Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Этот получасовой документальный фильм рассказывает о Медведкине и его «Кинопоезде»
1930-х годов, своего рода передвижной киномастерской с оборудованием для постпродакшна,
анимационными станциями и большой лабораторией. Проехав тысячи миль по сельской
местности России, поезд остановился, чтобы его создатели фильма задокументировали
украинские методы сбора урожая, сталелитейные заводы на юге России и другие
промышленные/сельскохозяйственные вопросы (хотя на самом деле мы ничего этого
не видим). Поскольку каждый член экипажа жил в жилом помещении площадью 1 кв.
м, все люди в поезде, помимо своих собственных забот по созданию фильмов, отвечали
за различные случайные работы и другие практические вопросы. Основная цель Медведкина
заключалась в том, чтобы проиллюстрировать достижения и ошибки сельскохозяйственного
и промышленного производства, снимая такие методы на видео, в конечном итоге
используя фильмы в качестве образовательных и критических инструментов для улучшения.
Используя архивные кадры и фотографии, «Поезд на марше» ненавязчиво позволяет
Медведкину проиллюстрировать, как «Кинопоезд» функционировал как средство донесения
фильмов до масс-в том смысле, что сами люди выступают в фильмах на первом плане.
Медведкин замечает, что «авторы фильма были не только режиссером и оператором,
но и на пленке могли стоять подписи людей, которые фигурировали в наших фильмах».
Только первые 10 минут имеют хоть какое-то сходство с фильмом Криса Маркера,
с легким потоком сознания закадровым рассказом о происхождении кино как зрелища.
Затем внимание сужается на Медведкине и двух его рассказах о поезде, который
продолжал катиться. В целом, это очень небольшой фильм, дающий краткий обзор
довольно крупного проекта, новаторы которого думали, что он изменит мир…
«В каждом письме ты меня балуешь, как ребенка, хорошими вестями, я становлюсь
лакомкой, что очень плохо, так как испорченные дети-обуза общества и печаль
мамы и папы». Подобными словами в марте 1973 года в одном из писем Александр
Медведкин благодарил Криса Маркера за постоянные новости о том, какое влияние
оказывает творчество и фигура советского режиссера на молодое поколение французских
кинематографистов и политических активистов. Нежность дружеских чувств этих
режиссеров очевидна почти из каждого послания их корреспонденции. Однако личная
связь между ними никогда не затмевала политическую и творческую повестки. Все
знаки внимания Маркера и жесты благодарности Медведкина лишь резюмировали промежуточные
этапы неожиданной встречи, в которой ангажированное искусство 20-30-х годов
из Советского Союза нашло продолжение и переосмысление в эстетическом радикализме
60-70-х годов во Франции и по всему миру. Одним из результатов этой дружбы стал
30-минутный фильм Маркера «Поезд в пути», который должен был стать своеобразным
вступлением к показам в кинозалах картины Медведкина «Счастье» (1935), усилиями
Маркера вышедшей на французские экраны в 1971 году. И эта немая комедия Медведкина,
и ее рецепция на Западе (Маркер добился того, что «Счастье» было показано не
только во Франции, но и во многих других странах, в том числе в США)-тема для
отдельного исследования, которое могло бы показать, как давно забытые архивные
работы способны стать источником переосмысления иного времени и иного места
в истории. Случай «Счастья» и его переоткрытия благодаря Маркеру-яркий пример
того, как следует «чесать историю против шерсти» (Беньямин). То есть извлекать
из опытов прошлого инструменты борьбы в настоящем. Однако в рамках данной заметки
обратимся в первую очередь к работе самого Маркера, которая представляет интерес
далеко не только в связи с творчеством Медведкина, его проекта Кинопоезда и
фильма «Счастье». «Группа имени Медведкина была создана в декабре 1967 года
рабочими активистами Безансона. Инициаторы группы исходили из того, что «подлинное
пролетарское кино не может быть создано лишь самими пролетариями». Начиная с
апреля того же 1967 года, Крис Маркер и Марио Марэ вели съемки фильма, посвященного
забастовке рабочих завода «Родиасета» в Безансоне, названного ими «До скорого,
я надеюсь». 5 марта 1968 года фильм был показан по телевидению в программе «Камера
III». 27 апреля состоялась премьера в Безансоне для рабочих завода «Родиасета».
Фильм был принят, в общем, доброжелательно, хотя его и посчитали «грустным»
и «романтичным». Фильм «До скорого, я надеюсь»-лишь отчасти произвольно выбранная
точка, отталкиваясь от которой можно проследить за новым этапом в фильмографии
Маркера, для которого характерно переосмысление роли политики для новой формы
кино. 8 марта 1967 года Маркер получил письмо из Безансона, в котором его попросили
прислать какие-то фильмы для показа рабочим, а по возможности самому приехать
на завод. Как раз в это время Маркер работал над первым проектом группы «Общество
для проталкивания новых произведений»), над коллективной работой «Далеко от
Вьетнама» (1967). Прервав работу над монтажом, Маркер и несколько его товарищей
отправились в Безансон. «Грусть» и «романтизм» фильма «До скорого, я надеюсь»,
который стал результатом ответа на приглашение приехать, сплелись в череде монологов
рабочих, которые рассказывали о состоянии современного пролетария в условиях
монотонного труда. Этот фильм еще только намечает будущую эстетику, сочетающую
политический активизм с эссеистической художественной формой Маркера. 1967 год
пока в большей степени отмечен акцентом на документальную составляющую кинообраза.
Однако история с приездом Маркера на завод в Безансоне убедительно показывает,
что еще до личного знакомства с Медведкиным (которая произошла на фестивале
в Лейпциге в 1967 году как раз после окончания работы над картиной «До скорого,
я надеюсь») политико-эстетическая позиция Маркера оказалась удивительно созвучной
и близкой той, которой будет посвящен фильм «Поезд в пути». В начале 30-х годов
легендарный Кинопоезд Медведкина был одним из многих, но по-своему уникальным
случаем переосмысления художественных форм производства в условиях построения
нового государства. Предвосхищая анализ ситуации в революционном искусстве в
докладе Вальтера Беньямина «Автор как производитель» (1934) Медведкин полностью
учел два основных вывода, к которым пришел немецкий философ. «Критерием служит
образцовый характер производства, который, во-первых, в состоянии привлечь к
производству других производителей, а, во-вторых, предоставить в их распоряжение
некий усовершенствованный аппарат». Беньямин в своей статье ссылается на опыт
писателя Сергея Третьякова, но эти положения как нельзя точно описывают проект
Кинопоезда Медведкина. Совершенно неслучайно, что Тревор Старк в статье «»Кино
в руках людей»: Крис Маркер, группа Медведкин и потенциал боевого кино» проводит
сравнение между художественными опытами Медведкина и Третьякова, несмотря на
то, что нет свидетельств их знакомства и контактов. «Так же как Третьяков, Медведкин
неразрывно связал «демонстрацию фактов» с «активацией зрителя». То есть цель
состояла в том, чтобы Кинопоезд оказался способом привлечь к созданию фильмов
население самых разных местностей, по которым проезжала группа энтузиастов,
то есть превратить их из потребителей кинообразов в их производителей. Но и
вместе с этим происходило переосмысление самого искусства кино, которое уже
не просто выступало инструментом политической борьбы, но обнаруживало в себе
нечто иное, чем эффективную форму пропаганды. «Фильмы Кинопоезда препарировали
жизнь, включаясь в цепочку причинно-следственных отношений с реальными событиями,
и сами становились событиями. Родились новые жанры: фильм-письмо, фильм-вызов,
фильм-докладчик, обвинитель, счет». Так Кинопоезд Медведкина оказался одним
из первых и самых интересных жестов, направленных на стирание границы в паре
«эстетика/политика». Учитывая выше обозначенный контекст, воспринимать «Поезд
в пути» Маркера только как жест благодарности и признания со стороны политического
единомышленника и близкого друга (с 1968 года Маркер и Медведкин ведут активную
переписку) было бы ошибкой. Маркер не мог не понимать, что подчинение кинообраза
инструментальной функции-в данном случае, подготовить французского зрителя к
просмотру «Счастья» и рассказать об истории Кинопоезда-во многом обесценивает
такой опыт в деле политической/эстетической борьбы. «Поезд в пути» сам должен
стать еще одним, следующим шагом по направлению к созданию «боевого кино». Именно
поэтому стоит обратить внимание на то, как в этом фильме Маркер сочетает сразу
два взгляда. Во-первых, взгляд документалиста: «Поезд в пути» составлен в основном
из того, что ты сам говорил нам перед вагонами в Нуази-ле-Сек». Но, во-вторых,
кино-эссеиста, который превращает фактический материал в визуальный ряд не только
просвещающий, но аффективно вовлекающий. Это лишь отчасти документ истории-в
не меньшей степени это жест, нацеленный на очарование зрителя. «Сначала-глаза»-слова,
с которых начинается фильм, вся закадровая речь в этой работе Маркера лишены
одновременно и интонации отстраненного объективного повествователя, но и не
скатывается к агитационному призыву. Позиция Маркера попадает в зазор между
фигурами документалиста и пропагандиста. Речь в фильме стремится уловить ритм
быстро сменяющихся образов-от железнодорожных путей до Ленина-чтобы стать высказыванием
«по ту сторону целей и средств». Маркер высвобождает исторический сюжет из обусловленности
контекстами, показывая, как факт прошлого может стать частью настоящего. Так
Маркер делает наглядной и ощутимой иную темпоральность, порождаемую кинообразом.
Время фильма избегает линейности событийной истории, синхронизируя революционные
моменты прошлого с открытым для события актуальным настоящим. «Поезд в пути»
движется здесь и сейчас.