Италия. 1939 год. Из деревни в Ареццо приезжает жизнерадостный еврей Гуидо,
случайно встретив школьную учительницу Дору, он влюбляется в нее с первого взгляда.
Он покоряет ее своими «волшебными» совпадениями, своей безграничной искренностью
и невероятным чувством юмора. Дора и Гуидо женятся, открывают свой книжный магазинчик
и становятся родителями сына Джозуэ. Так заканчивается первая комедийно-романтическая
часть фильма, затем начинается вторая-трагическая. В Италии времен Второй мировой
войны нарастают нацистские настроения, начинаются гонения на евреев. Гуидо с
маленьким сыном, вместе с прочими евреями, отправляют в концентрационные лагеря,
где под видом душа немощных стариков и детей убивают в газовых камерах. По прибытии
отец сыну объясняет, ради спасения, что все происходящее есть игра, призом в
которой будет танк. Для получения главного приза необходимо набрать 1000 очков,
очки даются при безусловном исполнении ряда правил: запрещается показываться
на глаза солдатам, плакать, жаловаться и просить есть. Ребенок, несмотря на
смерть, боль и кровь вокруг, верит словам своего папы, что это только игра.
Игра продолжается, пока приближающиеся американские войска не приводят начальство
лагеря в панику. Гуидо говорит сыну, что наступила последняя часть игры, и теперь
нужно спрятаться и не выходить, пока все вокруг не стихнет. Гуидо прячет сына,
а сам бежит искать жену, но случайно попадается на глаза нацистам. Один из солдат
берет его под конвой, отводит за угол и расстреливает. Американские войска освобождают
лагерь. Когда мальчик видит танк, он бежит ему навстречу. Из танка показывается
молодой американский солдат и берет мальчика прокатиться. Джозуэ понимает, что
его отец был прав, игра окончена, он-победитель, а танк-его приз! В финале Джозуэ
воссоединяется с матерью…
Сразу после выхода картина получила широкое международное признание. В 1998
году фильму был присужден Гран-при Каннского кинофестиваля, в том же году кинолента
была представлена на премию «Оскар» в семи номинациях («Лучшая музыка», «Лучшая
мужская роль», «Лучший фильм», «Лучший иностранный фильм», «Лучший сценарий»,
«Лучшая режиссура», «Лучший монтаж»). Две статуэтки получил Роберто Бениньи
как лучший актер и как режиссер лучшего иностранного фильма, за музыку к кинофильму
«Оскар» получил Никола Пьовани. В основе сюжета фильма лежит биография Рубино
Ромео Сальмони-итальянского еврея, узника Освенцима. Сценарий фильма создан
по мотивам книги Сальмони «Я победил Гитлера» («Alla fine ho sconfitto Hitler»,
Rubino Romeo Salmonì), в которой он описывает свое пребывание в лагере смерти.
Сальмони умер в июле 2011 года. По словам режиссера, название фильма было взято
из «Завещания» Льва Троцкого, в котором есть слова: «Жизнь прекрасна. Пусть
грядущие поколения очистят ее от зла, гнета, насилия и наслаждаются ею вполне».
Частично съемки фильма проходили в Ареццо, на родине режиссера. В 2002 году
критик Том Доусон написал, что «фильм, по-видимому, задуман, как дань силам
воображения, невинности и любви, при самых страшных обстоятельствах», но «сентиментальная
фантазия Бениньи уменьшает страдания жертв Холокоста». В 2006 году комедийный
режиссер Мел Брукс негативно отозвался о фильме, отметив, что Бениньи не понимает,
что юмор неприемлем в этой теме, так как он сам не еврей, и члены его семьи
не были убиты в концентрационных лагерях. Нобелевский лауреат Имре Кертес, напротив,
утверждает, что те, кто считает фильм комедией, а не трагедией, упустили смысл
фильма. Он привлекает внимание к тому, что он называет «конформизмом Холокоста»
в кино. Фильм получил высокую оценку итальянской прессы, а Бениньи считался
«национальным героем». Папа Иоанн Павел II, побывавший на частном показе картины,
включил его в пятерку своих любимых фильмов. Роджер Эберт дал фильму три с половиной
звезды, заявив: «В Каннах он оскорбил некоторых критиков использованием юмора
в отношении Холокоста. Что может быть наиболее оскорбительным для всех, так
это его обход политики в пользу простой человеческой изобретательности». Майкл
О'Салливан, пишущий для Вашингтон пост, назвал его «грустным, смешным и запоминающимся».
Джанет Маслин написала в Нью-Йорк Таймс, что фильм взял «колоссальное количество
злости», но «так как Бениньи может быть душераздирающим без ненужной болтовни,
это работает».
Кеннет Туран отметил, что фильм «какая-то яростная оппозиция», но сказал: «Что
удивительного в этом невероятном фильме, так это то, что он преуспевает. Его
настроения неизбежны, но присутствуют подлинная острота и пафос, а также видна
всеобъемлющая искренность». Дэвид Руни сказал, что фильм имел «смешанные результаты,
с удивительной глубиной и остротой в работе Бениньи, но визуально, довольно
плоская операторская работа Тонино Делли Колли». Оуэн Глейберман назвал ее «неоспоримым,
своего рода, подвигом, в сочувствии жертвам Холокоста». Картина была коммерчески
успешной, заработав в Италии 49 миллионов долларов. Это был самый кассовый итальянский
фильм в его родной стране вплоть до 2011 года. Бюджет фильма составил 58 миллионов
при общемировом доходе в 230 миллионов. Это был самый кассовый фильм на иностранном
языке в Соединенных Штатах до 2000 года.