Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА»
(La vita e bella)

Италия, 1943, 76 мин., ч/б, «Fono Roma/Lux Film»
Режиссер и сценарист Карло Людовико Брагалья
В ролях Альберто Рабальяти, Мария Меркадер, Анна Маньяни, Гильдо Боччи, Карло Кампанини, Гвалтьеро Тумиати

Италия. 1939 год. Из деревни в Ареццо приезжает жизнерадостный еврей Гуидо, случайно встретив школьную учительницу Дору, он влюбляется в нее с первого взгляда. Он покоряет ее своими «волшебными» совпадениями, своей безграничной искренностью и невероятным чувством юмора. Дора и Гуидо женятся, открывают свой книжный магазинчик и становятся родителями сына Джозуэ. Так заканчивается первая комедийно-романтическая часть фильма, затем начинается вторая-трагическая. В Италии времен Второй мировой войны нарастают нацистские настроения, начинаются гонения на евреев. Гуидо с маленьким сыном, вместе с прочими евреями, отправляют в концентрационные лагеря, где под видом душа немощных стариков и детей убивают в газовых камерах. По прибытии отец сыну объясняет, ради спасения, что все происходящее есть игра, призом в которой будет танк. Для получения главного приза необходимо набрать 1000 очков, очки даются при безусловном исполнении ряда правил: запрещается показываться на глаза солдатам, плакать, жаловаться и просить есть. Ребенок, несмотря на смерть, боль и кровь вокруг, верит словам своего папы, что это только игра. Игра продолжается, пока приближающиеся американские войска не приводят начальство лагеря в панику. Гуидо говорит сыну, что наступила последняя часть игры, и теперь нужно спрятаться и не выходить, пока все вокруг не стихнет. Гуидо прячет сына, а сам бежит искать жену, но случайно попадается на глаза нацистам. Один из солдат берет его под конвой, отводит за угол и расстреливает. Американские войска освобождают лагерь. Когда мальчик видит танк, он бежит ему навстречу. Из танка показывается молодой американский солдат и берет мальчика прокатиться. Джозуэ понимает, что его отец был прав, игра окончена, он-победитель, а танк-его приз! В финале Джозуэ воссоединяется с матерью…
Сразу после выхода картина получила широкое международное признание. В 1998 году фильму был присужден Гран-при Каннского кинофестиваля, в том же году кинолента была представлена на премию «Оскар» в семи номинациях («Лучшая музыка», «Лучшая мужская роль», «Лучший фильм», «Лучший иностранный фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура», «Лучший монтаж»). Две статуэтки получил Роберто Бениньи как лучший актер и как режиссер лучшего иностранного фильма, за музыку к кинофильму «Оскар» получил Никола Пьовани. В основе сюжета фильма лежит биография Рубино Ромео Сальмони-итальянского еврея, узника Освенцима. Сценарий фильма создан по мотивам книги Сальмони «Я победил Гитлера» («Alla fine ho sconfitto Hitler», Rubino Romeo Salmonì), в которой он описывает свое пребывание в лагере смерти. Сальмони умер в июле 2011 года. По словам режиссера, название фильма было взято из «Завещания» Льва Троцкого, в котором есть слова: «Жизнь прекрасна. Пусть грядущие поколения очистят ее от зла, гнета, насилия и наслаждаются ею вполне».
Частично съемки фильма проходили в Ареццо, на родине режиссера. В 2002 году критик Том Доусон написал, что «фильм, по-видимому, задуман, как дань силам воображения, невинности и любви, при самых страшных обстоятельствах», но «сентиментальная фантазия Бениньи уменьшает страдания жертв Холокоста». В 2006 году комедийный режиссер Мел Брукс негативно отозвался о фильме, отметив, что Бениньи не понимает, что юмор неприемлем в этой теме, так как он сам не еврей, и члены его семьи не были убиты в концентрационных лагерях. Нобелевский лауреат Имре Кертес, напротив, утверждает, что те, кто считает фильм комедией, а не трагедией, упустили смысл фильма. Он привлекает внимание к тому, что он называет «конформизмом Холокоста» в кино. Фильм получил высокую оценку итальянской прессы, а Бениньи считался «национальным героем». Папа Иоанн Павел II, побывавший на частном показе картины, включил его в пятерку своих любимых фильмов. Роджер Эберт дал фильму три с половиной звезды, заявив: «В Каннах он оскорбил некоторых критиков использованием юмора в отношении Холокоста. Что может быть наиболее оскорбительным для всех, так это его обход политики в пользу простой человеческой изобретательности». Майкл О'Салливан, пишущий для Вашингтон пост, назвал его «грустным, смешным и запоминающимся». Джанет Маслин написала в Нью-Йорк Таймс, что фильм взял «колоссальное количество злости», но «так как Бениньи может быть душераздирающим без ненужной болтовни, это работает».
Кеннет Туран отметил, что фильм «какая-то яростная оппозиция», но сказал: «Что удивительного в этом невероятном фильме, так это то, что он преуспевает. Его настроения неизбежны, но присутствуют подлинная острота и пафос, а также видна всеобъемлющая искренность». Дэвид Руни сказал, что фильм имел «смешанные результаты, с удивительной глубиной и остротой в работе Бениньи, но визуально, довольно плоская операторская работа Тонино Делли Колли». Оуэн Глейберман назвал ее «неоспоримым, своего рода, подвигом, в сочувствии жертвам Холокоста». Картина была коммерчески успешной, заработав в Италии 49 миллионов долларов. Это был самый кассовый итальянский фильм в его родной стране вплоть до 2011 года. Бюджет фильма составил 58 миллионов при общемировом доходе в 230 миллионов. Это был самый кассовый фильм на иностранном языке в Соединенных Штатах до 2000 года.