Действие фильма происходит в конце 1970-х годов в Финляндии, его главные герои-трудные
подростки, учащиеся спецкласса одной из хельсинкских школ. Юсси, Пете и Лиза-дети
из неблагополучных семей, испытывающие проблемы со школьной дисциплиной и не
желающие соответствовать требованиям общества, в котором живут. Из всех окружающих
настоящую заботу о них проявляет только преподаватель спецкласса по прозвищу
Папаша. Однако, он одинок в своем стремлении вырастить из подростков полноценных
членов общества и сам оказывается вынужден противостоять другим школьным учителям.
Фильм описывает несколько дней из жизни главных героев, показывая их взаимоотношения
внутри семьи, в школе и между собой, а также отношение общества к проблемной
молодежи. Юсси и Пете прогуливают школу, выпивают, болтаются по городу, периодически
нарушая закон. Режиссер демонстрирует образ трудных подростков, дерзких и самоуверенных
в общей компании, но совершенно беспомощных в ситуации, когда они вынуждены
отстаивать свою позицию в одиночестве. Герои-подростки много говорят, но мало
на что способны, а их громкие слова и вызывающее поведение (производящее устрашающее
впечатление на учеников младших классов) резко контрастируют с их беспомощностью
в реальных жизненных ситуациях. При этом режиссер показывает и положительные
стороны героев, способных к сочувствию и сопереживанию, что проявляется в первую
очередь в их отношении к близким друзьям, а также животным, занимающим немалое
место в жизни двух главных персонажей. В итоге действие картины приходит к трагическому
финалу, символизирующему предопределенность судьбы трудных подростков, которых
общество считает «отбросами»…
Фильм финского режиссера Тапио Суоминена, ставший классикой финского молодежного
кинематографа. После выхода в прокат в 1980 году фильм посмотрели 382 024 зрителя,
что сделало кинокартину самым посещаемым фильмом года в Финляндии. Большинство
ролей в фильме сыграли непрофессиональные актеры. Исполнитель главной роли Эса
Ниемеля снялся в еще в одном фильме («Милка» Рауни Моллберга, 1980), после чего
оставил актерскую деятельность, став оператором на телевидении. Роль Лизы стала
первой крупной ролью Кати Оутинен в кино. Здесь ее впервые увидел режиссер Аки
Каурисмяки, для которого она впоследствии стала любимой актрисой. «Вот и мы,
жизнь!» принадлежит к направлению «архиреализма» в финском кино, делающем особый
акцент на аскетичном и грубом языке видеоряда. Только появившись на экранах,
фильм поразил зрителей своей реалистичностью. Псевдо-документальный подход режиссера
становится очевиден уже с самых первых кадров фильма, в которых показана сцена
настоящих родов. Стремлением к документальности объясняется и привлечение к
участию в фильме большого числа непрофессиональных актеров, а также проведение
съемок в обычных жилых кварталах и школах Восточного Хельсинки. В связи с этим
картину также называют «первым финским фильмом о пригородах». Будучи финном
и жителем Хельсинки, я считаю этот фильм одной из лучших лент, когда-либо снятых
в Финляндии. Я бы отнес его к жанру финского неореализма в кинематографе, если
такой жанр вообще существует, поскольку Хельсинки начала 1980-х годов изображен
в нем настолько реалистично, что фильм выглядит почти документальным. Я рос
в Хельсинки в те годы и помню мой город именно таким, каким он показан в фильме.
Холодным, враждебным и полным бетона. Действие фильма относится ко времени зарождения
интернационального панк-движения и финской «новой волны». Под влиянием новой
молодежной культуры в Финляндии начали появляться сквоты и организуемые самой
молодежью «сообщества живой музыки». Эти приметы эпохи присутствуют и в фильме,
хотя и не на переднем плане или в качестве главной темы. Молодые люди, называвшие
себя панками, ощущали свою общность благодаря одинаковым музыкальным вкусам
и общей панк-идеологии, однако главный герой фильма, Юсси, по словам Матти Салакки,
кинокритика из университета Турку, был «из совсем другой сказки». Он и его товарищи-это
маргинальная молодежь, не испытывающая привязанности ни к чему. Они проводят
время в сквоте с другими молодыми людьми, но не участвуют ни в каких акциях:
для них сквот-просто место, где можно провести время, поскольку в школе и дома
их ждут только проблемы. Тем не менее, присутствующие в фильме элементы панк-культуры
выполняют важную миссию создания общего контекста, в котором развивается основное
повествование. Так, в начало фильма были включены кадры с концерта «отца финского
панка» Пелле Мильооны, проходившего в Kill City-одном из кварталов деревянной
застройки в Каллио (район в центральном округе Хельсинки), в конце 1970-х годов
ставшим главным местом сбора местных панков, но снесенном городскими властями
в начале 1980-х. По ходу развития сюжета в фильме также звучит музыка Маукки
Перусьятки, другой легенды финского панка, а также заснят процесс сноса одного
из хельсинкских сквотов. Некоторые кинокритики считают, что режиссер показал
в фильме протестную молодежную культуру того времени, восстававшую против общества,
чтобы лучше представить личный бунт конкретных персонажей против доминирующего
общественного порядка и их сопротивление школьному устройству и бюрократии.
Молодежные фильмы составляют довольно небольшую часть финского кинопроизводства.
Тема шумных вечеринок и веселого времяпровождения, часто присутствующая в американских
молодежных фильмах, полностью отсутствовала в финском кинематографе вплоть до
конца 1980-х годов. Если голливудские проекты такого плана реализовывались с
расчетом на получение доходов с молодежной аудитории (что и обусловило интерес
к «легкой» тематике), то в Финляндии упор делался на предостережение и просвещение
молодого поколения. Присущие молодым «отклонения» от общепринятого поведения
и стремление к веселью в финском кино рассматривались с точки зрения морали,
а сам процесс взросления часто воспринимался как социальная проблема, что нашло
отражение и в данной картине.