
















Фильм рассказывает о судьбе Полины Бонапарт, средней из трех и самой любимой
сестры первого императора Франции Наполеона Бонапарта. Любовные похождения Полины
создавали много проблем для Наполеона, однако он всю жизнь поддерживал с сестрой
самые добрые отношения, в том числе устроил для нее два выгодных брака и даровал
ей титул герцогини. Она, в свою очередь, поддержала его во время изгнания на
острове Эльба. Полина, княгиня Боргезе стала воплощением красоты той эпохи,
с ее прекрасного тела великий скульптор Антонио Канова ваял образ Венеры…
Итальянская киноакадемия вручила картине свой приз «David di Donatello» за лучшую
актрису (Джина Лолобриджида).
Мари-Полетт Бонапарт (1780-1825), более известная как Полина Бонапарт-средняя
из трех и самая любимая сестра французского императора Наполеона I. Мари-Полетт
Бонапарт родилась на острове Корсика в Аяччо. Из всех сестер была самой красивой.
По словам графини А. Потоцкой, самые тонкие правильные черты лица соединялись
в ней с удивительными формами. Благодаря ее прелестной внешности никто не обращал
внимания на ее ум, и ее любовные приключения служили темой для бесконечных разговоров.
С самого юного возраста любовные похождения Полины вызывали толки и доставляли
массу хлопот царственному брату, который наконец выдал ее замуж за генерала
Леклерка, отправленного в 1802 году на подавление Гаитянской революции. Во время
своего пребывания в Вест-Индии Полина не чуралась интрижек с подчиненными своего
супруга, после смерти которого вернулась в Европу, где была выдана замуж за
принца Камилло Боргезе. По случаю этого брака Наполеон выкупил для Лувра лучшие
картины из художественного собрания Боргезе и назначил зятя наместником Пьемонта.
Несмотря на благоприятное начало, брак Полины с отпрыском одного из знатнейших
семейств Италии через пару лет начал трещать по швам. Большую часть времени
супруги проводили порознь. Европа полнилась слухами об экстравагантных выходках
французской принцессы-о том, что она восседает на спинах фрейлин как на стульях,
а на купанье ее приносят толпы прислужников-негров. В 1806 году Наполеон даровал
ей Гвасталлу (с титулом принцессы и герцогини Гвасталльской), которую она позже
продала за шесть миллионов франков герцогу Пармскому. Брак Наполеона с Марией-Луизой
стал причиной длительной размолвки между братом и сестрой, но после его свержения
в 1814 году никто из родственников не был для изгнанника таким подспорьем, как
Полина. Распродав свое имущество, она переехала на Эльбу, где находился в ссылке
ее брат. После провала «Ста дней» Полина воспользовалась приглашением папы Пия
VII и поселилась в Риме. Ее загородный особняк, «вилла Паулина», был обустроен
в модном тогда египетском стиле; там же помещалась знаменитая статуя Кановы,
на которой Полина представала в облике полуобнаженной Венеры. За несколько месяцев
до смерти Полины произошло ее воссоединение с супругом Камилло. Полина умерла
от рака и была похоронена в капелле Боргезе в римской церкви Санта-Мария-Маджоре.
Антонио Канова (1757-1822)-итальянский скульптор, наряду с датчанином Бертелем
Торвальдсеном, наиболее значительный представитель академического течения в
искусстве западноевропейской скульптуры в период неоклассицизма. Крупные собрания
произведений Кановы находятся в парижском Лувре и в Санкт-Петербургском Эрмитаже.
Антонио Канова был сыном каменотеса Пьетро Кановы и его жены Анжелы Зардо Фантолини.
Его отец умер в 1761 году и мать повторно вышла замуж. Антонио воспитывался
дедом по отцу, Пазино Кановой, владельцем каменотесных мастерских. Здесь он
получил первые навыки работы по камню. Его первым учителем скульптуры в Венеции
был Джузеппе Торретти. В 1770 году Канова поступил на два года в ученики к венецианскому
скульптору Джузеппе Бернарди. Затем учился у Джованни Феррари, поступил в Венецианскую
академию изящных искусств. В период обучения в Академии получил несколько наград.
Во время учебы выполнил несколько работ для местных монастырей. Венецианский
сенатор Джованни Фальеро нанял Канову для создания статуй Эвридики и Орфея для
сада своей виллы в Асоло. Работа над статуями была начата в 1775 году, и обе
были закончены в 1777-м. В 1779 году венецианский прокуратор Пьетро Веттор Пизани
заказал скульптору группу «Дедал и Икар». В следующем году он отправился в Рим.
Изучение классических произведений способствовало развитию его природных способностей.
Вскоре молодой художник занял выдающееся место среди ваятелей того времени,
и известность его росла с появлением каждого нового произведения и распространяясь
далеко за пределы Италии. К нему поступали заказы от многих аристократических
семейств и царственных особ. Папа Пий VII в 1802 году сделал его главным смотрителем
всех художественных памятников в своих владениях. Наполеон Бонапарт пригласил
его в 1802 году в Париж для изготовления колоссальной статуи (Наполеона) и для
других важных работ. Шедевр этого времени-Полина Бонапарт в обличии победоносной
Венеры. После падения Наполеона, в 1815 году, Канова способствовал тому, чтобы
художественные сокровища, увезенные из Рима низложенным императором во Францию,
были возвращены в Вечный город; в благодарность за это, равно как и за его необычайный
художественный талант, Пий VII приказал вписать его имя в Золотую книгу Капитолия
и пожаловал ему титул маркиза д’Искиа.
Был первым президентом Папской Римской археологической академии. Несмотря на
эти почести и на благорасположение со стороны папы, знаменитый скульптор вследствие
размолвки с кардиналами покинул Рим и последние годы своей жизни провел на родине,
в Поссаньо, близ Бассано. Он умер в Венеции 13 октября 1822 года и был похоронен
в соборе Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари в мавзолее, который сам же спроектировал
по образцу пирамидальных римских надгробий. После смерти Кановы в 1822 году
Венецианская академия решила поместить сердце Кановы в порфировую урну, и по
распоряжению президента академии Леопольдо Чиконьяры была проведена подписка
для сбора денежных средств на памятник Канове. В 1827 группой учеников Антонио
Кановы этот памятник был построен согласно проекту самого Кановы. В урне, которую
держит сильно задрапированная фигура находится сердце Кановы, остальное тело
погребено в мавзолее около его дома в Поссаньо. При жизни Канова имел репутацию
самого значительного из скульпторов новейшего времени. В развитии классицистической
скульптуры он сыграл столь же ключевую роль, что и Давид-в развитии классицистической
живописи. Современники не жалели сильных эпитетов для описания своего преклонения
перед даром Кановы, который, как тогда казалось, выдерживал сравнение с лучшими
ваятелями античности. Его надгробия эффектны, портреты-идеализированы. Тем не
менее, ни «торжественное спокойствие композиции», ни «ясность и изящество пропорций»
не уберегли Канову от обвинений в «холодной отвлеченности образов, сентиментальной
слащавости и салонной красивости, безжизненности гладкой, отполированной поверхности
мрамора», которые выдвигали против него многие позднейшие историки искусства:
Сентиментальность и слащавая, салонная эротика Кановы далеки от идеалов античной
классики и сближают его творчество разве что с эклектиком Энгром, как например,
в знаменитой группе «Три грации», где от античности присутствует только тема.