Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ТЕНЬ»
(Tenebre)

Италия, 1982, 110 мин., «Sigma Cinematografica Roma»
Режиссер и сценарист Дарио Ардженто, композитор Клаудио Симонетти
В ролях Энтони Франсьоза, Дарья Николоди, Джулиано Джемма, Джон Штейнер, Лара Вендель

Знаменитый американский писатель Питер Нил собирается лететь из Нью-Йорка в Рим на презентацию своего нового романа «Тень». В аэропорту ему звонит его бывшая жена Джейн, которая упрекает Питера в том, что тот не приходил к ней уже шесть недель. Питер обещает ей позвонить на следующий день. Он даже не подозревает, что Джейн звонит ему с соседнего телефона-автомата, отвлекая его, в то время, как ее друзья обыскивают его чемодан, оставленный без присмотра. В Риме молодая привлекательная девушка Эльза крадет из книжного магазина книгу Питера. Но ее ловит менеджер магазина. После флирта с Эльзой, он отпускает ее. По пути домой к Эльзе пристает нищий. Она убегает от него и прячется в своей квартире. Неожиданно в квартире тухнет свет. Эльза подходит к окну и в ужасе видит, что с другой стороны на нее уставился тот бродяга. В это время кто-то в черных перчатках хватает ее сзади, засовывает в рот страницу из книги «Тень», которую Эльза собиралась украсть, после чего перерезает лезвием горло. Питер прибывает в Рим, где его встречает старая подруга, журналистка Тильда, которая обвиняет его в том, что он написал весьма сексуальный роман. Литературный агент Питера Булмер уводит писателя от журналистов. Он говорит ему, что «Тень» вот уже 12 недель находится на первом месте среди бестселлеров страны. Питеру представляют Кристиано Берти, литературного критика, на шоу которого он приглашен. При выходе из аэропорта мужчины встречают секретаршу Питера Анну и помощника Булмера Джанни. Питер говорит, что у него есть подарок для Анны. Но когда он открывает чемодан, то видит, что все вещи перевернуты, а подарок сломан. Питер, Анна и Джанни отправляются в гостиницу, где их уже поджидают детектив Жермани и инспектор Алтьери. Они рассказывают писателю, что несколькими часами ранее была обнаружена убитая девушка, в рот которой были всунуты страницы из его романа «Тень». Полицейские узнают, что в этой книге также действует убийца с лезвием. Жермани показывает Питеру записку, адресованную ему, которая была обнаружена на месте преступления. Это цитата из книги: «Имеется только один ответ на ярость, которая мучила его!». Питер рассказывает полицейским о своем вскрытом багаже. В это время в номер Питера звонит незнакомец, который говорит, что будет убивать снова и снова. Тем временем Тильда и ее подруга Марион знакомятся в баре с мужчиной, которого Марион ведет в свою квартиру. Пришедшей позже Тильде пьяная Марион рассказывает, как она занималась любовью с этим мужчиной. Взбешенная Тильда бросает в подругу стакан и уходит. В это время в доме появляется убийца в черных перчатках, который убивает подруг, фотографирует их мертвые тела и уходит. Вскрытие девушек показывает, что Тильда и Марион были убиты тем же лезвием, что и Эльза. Детектив Жермани звонит Питеру и рассказывает ему об убийствах. Тем временем Питер участвует в передаче Кристиано Берти, в которой рассказывает, что его книга «Тень» повествует об извращениях, присущих человеческому роду и являющихся ответной реакцией на все несовершенство окружающего общества. Жермани и инспектор Алтьери говорят Булмеру, что считают Питера причастным к совершенным преступлениям. Позднее Питер видит из окна своего номера Джейн в своей машине. Он звонит в Нью-Йорк, но там отвечает ее автоответчик. Анна говорит Питеру, что его бывшая жена приехала в Рим, по-видимому, для того, чтобы извиниться за осмотр его чемоданов. Наступает ночь. Подруга помощницы агента Питера Булмера Джанни по имени Мария идет домой. Неожиданно за ней в парке увязывается огромный доберман. Мария прячется в незнакомом большом доме. Она зовет его обитателей на помощь, но никто не откликается. Вместо этого она обнаруживает фотографии мертвых женщин и статьи об этих преступлениях. Поняв, что она попала в дом убийцы, Мария кладет несколько фотографий в свой карман. Но тут к несчастью возвращается маньяк и вонзает ей топор в грудь. Питер получает еще одну записку от убийцы, который угрожает ему самому. Питер вспоминает дискуссию с Кристиано на тему человеческой извращенности и решает отправиться к нему домой. Тем временем в доме журналиста гаснет свет и Джанни в ужасе видит, как кто-то вонзает топор в голову Кристиано. Убийца замечает Джанни и бросает скульптуру в окно. Джанни убегает и с другой стороны дома обнаруживает лежащего на траве Питера, которого кто-то ударил камнем по голове. Джанни говорит, что не успел разглядеть убийцу, но ему показалось, что жертва была с ним хорошо знакома. Питер говорит Булмеру, что хочет покинуть Рим. Когда он уходит из его офиса, появляется Джейн и целуется с Булмером. Питер говорит детективу Жермани, что он намеревается сегодня же покинуть город, опасаясь за свою жизнь. Тем временем Джейн отправляется на свидание с Булмером. Она видит, как в оживленном и многолюдном сквере кто-то посреди дня убивает агента Питера. В ужасе Джейн убегает. Джанни предлагает Питеру подбросить того в аэропорт. Он говорит, что пока еще есть время, он попытается вспомнить что-либо важное, касающееся смерти Кристиано. Он вспоминает, что перед самой своей смертью журналист закричал: «Я убил их всех!», после чего его самого убили. Джанни решает съездить посмотреть на место преступления, но его самого кто-то душит в автомобиле. Джейн звонит в номер Питера, но Анна отвечает, что он покинул Италию. Джейн говорит, что хочет хоть кому-нибудь исповедаться в своем неправедном поведении. Анна говорит, что сейчас придет в ее номер. Джейн берет пистолет. В это время в окно влетает топор и попадает ей в руку. Джейн в агонии истекает кровью. Входит убийца и наносит еще несколько ударов топором. Кто-то заходит в комнату Анны. Его голову раскраивают топором. Мы видим, что убийцей является…Питер Нил. Подоспевшая полиция арестовывает его. А последней жертвой был инспектор Алтьери. Детектив Жермани идет за Анной. Девушка не может поверить, что маньяком-убийцей являлся ее давний друг. Жермани выдвигает свою версию происшедших событий. Питер узнал, что убийцей был Кристиано. После этого он узнает, что Джейн является любовницей Булмера. Тогда он убивает всех троих. Таким образом, все убийства приписали одному неизвестному маньяку. Питеру говорят, чтобы он следовал за полицейскими, но тот вынимает бритву и полосует себя по горлу. Тем временем Жермани помогает Анне собрать вещи и отнести их в машину. Он объясняет ей, что Питер был всего лишь вторым убийцей. Когда он был маленьким, его знакомая девочка была жестоким образом убита. Считалось, что преступление совершил Питер, хотя его в нем так и не обвинили. Когда Кристиано начал совершать убийства, что-то в голове Питера сдвинулось. Жермани возвращается в комнату, но труп Питера исчез. Он обнаруживает, что лезвие было всего лишь трюком с искусственной кровью. В это время сзади появляется Питер и разрубает детектива топором. Тот отлетает и ударяется об огромную скульптуру. Анна с улицы слышит шум в номере. Она взбегает по лестнице и, открывая дверь номера, толкает скульптуру с острым наконечником прямо на выбегавшего из номера Питера. Кол насквозь пронзает незадачливого писателя…
Каждый раз, когда зрителю кажется, что он знает, кто убийца, этого персонажа убивают и все закручивается сначала. Так же, как «Ад» (1979) является продолжением «Вздоха» (1976), этот фильм является продолжением «Пурпурно-красного» (1975) и считается одной из самых удачных работ Дарио Ардженто. Режиссер покинул своих призраков и колдунов, чтобы снова вернуться к убийцам-психопатам. Стиль снова стал строгим, без излишеств, как в «Пурпурно-красном» и отказался от экстравагантностей и китчевого безумия. Красный цвет доминирует, как обычно, но меньше признаков плохого вкуса и несуразностей, как это было в двух предыдущих фильмах. Как и в большинстве фильмов Ардженто мы попадаем в мир, где доминирует логика маньяка-убийцы. Перевернутый вверх дном мир, в котором зрители пытаются на ощупь найти путь к спасению, не зная, кому в действительности можно доверять. Отличительная особенность Дарио Ардженто состоит в том, что он обладает способностью смешивать понятия «нормальности» и «безумия», создавая атмосферу близкую к паранойе. Песню «Take Me Tonight» исполняет Ким Уайлд. Идея фильма пришла к Ардженто после того, как его стал преследовать настойчивый фанат. На главную роль претендовал Кристофер Уокен. Картина была запрещена в Германии 25 лет, и до сих пор не вышла в оригинальной, не сокращенной, версии. Режиссер назвал Энтони Франсьозу самым трудным актером, с которым ему приходилось работать.