Одна из богатейших женщин Америки по имени Марта Альтаплан
устраивает смотрины среди самых красивых непорочных девушек мира в прямом
эфире телевидения. Победительница станет невестой ее сына Мистера Доллара.
Целомудрие претенденток будет проверено в студии доктором Волшебный пальчик.
С его помощью на свет появились три генерала, пять сенаторов и много других
достойных людей. Счастливой обладательницей самого богатого жениха в мире
станет Мисс Канада. Но семейной идиллии не суждено будет сбыться. Позолоченный
детородный орган Мистера Доллара вызовет ужас и отвращение невесты. Она
будет отправлена в Европу, где ее ожидают многочисленные приключения,
от совокуплений на Эйфелевой башне до эротических съемок в десятках литрах
горячего шоколада. А в тоже самое время на корабле с мятежным названием
«Выживший» капитан судна Анна Планета и матрос с броненосца «Потемкин»
будут предаваться плотским утехам, развращая и убивая детей…
Нет, это не пересказ галлюциногенных снов наркомана или рассказов обитателей
психиатрической лечебницы. Это фильм Душана Макавеева. Режиссера, обладающего
удивительной и редкой в современном кино привилегией-осуществлять свои
замыслы в их изначальной форме, невзирая на любые табу и моральные нормы.
Вот уже на протяжение двадцати пяти лет ему удается снимать животрепещущие
картины, балансируя на грани мягкого порно и плохого вкуса. В этом смысле
этот фильм один из лучших образчиков авторского стиля режиссера. Порой
кажется, что фильм распадается на ряд трудно согласуемых между собой кусков.
Две центральные линии картины-путешествие Мисс Канады в Европе и события
на судне «Выживший» не являются логическим продолжением или дополнением
друг друга. Идя бок о бок на протяжении всего экранного времени, они так
и не пересекутся. Мир Макавеева пленит своей абсурдностью, а потому любые
«что?» и «как?» здесь неуместны. Герои картины настолько нереальны и алогичны
в своих поступках, что зрителю ничего не остается делать, как просто наблюдать
за тем, что творится на экране. О какой-либо идентификации с персонажами
не может быть и речи. Учебники с системой Станиславского заброшены на
чердак. Макавеев бьет не по чувствам, а по разуму. По бессознательным
рецепторам нашего Эго. Под личиной шокирующего эпатажа здесь скрывается
острая и точечная сатира. Сатира, мишенью которой являются буржуазное
общество потребления, человеческая недальновидность, а зачастую и недалекость,
алчность, шовинизм, лицемерие. По Макавееву выжить в этом сумасшедшем
мире может только сумасшедший. В подтверждение этой неброской мысли режиссер
предлагает нашему вниманию эпизод с посещением Мисс Канады коммуны самых
настоящих идиотов. Бедная девушка, уже теряющая спасительную нить между
реальностью и вымыслом, попадает в общину немецко-говорящих лоботрясов,
пьющих мочу друг друга, вызывающих рвотные спазмы прямо во время еды.
В место, где вас будут уважать не за интеллект и эрудицию, а за количество
фекалий, оставленных после ужина прямо на тарелках. Эпизод во многом предопределивший
появление догматической картины Ларса фон Триера. Мистер Доллар (откровенная
и жестокая пародия на американский образ жизни) сообщает своей невесте
во время облета его молочной империи-«Карл Маркс убил русского царя во
время Первой мировой войны». Это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Американский мультфильм «Анастасия», рассказывающий детям всего мира о
жизни и гибели семьи последнего русского императора, недалеко ушел от
вышеприведенной фразы по количеству исторических ляпов. В середине восьмидесятых
годов приближение подобных явлений чувствовали лишь тонкие натуры, сегодня
это понимает едва ли не каждый. Золотой член Мистера Доллара, с помощью
которого он хотел овладеть Мисс Канадой-метафора, достойная пера Владимира
Сорокина. Кроме как, мягко выражаясь, половым актом, то, что делает Голливуд
с канадской кинопромышленностью, и не назовешь. Примеры можно множить.
Матрос с «Потемкина» не раз признавался Анне Планете в том, что мечтает
погибнуть также как и Вакулинчук (один из действующих лиц фильма Сергея
Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»). Анна не могла не исполнить заветную
мечту своего единомышленника и любовника. Лежа в сотнях килограммах сахарного
песка, она закалывает матроса ножом. Сладкая смерть, не правда ли. Абсолютно
сумбурный, сюрреалистический фильм, замешанный на сексе, половых органах,
революции, безумии и безразличии человечества, больного телешоу, фашизмами,
коммунизмами и прочими режимами. Режиссер фантазирует изо всех сил, и
в визуальном плане смотрится все достаточно любопытно-мир абсурда под
революционные песни подчиняется у него половому влечению, пищеварению
и рвотным позывам. Многие сцены просто омерзительны, и любители шоковой
терапии и лоботомии будут в восторге. А по мне, так это явный перебор-мысль
не оправдывает средств. Картина была запрещена к показу в Великобритании.
Интересно, что актриса Анна Прукналь («Дракула-отец и сын», 1976; «Город
женщин», 1980) была выгнана из родной Польши после съемок в этом фильме
на целых семь лет. Ей даже не дали визу, чтобы повидать умирающую мать.
Бюджет фильма составил 700 тысяч канадских долларов.