
















Действие происходит в Лондоне в 1890 году. Невинного человека ловят, на основе
косвенных доказательств приговаривают к смерти и казнят через повешение по обвинению
в убийстве Ханны Кендалл. Вскоре после казни появляется свидетель, который подтверждает
алиби казненного. В результате инспектор Скотленд-Ярда Джордж Эдвард Гродман,
который вел это дело, обвиняется начальством в неверном ведении дела и вынужден
подать в отставку. Его место занимает давний оппонент Гродмана, злорадный, недалекий,
но обладающий непомерным самомнением Джон Р. Бакли. Вечером дома у Гродмана
на небольшую вечеринку собираются его друзья и соседи из дома напротив: художник-иллюстратор
Виктор Эммрик и племянник убитой Ханны, светский гуляка Артур Кендалл. Когда
к Гродману заходит либеральный депутат парламента Клайв Расселл, между ним и
Кендаллом вновь разгорается постоянный спор по вопросу о положении шахтеров,
после чего рассерженные Кендалл и Расселл уходят с вечеринки. На улице Расселл
угрожает Кендаллу, и это слышит Лотти, солистка мюзик-холла и подружка Кендалла.
Оставшись с Кендаллом наедине, Лотти обвиняет его в том, что он дарил ей дешевые
фальшивые украшения и требует вернуть золотую цепочку, которую она ему подарила.
Но Кендалл бросает ее на улице, поднимается в свою квартиру и ложится на кровать.
На следующее утро пьющая, впечатлительная домовладелица миссис Бенсон не может
достучаться в комнату Кендалла и разбудить его. Напуганная, она идет в дом напротив
и приглашает Гродмана, чтобы тот помог ей отрыть дверь. Взломав дверь, Гродман
заявляет, что Кендалл мертв, и посылает взволнованную миссис Бенсон за полицией.
Прибывший вскоре инспектор Бакли видит, что Кендалл заколот острым предметом.
Осмотрев комнату, он констатирует, что окна и двери заперты и закрыты на задвижки,
а орудия убийства в комнате не обнаружено, следовательно, каким-то таинственным
образом убийца сначала проник в квартиру, а после убийства также вышел из нее.
Бакли решает проконсультироваться с профессиональным взломщиком, как по его
мнению, можно было бы осуществить такое преступление, однако тот не может предложить
никакого удовлетворительного объяснения. Бакли предполагает, что убийцей мог
быть кто-либо из знакомых Кендалла, и тот сам впустил его в квартиру. Первоначально
Бакли подозревает Эммрика, который ночью в пьяном виде шатался под окнами своего
дома, и ничего не может вспомнить о том, что делал ночью, однако никаких прямых
доказательств его причастности нет. Тогда Гродман и Эммрик сообщают Бакли, что
у Кендалла была любовница, певица из мюзик-холла, с которой он поссорился в
день убийства. Организовав ночью в комнате Кендалла засаду, Бакли ловит Лотти,
которая, по ее словам, пришла забрать свою цепочку от часов. Однако цепочки
в комнате при обыске найдено не было, соответственно, Бакли не верит ей и задерживает
ее. Тогда Гродман высказывает предположение, что Кендалла могли похоронить вместе
с цепочкой, и предлагает эксгумировать тело. Действительно, цепочка оказывается
в кармане костюма Кендалла. Спустя некоторое время Гродман и Эммрик идут на
представление в мюзик-холл, где Лотти им рассказывает о том, что у Расселла
был роман с замужней дамой, и Кендалл знал об этом. Вернувшись домой из командировки,
Расселл обнаруживает, что в его квартире кто-то был. Не зная, что предпринять,
Расселл идет посоветоваться к Гродману. Их разговор слышит спрятавшийся в гардеробной
комнате Эммрик. Расселл подтверждает Гродману, что в момент убийства Кендалла
он встречался с любимой женщиной, однако отказывается назвать ее имя, поскольку
она благородная светская дама и к тому же по-прежнему замужем. Ночью кто-то
пытается проникнуть в комнату Эммрика, однако тот начинает стрелять из пистолета
и прогоняет взломщика. Лотти сообщает Бакли, что Кендалл знал о романе Расселла
и утверждает, что Расселл мог убить Кендалла, опасаясь шантажа или крушения
репутации любимой дамы и своей политической карьеры. Когда полиция выясняет,
что Расселл не был в командировке в момент убийства, но отказывается сказать,
где действительно он находился, подозрение падает на него. В итоге, на основании
косвенных улик Бакли приходит к заключению, что Кендалла убил Расселл, и убеждает
присяжных признать его виновным и приговорить к смертной казни. Присяжные выносят
обвинительный вердикт, и Расселла помещают в камеру смертников. За три недели
до казни Расселл раскрывает Гродману имя своей любовницы, которая может обеспечить
ему алиби, и Гродман немедленно отправляется на ее поиски. Выясняется, что некоторое
время назад она уехала из Лондона на юг Франции. Гродман идет по ее следам по
городам французской Ривьеры, в итоге выясняя, что она совсем недавно умерла.
Вернувшись в Лондон, Гродман сообщает Расселу, что теперь у него нет свидетеля,
который мог бы обеспечить ему алиби и тем самым спасти его от казни. Вечером
дома Гродман пишет последнюю главу книги о своих самых знаменитых делах, последним
из которых является дело об убийстве Кендалла. В своих записках Гродман отмечает,
что Эммрик слишком много знает об этом деле. К Гродману заходит выпивший Эммрик,
который делает иллюстрации для книги. Гродман говорит, что догадался о том,
что Эммрик знает, что Расселл не убивал Кендалла, поскольку слышал из разговор,
спрятавшись в гардеробной комнате. Он также говорит Эммрику, что это он прокрался
ночью в его комнату, чтобы напугать Эммрика и заставить его молчать о том, что
ему известно. На приеме у следователя в присутствии руководства Скотланд-Ярда
Гродман делает неожиданное признание, что это он убил Кендалла. Гродман объясняет
свои мотивы следующим образом: он понял, что Кендалл убил свою тетю Ханну после
того, как узнал, что она собирается вычеркнуть его имя из завещания. После этого
Кендалл дал ложные показания, которые привели к казни невинного человека. Видя,
что другого способа наказать Кендалла за убийство тети и косвенно-за убийство
невинно осужденного, у него нет, Гродман решил наказать его самостоятельно.
На вечеринке перед днем убийства Гродман добавил в коктейль Кендалла снотворное.
На следующее утро тот крепко спал и не услышал, как стучала в дверь миссис Бенсон.
Когда Гродман взломал дверь в его комнату, Кендалл был жив. Однако Гродман заявил,
что он мертв, отправил миссис Бенсон за полицией, а сам в этот момент заколол
Кендалла ножом. Совершив идеальное убийство, Гродман добавил, что тянул так
долго с признанием потому, что хотел показать полную некомпетентность Бакли,
отомстить и унизить его за то, что тот «подсидел» его и незаслуженно занял место
инспектора. Выходя с конвоем, Гродман отдает Эммрику рукопись книги, просит
закончить иллюстрации и опубликовать ее…
Ремейк фильмов «Perfect Crime» (1928) и «Crime Doctor» (1934). Художественный
режиссерский дебют Дона Сигела. По словам Дона Сигела в его автобиографии, Сидни
Гринстрит заболел во время съемок фильма, и съемочная группа была уволена на
две недели без оплаты. Сидни Гринстрит и Питер Лорре вместе снялись в девяти
фильмах, первый из которых-«Мальтийский сокол» (1941), а последний-этот. Во
время съемок фильма на студии Warner Bros. произошла крупная забастовка. Дон
Сигел и съемочная группа не смогли пройти через забор студии. Майкл Кертис должен
был снять фильм, но вместо него его получил Дон Сигел. Из-за этого между ними
произошел небольшой спор. В основу сюжета фильма положен роман Израэла Зангвилла
«Загадочное происшествие на Биг Боу» (1892), который ранее уже экранизировался
дважды. Наряду с такими фильмами, как «Жилец» (1944), «Подозреваемый» (1944),
«Газовый свет» (1944) и «Площадь похмелья» (1945) этот фильм относится к жанру
психологического нуарового триллера, действие которых разворачивается в викторианском
Лондоне. Фильм стал режиссерским дебютом Дона Сигела, известного такими фильмами,
как тюремный нуар «Бунт в тюремном блоке 11» (1954), фантастический триллер
«Вторжение похитителей тел» (1955) и полицейский боевик «Грязный Гарри» (1971).
К числу других значимых работ Сигела относятся также фильмы нуар «Большой обман»
(1949), «Личный ад 36» (1954), «Уличные преступники» (1956) и «Линейка» (1958),
а также пост-нуаровые триллеры «Убийцы» (1964) и «Чарли Вэррик-мишень наемного
убийцы» (1973). Кинокритик Ханс Воллстейн не очень высоко оценил фильм, написав,
что «братья Уорнер и режиссер-дебютант Дон Сигел создают типичный погруженный
в туман викторианский Лондон. Но если убрать атмосферическую операторскую работу,
мелодраматическую музыку Фредерика Холландера и хичкоковские черты в работе
Сигела, то вы получите «Криминального доктора», фильм категории В 1934 года
студии РКО…История не вполне подходит популярной актерской паре Сидни Гринстрита
и Питера Лорре, и несмотря на многочисленные впечатляющие внешние атрибуты,
некоторые зрители предпочтут менее туманную раннюю версию». Сходную оценку дал
кинокритик Деннис Шварц, назвав картину «стандартной криминальной драмой, действие
которой происходит в туманной викторианской Англии, хотя съемки проводились
в голливудских студийных декорациях…Фильм рассказывает об офицере полиции, который
берет правосудие в свои руки с тем, чтобы добиться справедливости (что станет
знакомой темой у Сигела)…Хотя фильм не убедителен и слишком напоминает историю
об идеальном убийстве, но пара Лорре и Гринстрит всегда увлекательна и приветствуется
в любом фильме, несмотря на то, что их комическая игра немного потеряла новизну».