Впервые роман Жоржа Дю Морье (1834-1896) экранизировался еще в 1896 году.
Жорж дю Морье был англо-французским писателем и карикатуристом, наиболее известным созданием персонажа Свенгали в его романе 1894 года «Трильби», а также тем, что он был отцом актера-менеджера сэра Джеральда Дю Морье, дедушки писательницы Дафны Дю Морье, и дедушка мальчиков, вдохновивших Дж. М. Барри на создание романа «Питер Пэн» (1924). Его бабушкой по материнской линии была Мэри Энн Кларк, которая была печально известной куртизанкой в период Регентства в Англии. Изучив искусство в Париже, Жорж переехал в Антверпен, Бельгия, и встретил англичанку Эмму Уайтвик, которая должна была стать его женой, в Дюссельдорфе, Германия. Он последовал за Эммой в Лондон и женился на ней в 1863 году. Из их пятерых детей Джеральд был их вторым сыном и последним. Он изучал химию в Университетском колледже в Лондоне в начале 1850-х годов. Был также известен своими юмористическими рисунками и карикатурами. Слепой на один глаз с детства.
Этот фильм до введения цензуры вызвал споры из-за сцены обнаженного моделирования с участием девушки-подростка Мэриан Марш. Актриса была одета в чулки для этой сцены, а в общем плане, где она убегает из комнаты, вместо нее был использована дублерша постарше. Джону Бэрримору было 49 лет во время съемок, а главной героине Мэриан Марш было всего 17. Мэриан Марш о коллеге по фильму Джоне Бэрриморе: «Он был действительно довольно застенчивым. Иногда, после того, как он играл сцену, все аплодировали, и он отступал в тень. Он всегда был таким полезным и таким вдохновляющим для меня. И когда ты рядом с величайшим актером, ты должен попытаться подняться до его уровня. Он знал, что делает, потому что он делал это много раз раньше». В этом фильме Джон Бэрримор стал одним из первых актеров, которые стали носить контактные линзы в кино. Линзы были одной из первых версий жестких контактов. Несмотря на то, что линзы были неуклюжими и неудобными в ношении, они добавляли в его игру элемент сверхъестественного. После своей успешной экспедиции 1929 года на Южный полюс недавно получивший повышение контр-адмирал Ричард Э. Берд вернулся в Америку как национальный герой и посетил съемочную площадку этого фильма во время съемок. Студийная фотография Берда, Джона Бэрримора (в костюме) и актера Джорджа Арлисса появилась в The New York Times 8 февраля 1931 года. Брэмвелл Флетчер позже женился на дочери своего коллеги по фильму Джона Бэрримора, Дайане, после смерти Бэрримора в 1942 году. Пара развелась в 1946 году. Прозвище Джона Бэрримора для актрисы-подростка Мэриан Марш было «Горничная Мэриан». Согласно интервью 1998 года Мэриан Марш, Джон Бэрримор был в то время счастлив в браке с Долорес Костелло и не пил во время съемок этого фильма. Хотя это название было среди более чем 700 произведений Warner, проданных Associated Artists в 1956 году для переиздания или телетрансляции, оно, наряду с картинами «Моби Дик» (1930) и «Безумный гений» (1931), оставалось в судебном процессе до апреля 1959 года из-за их причастности к поместью покойного Джона Бэрримора, который имел к ним финансовый интерес, когда они были произведены изначально.