Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НЕУЯЗВИМЫЙ»
(Unbreakable)

США, 2000, 105 мин., «Blinding Edge Pictures/Touchstone Pictures»
Режиссер, сценарист и продюсер Найт Шьямалан, композитор Джеймс Ньютон Ховард
В ролях Брюс Уиллис, Самюэль Джексон, Спенсер Трит Кларк, Робин Райт Пенн, Шарлин Вудард

Во время страшной железнодорожной катастрофы в живых остается только один человек-Дэвид Данн. У него не оказывается ни то, что перелома или ушиба, но даже ни одной царапины. Он потрясен смертью более, чем 230 пассажиров и не может понять, почему именно он единственный выжил в этом безумном происшествии. Вскоре Дэвиду приходит загадочная записка, в которой спрашивается «Сколько дней ты болел в жизни?». Дэвид сам заинтересовывается этим, наводит справки, расспрашивает родных и близких и, с удивлением узнает, что он ни разу в жизни не болел. В 1961 году у чернокожей женщины родился ребенок, у которого были сломаны обе руки и обе ноги. Ему дали имя Элайза. С тех пор Элайзу постоянно преследовали физические травмы и всевозможные болезни. Его мать приучила сына к чтению комиксов, которыми он сильно увлекся. Треть своей жизни Элайза провел в больницах, где ничего не мог делать, кроме как читать комиксы. Став взрослым, Элайза становится владельцем магазина по продаже оригиналов рисунков старых комиксов. Именно он послал записку Дэвиду, поскольку у него возникла занимательная теория: раз он такой немощный и физически неполноценный, то должен существовать в мире человек, являющийся его полной противоположностью, то есть ни разу в жизни не болевший и полностью здоровый. Дэвид скептически относится к заявлению Элайзы и просит оставить его в покое. Но Элайза снова встречается с ним и говорит, что у Дэвида есть дар не только «безболезненности», но и предвидения неприятностей и происшествий. Элайза встречается с женой и ребенком Дэвида и также рассказывает им о своей теории. Дэвид понемногу начинает размышлять над словами Элайзы. Он испытывает себя в неблагоприятных ситуациях, а также вспоминает свои прошлые происшествия. Элайза снова оказывается в больнице с переломанными ногами и ребрами. Дэвид постепенно приходит к выводу, что он в самом деле «неуязвимый», «помеченный Богом», но не может найти применения своему дару. Бродя по городу «в поисках неприятностей и приключений», Дэвид спасает детей от маньяка. В конце концов, Дэвид узнает, что Элайза сам подстроил или спровоцировал многочисленные катастрофы, в которых погибло множество людей. Это он делал для того, чтобы проверить свою теорию и встретить такого человека, как Дэвид. Он сам подкладывал взрывчатку в поезда, совершал террористические акты, а потом проверял газетные публикации, выискивая людей, которые остались в живых. Дэвид отправляется в полицию, и Элайзу помещают в психиатрическую лечебницу…
Как и картина «Шестое чувство» (1999), где впервые возникло сотрудничество Найт Шьямалан-Брюс Уиллис, фильм «Неуязвимый» представляет собой вялотекущее, затянутое, медленное, часто возвращающее назад зрелище, замешанное на мистической основе. Фильмы почти идентичны по структуре и стилистике. Оба они-мрачные, натуралистичные исследования экстрасенсорики. Детали складываются, в данном случае леденяще, в стиле сериала «Сумеречная зона», с предельным откровением, в тщательно вычерчиваемый катарсис. Самая большая разница не в том, что уловка в данной картине не является такой неожиданной, как в «Шестом чувстве», а в том, что она ничего не объясняет. Брюс Уиллис снова играет человека, с которым что-то не так: Дэвид Данн-сотрудник охранного агентства, который единственный выжил после крушения поезда под Филадельфией. Начав фильм со сцены с поездом, Шьямалан полностью отказывается от изображения кровавой бойни, предпочитая ему эпизод в приёмном покое. Во время разговора между изумлённым доктором и чудом оставшимся невредимым Дэвидом на переднем плане кровь просачивается через бинт, намотанный на смертельно раненую жертву. Это жуткий момент, возможно, наиболее впечатляющий во всём фильме, и это мерило режиссерского самообладания и его сверхъестественного умения вести повествование. Оттеняет Дэвида хрупкий Элайза, сварливый собиратель комиксов, страдающий от болезни, которая делает кости ломкими. Его происхождение объясняется фрагментарно, начиная с жуткого вступительного эпизода, в котором доктор смотрит на новорожденного, уже поврежденного Элайзу со смесью сожаления, смущения и ужаса. Жизнь мальчика превращается в сагу страха и решимости, в которой решение преодолеть пролёт лестницы становится выбором между жизнью и смертью. Сцены типа этой не особо утончённы, но спокойная рассудительность Шьямалана повышает их силу. Элайза изводит Дэвида, пытаясь убедить его, что они-две стороны одной злополучной монеты. Дэвид, напротив, выглядит обращённым внутрь и начинает искать возобновления отношений с женой Меган и общей почвы с сыном Джереми. Брюс Уиллис, как нужный человек во время кризиса, знает своё дело. Самюэль Джексон сердит, но держит себя в руках, лишь изредка проявляя свою сущность. Проблема в том, что за хитростью сценария и длинными, бережными кадрами, за многослойностью и символизмом мало что происходит. Громоздкий и нагруженный весом собственной важности, фильм кажется многословным и вялым для своих 107 минут. И в то же время фильм кажется усеченным, неполным-в основном потому, что фирменный шьямалановский трюк раскрывается в развязке, а не в кульминации. Двигаться некуда, и фильм заканчивается, не поверите, титрами, объясняющими дальнейшую судьбу персонажей! Всё это построение, эта усердная попытка довести до нашего сознания смысл и потусторонность поглощается весьма обычным приёмом. В эпизоде появился сам режиссер в роли торговца наркотиками. Роль супруги героя предлагали Джулианне Мур. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» как лучший приключенческий фильм. При бюджете в 75 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 250 миллионов.