Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВОТ И МЫ, ЖИЗНЬ!»
(Taalta tullaan, elama!)

Финляндия, 1980, 120 мин., «Sateenkaarifilmi»
Режиссер Тапио Суоминен, сценаристы Пекка Айне и Юрье-Юхани Ренвалл
В ролях Эса Ниемеля, Кати Оутинен, Тони Холмстрем, Ристо Пискунен, Яри Кяхари, Юкка Суоминен, Ларс Сведберг

Действие фильма происходит в конце 1970-х годов в Финляндии, его главные герои-трудные подростки, учащиеся спецкласса одной из хельсинкских школ. Юсси, Пете и Лиза-дети из неблагополучных семей, испытывающие проблемы со школьной дисциплиной и не желающие соответствовать требованиям общества, в котором живут. Из всех окружающих настоящую заботу о них проявляет только преподаватель спецкласса по прозвищу Папаша. Однако, он одинок в своем стремлении вырастить из подростков полноценных членов общества и сам оказывается вынужден противостоять другим школьным учителям. Фильм описывает несколько дней из жизни главных героев, показывая их взаимоотношения внутри семьи, в школе и между собой, а также отношение общества к проблемной молодежи. Юсси и Пете прогуливают школу, выпивают, болтаются по городу, периодически нарушая закон. Режиссер демонстрирует образ трудных подростков, дерзких и самоуверенных в общей компании, но совершенно беспомощных в ситуации, когда они вынуждены отстаивать свою позицию в одиночестве. Герои-подростки много говорят, но мало на что способны, а их громкие слова и вызывающее поведение (производящее устрашающее впечатление на учеников младших классов) резко контрастируют с их беспомощностью в реальных жизненных ситуациях. При этом режиссер показывает и положительные стороны героев, способных к сочувствию и сопереживанию, что проявляется в первую очередь в их отношении к близким друзьям, а также животным, занимающим немалое место в жизни двух главных персонажей. В итоге действие картины приходит к трагическому финалу, символизирующему предопределенность судьбы трудных подростков, которых общество считает «отбросами»…
Фильм финского режиссера Тапио Суоминена, ставший классикой финского молодежного кинематографа. После выхода в прокат в 1980 году фильм посмотрели 382 024 зрителя, что сделало кинокартину самым посещаемым фильмом года в Финляндии. Большинство ролей в фильме сыграли непрофессиональные актеры. Исполнитель главной роли Эса Ниемеля снялся в еще в одном фильме («Милка» Рауни Моллберга, 1980), после чего оставил актерскую деятельность, став оператором на телевидении. Роль Лизы стала первой крупной ролью Кати Оутинен в кино. Здесь ее впервые увидел режиссер Аки Каурисмяки, для которого она впоследствии стала любимой актрисой. «Вот и мы, жизнь!» принадлежит к направлению «архиреализма» в финском кино, делающем особый акцент на аскетичном и грубом языке видеоряда. Только появившись на экранах, фильм поразил зрителей своей реалистичностью. Псевдо-документальный подход режиссера становится очевиден уже с самых первых кадров фильма, в которых показана сцена настоящих родов. Стремлением к документальности объясняется и привлечение к участию в фильме большого числа непрофессиональных актеров, а также проведение съемок в обычных жилых кварталах и школах Восточного Хельсинки. В связи с этим картину также называют «первым финским фильмом о пригородах». Будучи финном и жителем Хельсинки, я считаю этот фильм одной из лучших лент, когда-либо снятых в Финляндии. Я бы отнес его к жанру финского неореализма в кинематографе, если такой жанр вообще существует, поскольку Хельсинки начала 1980-х годов изображен в нем настолько реалистично, что фильм выглядит почти документальным. Я рос в Хельсинки в те годы и помню мой город именно таким, каким он показан в фильме. Холодным, враждебным и полным бетона. Действие фильма относится ко времени зарождения интернационального панк-движения и финской «новой волны». Под влиянием новой молодежной культуры в Финляндии начали появляться сквоты и организуемые самой молодежью «сообщества живой музыки». Эти приметы эпохи присутствуют и в фильме, хотя и не на переднем плане или в качестве главной темы. Молодые люди, называвшие себя панками, ощущали свою общность благодаря одинаковым музыкальным вкусам и общей панк-идеологии, однако главный герой фильма, Юсси, по словам Матти Салакки, кинокритика из университета Турку, был «из совсем другой сказки». Он и его товарищи-это маргинальная молодежь, не испытывающая привязанности ни к чему. Они проводят время в сквоте с другими молодыми людьми, но не участвуют ни в каких акциях: для них сквот-просто место, где можно провести время, поскольку в школе и дома их ждут только проблемы. Тем не менее, присутствующие в фильме элементы панк-культуры выполняют важную миссию создания общего контекста, в котором развивается основное повествование. Так, в начало фильма были включены кадры с концерта «отца финского панка» Пелле Мильооны, проходившего в Kill City-одном из кварталов деревянной застройки в Каллио (район в центральном округе Хельсинки), в конце 1970-х годов ставшим главным местом сбора местных панков, но снесенном городскими властями в начале 1980-х. По ходу развития сюжета в фильме также звучит музыка Маукки Перусьятки, другой легенды финского панка, а также заснят процесс сноса одного из хельсинкских сквотов. Некоторые кинокритики считают, что режиссер показал в фильме протестную молодежную культуру того времени, восстававшую против общества, чтобы лучше представить личный бунт конкретных персонажей против доминирующего общественного порядка и их сопротивление школьному устройству и бюрократии. Молодежные фильмы составляют довольно небольшую часть финского кинопроизводства. Тема шумных вечеринок и веселого времяпровождения, часто присутствующая в американских молодежных фильмах, полностью отсутствовала в финском кинематографе вплоть до конца 1980-х годов. Если голливудские проекты такого плана реализовывались с расчетом на получение доходов с молодежной аудитории (что и обусловило интерес к «легкой» тематике), то в Финляндии упор делался на предостережение и просвещение молодого поколения. Присущие молодым «отклонения» от общепринятого поведения и стремление к веселью в финском кино рассматривались с точки зрения морали, а сам процесс взросления часто воспринимался как социальная проблема, что нашло отражение и в данной картине.